Крупнейшая операция по борьбе с уличными бандами прошла в Нью-Йорке

Убийцы в костюмах от Феррагамо

Мой нью-йоркский друг Марк лет 15 прожил в Бронксе и до переезда в тихий и благонравный "апстейт" сохранил об этом "боро" самые разные впечатления. В частности, рассказывал он мне, в его районе на углу недалеко от школы годами стояла неприметная машина, и все желающие, от мала до велика, знали, что к ней можно подойти и через окно купить закрутку, понюшку или таблетку "дури". 

Убийцы в костюмах от Феррагамо

Когда я рассказал об этом знакомому полицейскому, тот усомнился и ответил, что такое вряд ли возможно, а возможно только в одном случае: если этот розничный торговец наркотиками - тайный осведомитель, которому неофициально разрешают травить народ за то, что он выводит правоохранителей на торговцев-оптовиков. Но и это, добавил мой знакомый полицейский, очень маловероятно, так как, стань такое известно, поднимется страшный скандал. История Марка осталась в моей памяти апокрифом, который - ложь, но в нем намек.

«Они наводняли наши улицы ядом»

27 апреля в Бронксе прошла крупнейшая в истории Нью-Йорка операция по борьбе с уличными бандами. Федеральные обвинения были предъявлены 120 членам двух группировок, которых подозревают  в широком ассортименте  преступлений, включая торговлю наркотиками и  минимум 8 убийств. В числе жертв бандитов обвинение называет 92-летнюю старушку и 15-летнего мальчика. Как сообщил манхэттенский федеральный прокурор Прит Бхарара, арестованные "совершали бесчисленные акты насилия как против бандитов-соперников, так и против невинных граждан".  В операции по задержанию, которая началась в 2.30 утра и проходила в нескольких жилых комплексах, были задействованы почти тысяча полицейских и агентов федеральных органов правоохраны - министерства внутренней безопасности, управления по борьбе с наркотиками и маршальской службы.  В облаве 27 апреля были арестованы 87 человек, на следующий день - еще четверо, а остальных разыскивают, в чем полиции и агентам ФБР оказывает помощь местное население. Убитых подростков, конечно, жаль, но в обвинении не указано, что это были не примерные мальчики, а начинающие бандиты.

   В городском управлении полиции эту операцию считают крупнейшей в истории Нью-Йорка и судить бандитов будут на федеральном уровне.     

"Сегодня мы предъявляем им обвинения, - заявил прокурор Бхарара, - чтобы все ньюйоркцы, включая жителей комплексов для малоимущих и соседних домов, могли жить так, как они того заслуживают: без наркотиков, без оружия и без бандитского беспредела". В предъявленные бандитам обвинения входят также рэкет, хранение и применение огнестрельного оружия,  грабеж и мошенничество с банками.   Как утверждает обвинение, банды "2 Fly YGz" и "Big Money Bosses", соревнуясь между собой, много лет терроризировали Бронкс, торгуя наркотиками рядом с парками и школами. Члены банд носили отличительные части одежды, клички вроде MadDog, K-Murda, Murder, Gunz и Gambino, а также особые татуировки.  О том, что обе банды состояли из молодых афро- и латиноамериканцев, политкорректно не сообщается, а как бы само собой подразумевается.

Банда "Big Money Bosses" действовала в основном на Уайт-Плейнс-роуд в районе Уэйкфилд, а ее вожаками считают Нико Беррела, он же "Зико Нико", и Дагласа Макларти, он же "Кью-Дон", которые, выделяясь среди остальных, носили дизайнерские наряды. Лидеры этой банды вообще были большими модниками, называли себя "Big Suits", а их подчиненные делились на ранги по именам дизайнеров костюмов  "Burberry Suits", "Louis Suits", "Gucci Suits", "Ferragamo Suits" и "Sean John Suits". Тонкость вкуса не помешала членам банды в июне 2014 года застрелить 18-летнего Кишона Поттерфилда, а в мае прошлого года зарезать 15-летнего Джеффри Делмора. В октябре 2009 года бандиты затеяли очередную перестрелку, и шальной пулей в своей квартире была убита 92-летняя Сэйди Митчелл.

Банда "2Fly" считалась нью-йоркским отделением панамериканской банды "Young Gunnaz" и орудовала в районе "пражекта" Eastchester Gardens в  районе Вильямсбридж. Этой бандой, как утверждает федеральное обвинение, командовали Лакун Пэриш по кличке MadDog (Бешеный Пес) и Аарон Родригес по кличке Gunz, то есть что-то огнестрельное. Как сообщил комиссар городской полиции Билл Брэттон, "эти личности открыто торговали наркотиками  рядом с жилыми домами и школами в Бронксе, наводняя наши улицы ядом". Яд состоял из марихуаны, кокаина и таблеток оксикодона, а на детской площадке у "пражекта" и в других местах бандиты хранили оружие. В октябре 2012 года бандиты "2Fly" зарезали 17-летнего Александра Уолтерса, а в октябре 2013 застрелили 17-летнего Донвилла Симпсона.

