Соперничество Клинтон и Сандерса вступает в решающую фазу

Избирательная арифметика

Сенатора Сандерса все энергичнее призывают сложить оружие. Особенно настойчивыми эти призывы стали после праймериз в Нью-Йорке, прервавших серию из семи побед Сандерса подряд.

Избирательная арифметика

“Сокрушительное поражение Берни Сандерса в Нью-Йорке”, “У соперника Хиллари Клинтон не осталось даже призрачных шансов выиграть партийную номинацию”... Об этом хором твердили все газеты и телеканалы.

Но это явное искажение картины, стремление выдать желаемое за действительное. Никакого сокрушительного поражения Сандерс не потерпел. Борьба в штате Нью-Йорк закончилась со счетом 58 процентов на 42 в пользу Клинтон. Еще две-три недели назад рейтинг Сандерса в Нью-Йорке не превышал 12 процентов. Благодаря пропорциональной системе Хиллари получила 139 делегатов, Берни - 108. Для Сандерса это, конечно, проигрыш, но отнюдь не разгром.

Если посмотреть на карту распределения голосов, то окажется, что Клинтон выиграла благодаря четырем крупным городам: Нью-Йорку, Баффало, Рочестеру и Сиракузам. Весь остальной штат, включая столицу Олбани, голосовал за Сандерса. Точно такой же была тактика Барака Обамы восемь лет назад: он вел кампанию только в густонаселенных избирательных округах, а Хиллари выигрывала там, где сегодня выигрывает Сандерс - в маленьких городах и сельской местности. В городе Нью-Йорк картина тоже пестрая. Если Клинтон выиграла на Манхэттене, то Сандерс - в Бронксе, Квинсе и Бруклине, причем в Бруклине это был действительно разгром для Хиллари: она набрала там всего 13,6 процента голосов, а Берни - 86,4. Удивил Брайтон-Бич. По социальным сетям создавалось впечатление, что русская диаспора решительно против социалиста Сандерса (видимо, его перепутали с большевиком). Но Сандерс выиграл и на Брайтоне, и вполне убедительно: он получил там 53,9 процента, тогда как Клинтон - 46,1.

Интересны и результаты экзит-поллов в Нью-Йорке. Голоса мужчин распределились между кандидатами пополам. То же самое относится к белым избирателям. Хиллари выиграла 63 процента голосов женщин, 64 - голосов латиноамериканцев и 75 - афроамериканцев. Азиатоамериканцы в подавляющем большинстве поддерживают Сандерса, но их прослойка в Нью-Йорке статистически незначима. Из возрастных категорий Берни выиграл только в одной - от 18 до 29 лет. За него проголосовало также большинство нерелигиозных и независимых избирателей. Вполне очевидна также разница в имущественном положении электората Хиллари и Берни. За нее голосуют люди с доходом свыше ста и меньше 50 тысяч долларов в год, за него - зарабатывающие от 50 до ста тысяч. Иными словами, за Сандерса - средний класс, за Клинтон - богачи и малоимущие.     

Общий счет делегатов после праймериз в Нью-Йорке: 1446 у Клинтон, 1202 - у Сандерса. А для того, чтобы выиграть номинацию, нужно 2383. Убийственная арифметика сторонников Хиллари учитывает голоса суперделегатов, обещавших ей свою поддержку. Но обещать и проголосовать - не одно и то же. Так что эти подсчеты некорректны.

Когда будет опубликован этот текст, уже станут известны результаты праймериз в Мэриленде и Пенсильвании, где наверняка преимущество будет за Клинтон (см. статью на стр. 3). Но 7 июня будет разыгрываться главный приз - Калифорния с ее 546 делегатами. А в этом штате много и молодежи, и азиатов. Нет, Сандерсу еще рано сходить с дистанции.

Те, кто убеждает его в том, что у него нет шансов выиграть номинацию, наводят тень на плетень. Задача сенатора - не выиграть номинацию на праймериз, а не дать выиграть Клинтон. Если она в итоге не наберет 50 процентов плюс одного делегата, вопрос будет решать национальный съезд Демократической партии. В 2008 году в аналогичной ситуации Хиллари отказалась от борьбы в обмен на пост госсекретаря и обещание партийного руководства не допустить в 2016 выдвижения сильного соперника. Но Сандерса такими посулами не соблазнишь: пост в кабинете ему не нужен, и избираться через восемь лет он уже не будет - возраст поджимает. Пропорциональная система праймериз не рассчитана на двух сильных кандидатов, вот в чем дело. Поэтому у демократов соперничество часто доходило до съезда. Так была в 1968 году, в 1980. И оба раза кандидат, получивший номинацию на съезде, проигрывал выборы.

Разумеется, суперделегаты - аппарат партии, губернаторы и мэры - скорее всего, будут способны обеспечить преимущество Хиллари в первом же туре голосования. Но она очень не хочет стать кандидатом партийной номенклатуры, которую уже обвиняют в том, что она намерена «украсть» победу у «народного» кандидата. Да и позиция номенклатуры может измениться, потому что номинация - это еще не финиш. Есть еще такое понятие, как избираемость кандидата. Судя по нынешним опросам, Сандерс с большим запасом выигрывает у любого из трех кандидатов-республиканцев, чем Хиллари, которая Джону Кейсику вообще проигрывает.

Именно поэтому она стремится выбить Сандерса из седла до калифорнийских праймериз.

Требуется ли Америке обновление политических институтов, к которому призывает Сандерс? В этом уверен американский кампус, который давно уже бурлит по самым разным поводам. Стране нужен новый фронтир, к которому звал когда-то Джон Кеннеди. Нужно освежить затхлую атмосферу Вашингтона. Но многим милее Клинтон. Это статус-кво, прежнее привычное комфортное болото, на котором на заре американской государственности построил столицу первый президент США.         

Новости региона

Все новости