Эксклюзивное интервью русского политтехнолога

Берни Сандерс: социалист от слова “социум”

Виталий Шкляров родился в Гомеле. Учился политологии в Германии. С 2008 года живет в США. Сегодня гражданин Беларуси Виталий Шкляров - один из ключевых политтехнологов в избирательном штабе Берни Сандерса. Он поделился с нашей газетой своими наблюдениями о президентской гонке.

Берни Сандерс: социалист от слова “социум”
Виталий Шкляров. Фото Л.Саенко

График политтехнолога штаба кандидата в разгар праймериз достаточно напряженный и потому нам лишь ненадолго удалось пересечься в Берлингтоне, самом населенном городе штата Вермонт недалеко от границы с Канадой. Уютный двухэтажный городок, раскинувшийся на берегу озера Шамплейн и окруженный голубыми холмами, напоминает уголок Швейцарии. Почти 90% 42-тысячного населения - потомки выходцев из стран Западной Европы, средний доход на семью - 46 тысяч долларов. К реальному развитому социализму чистенький и сознательный Берлингтон готов - по городу от озера до университета курсирует бесплатный автобус, к услугам - бесплатный уличный wi-fi, здание мэрии, бессменно возглавляемое политиками левого толка, гостеприимно распахнуло двери для туристов в качестве бесплатного туалета.

- Это город господина Сандерса, здесь он был несколько раз избран мэром, отсюда ушел в Сенат, - рассказал «В Новом Свете» один из руководителей штаба Виталий Шкляров. - Его здесь все знают, все любят. Если вы будете, как я, ходить по городу с символикой (политтехнолог носит на груди значок Bernie Go!), то огромное количество людей к вам подойдут, пожмут руку и скажут спасибо за то, что вы помогаете. А в некоторых случаях и угостят в баре пивом.

- Многие русские американцы, на том же Брайтоне, скажут вам - хватит нам социализма, от него и сбежали в Америку!

- Берни Сандерс вовсе не ставит целью построение коммунизма, его реформы - это вовсе не продолжение теории Маркса и Энгельса. Да, я согласен, что в некоторых странах слово социализм носит достаточно негативный характер в виду исторического опыта и аналогий. Знак равенства между социализмом, каким мы его знали в Советском Союзе, и социальным реформированием в США ставить неправильно.

- То есть СССР здесь не будет?

- Это два совершенно разных государства, два совершенно разных времени, и идеи совершенно разные. Если что и похоже, то только корень слова «соц». Новое и прогрессивное, безусловно, лучше воспринимается молодежью - будь-то новые гаджеты или новые избирательные технологии. В США наступает время перемен - и молодежь это первой проявляет как лакмусовая бумажка. На мероприятия Сандерса, в отличие от мероприятий госпожи Клинтон, приходят до 20-30 тысяч человек, это в принципе статус рок-звезды.

- Вы принимали участие в кампании Обамы 2008 года, произошли ли изменения в настроениях электората и общества в целом?

- Да, я пришел в структуры господина Обамы рядовым полевым агитатором и довольно скоро продвинулся. Электорат Обамы и Сандерса практически тот же, большой электоральный слой - молодые люди, студенты, образованные профессионалы в возрасте до 27 лет. В этом отношении обе кампании схожи в стратегии и инструментарии - их посыл обращен к молодежи, изменению статус-кво и участию молодых избирателей в построении будущего. Хотя пункты программы, конечно, отличаются.

- А какая атмосфера в штабе Берни Сандерса?

- Избирательная кампания очень похожа на стартап, есть свой кодекс, своя иерархия и дисциплина, у каждого отдела свои задачи и команда Сандерса едва ли чем-то отличается от команд других кандидатов. У Сандерса ежедневно проходит порядка трех-десяти встреч. Какие-то из них рассчитаны на небольшую группу людей, но две-три встречи собирают 20-30 тысяч сторонников. У него напряженный график и очень много переездов. Работать с ним легко - команда молодая и динамичная.

- Извините, старичок профессорского вида вытащил из исторического сундука социалистические идеи - и вдруг они стали востребованы молодыми людьми, выросшими при капиталистической демократии?

- Да, он социалист, но я бы не рассматривал эту характеристику, как приросшую корнями к понятию «социализм», он социалист от слова «социум». Его кампания - не об изменении политического уклада или строя, а, скорее, о социальных реформах, как-то - бесплатное высшее образование, оплачиваемый декретный отпуск и отпуск по болезни, реформа оплаты труда - для Америки эти идеи новые и прогрессивные. Ведь в Европе давно за женщиной закреплено право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, почему же самая богатая страна мира не может себе позволить то, что делается и в Европе, и в России?

- А сами-то верите в то, что Берни Сандерс станет номинантом Демпартии, а то и президентом?

- Конечно, верю. Если он получит номинацию, я не сомневаюсь в том, что он станет президентом. Шансы выиграть номинацию Демократической партии есть как у госпожи Клаинтон, так и у господина Сандерса.

- А вы представляете себе дебаты кандидатов Дональда Трампа и Берни Сандерса?

- Будет интересно. Судя по их психотипам, это будет встреча интеллектуала и хулигана.

- Многие считают, что и Трамп и Сандерс - в равной мере популисты, только на разных полюсах. В Америке настало время популистов - что случилось со страной?

- Люди хотят изменений, в этом нет ничего плохого. Господин Сандерс прогрессивен слева, господин Трамп достаточно прогрессивен (пожимает плечами) справа. Они представляют распространенные настроения среди стороников партий, в ином случае они бы так далеко не прошли. Вспомните изначально высокие шансы Джеба Буша, вспомните, как неоспоримую победу предрекали госпоже Клинтон, не воспринимая сенатора Сандерса всерьез. А сегодня он трудный конкурент для одной из самых влиятельных политических фигур США. Избирательный процесс - как спорт, никогда не знаешь, чем закончится матч.

- А чем, на ваш взгляд, отличаются избиратель русский от американского?

- Да все хотят жить лучше. А с точки зрения отношения к политическому процессу - различия большие. Американцы видят избирательную систему как часть демократии и своей частной жизни и с таким же удовольствием принимают в ней участие, как русские в праздновании масленицы. Такая традиция - у нас есть блины и прыгать в прорубь, у американцев - ходить на кокусы и собрания.

- А если сенатор Сандерс не выиграет номинацию, что дальше? Строите планы о создании нового политического движения или партии?

- У нас огромные планы, которые я не стану раскрывать. Кампания не закончилась и каждый ее день приносит новые вехи в стратегии. Было бы чистой спекуляцией сейчас что-то утверждать. С другой стороны, революция - не побоюсь этого слова - уже произошла. Совершенно не известный ранее кандидат в президенты, который отработал более 20 лет в Сенате и в течение этих 20 лет поднимал одни и те же проблемы, только сейчас нашел своего слушателя, свою аудиторию. Возможно, секрет в новом экономическом контексте глобализации, но так или иначе его вопросы стали актуальными, и потому он вышел на такой высокий уровень. Свою революцию он уже совершил. Господин Сандерс однозначно попадет в учебники истории. Вне зависимости от выигрыша или проигрыша он уже изменил политический ландшафт США.

- На постсоветском пространстве хотели бы поучаствовать в выборах?

- Конечно, было бы интересно. Технологии одинаковые или почти одинаковые, но мессидж, посыл, полевая работа и лозунги будут отличаться. Президентов выбирают не политтехнологи, а граждане. Мы только помогаем сформировать повестку, которую избиратель востребует.

Новости региона

Все новости