"Программисты" и "пражектеры"

Уличная торговля наркотиками для Нью-Йорка была, есть и, возможно, еще долго будет самым большим социальным злом - если, конечно, не считать коррупции в эшелонах власти. В начале 1980-х годов в городе появился крэк - кристаллизованный кокаин, порция которого на улице стоила 2,5 доллара - по сегодняшнему курсу вдвое дороже, но все равно доступно для молодежи из гетто и бедных кварталов. Преступность подскочила, затем пошла на убыль, и пять лет назад вышла книга социолога Фрэнка Зимринга "Город, который стал безопаснее" (Franklin E. Zimring. The City that Became Safe. New York's Lessons for Urban Crime and Its Control. - USA: Oxford University Press, 2011), где автор написал, что "город не выиграл войну с наркотиками, но выиграл войну с преступностью и насилием, которые с ними связаны". Социальная мимикрия поделила Нью-Йорк на богатые безопасные, средние умеренно опасные и бедные опасные районы, которые хорошо известны, и хотя в центре Манхэттена тоже могут убить, изнасиловать и ограбить, это все же не правило, а исключение.

Что же касается мест компактной уличной наркоторговли, которые действительно можно считать городскими гетто, то это "пражекты" - порой гигантские жилые комплексы для малоимущих. Таких комплексов в пяти нью-йоркских боро 328, живут там больше 400 тысяч человек, а ведает "пражектами" NYCHA (New York City Housing Authority) - Городское управление жилищного хозяйства. Это некоммерческая корпорация, в которой работают 13 тысяч служащих, а руководит ею правление из 7 человек, и мэр города назначает председателя на свое усмотрение, а членов - на три года. Помимо "пражектов" в ведение NYCHA входят 235 тысяч клиентов "Восьмой программы", которые с помощью этой организации живут в частных домах с субсидируемой квартплатой.  Среди нью-йоркских "программистов" полным-полно выходцев из республик бывшего СССР, но в "пражектерах" нашего брата практически нет. Экономически там проживает городская беднота, а демографически - примерно 46 % афроамериканцев, 44% латиноамериканцев, 5% азиатов, 4% белых и 1% кого-то еще. За порядком в "пражектах" следит специальный отдел городской полиции, работа в котором с недавних пор считается весьма опасной.

              Наркоторговля - не наш гардеробчик

Обе нейтрализованные в Бронксе банды состояли из афро- и латиноамериканцев, что соответствует основному населению городских "пражектов". Роясь в именах и кличках обвиняемых, я не встретил ни одного хотя бы отдаленно  напоминающего родную речь. "Папа Ола", "Буги-Бу", "Тик-Тик", "Бродвей", "Би-Би"... Правда, у одного было погоняло "Иван", но им оказался Иван-Джэль Эйрити, а к тому же Иванов, Наташ и Тань сейчас у афроамериканцев хоть пруд пруди. К чести организованного преступного мира нашей иммиграции замечу, что вообще торговля наркотиками - не наш гардеробчик. Толково украсть, грамотно  обмануть, а теперь и киберсмошенничать - это мы с превеликим удовольствием, но "наводнять улицы ядом" - не для нашего ума дело. Конечно, если честно, то "русская мафия" в Соединенных Штатах не лезла в крупную наркоторговлю из-за того, что там не было свободных мест. Единственной  попыткой такого рода можно считать группу наших иммигрантов, которые в начале 1990-х годов наладили контрабанду героина из Таиланда в Нью-Йорк через Варшаву и сделали это с присущей им смекалкой.

Поделившись на отраслевые подразделения, участники группы приобретали в Таиланде героин, а в Малайзии - комплектующие части катодных трубок телевизоров.  Героин засыпали в трубки, и делали это так, что при таможенной проверке экраны телевизоров светились.  «Заряженные» героином телевизоры по заказам другого подразделения отправляли в Европу, там героин расфасовывали в полиэтиленовые пакеты, и нанятые в Бруклине  «русские мулы» прилетали в Варшаву, приклеивали эти пакеты скотчем на тело и увозили в Нью-Йорк. Не помню, кто кого тогда сдал первым, но в  июне 1991 года двух «русских мулов» арестовали в аэропорту Кеннеди, куда они прилетели из Польши и пытались пронести через таможню 3 кг героина. 

Следом за ними арестовали Ефима Каца, Александра и Елену Мойсиф, Джозефа и Люду Форзано, Джузеппе Генна и Калоджеро Бадаламенте, Перри Лимбериса и Ронни Петрино, а также Юрия Бронштейна, Адольфа Сиротникова, Риту Доценко и Геннадия Черняховского. Позже по этому же делу арестовали куда больше известных в криминальных кругах «русской Америки» Бориса Найфельда по кличке “Биба” и Шалву Уклеба, он же “Шалико”, он же “Аккуратный”, он же “Зверь”, ныне покойного Арона Ройзиса по кличке “Людоед” и менее известных Александра Михайлова, Семена Элишакова, Валерия Крутого, Сергея Могоричева и Диму Подлога. Главными свидетелями обвинения стали Найфельд и Ройзис, согласившиеся сотрудничать. Саша Мойсиф пошел на сотрудничество с прокуратурой еще раньше.  Судили  их разными группами и в разное время, но на суд присяжных рискнул пойти, кажется, только Подлог, которого в апреле 1993 года признали виновным, а в октябре 1994 приговорили к 27 годам тюрьмы. Отсидев 23 года, 30 октября 2015 года 69-летний Подлог был освобожден, попав под "обамовскую амнистию", по которой ему убавили 10 месяцев.

Больше попыток наркоторговли в таких масштабах среди нашего криминала не было. Правда, бывший одессит Людвиг Файнберг, он же Леша Тарзан, пытался продать колумбийским кокаиновым баронам старую советскую подводную лодку, но это не в счет.

Новости региона

Все новости