Мошенники наживались на поддельных “подарочных картах”

Вначале было хакерство

В прошлую пятницу в федеральном суде штата Нью-Джерси в Ньюарке появились два ньюйоркца, обвиняемые в знаковом преступлении ХХI века - кибермошенничестве.

Вначале было хакерство

45-летний иммигрант-украинец Николай Кречет из района Джамейка в Квинсе прибыл под конвоем и в желтом тюремном комбинезоне, а 24-летний Джеймс Олла из Бруклина приехал в Ньюарк своим ходом, поскольку после освобождения под залог содержится под домашним арестом. Оба были арестованы 3 июня 2015 года и каждый был освобожден под залог в четверть миллиона долларов и домашний арест, но Олла так под ним и остался, а Николаю через два месяца залог отменили и снова взяли его под стражу. Причина в деле не уточняется, но 30 июля условия освобождения Кречета под залог были пересмотрены - с требованием, что “в доме нет подключенных систем связи (connected devices), кроме домашнего телефона”, и “жена подсудимого согласилась добровольно выдать свою подключенную систему связи”, то есть, очевидно, мобильник. Этого оказалось недостаточно, и 3 августа судья-магистрат постановил вернуть внесенный за Кречета залог, а его самого вернуть в тюрьму. В списке федеральных заключенных Николай Кречет не числится, то есть сидит в тюрьме города или штата, где федеральные власти арендуют помещения для своих подопечных. Защиту Кречета в суде представляет адвокат Томас Амбросио, а обвинение -  помощник федерального прокурора Светлана Айзенберг.

Хакеры “взломали” 25 тысяч кредитных карт

В пресс-релизе нью-джерсийской федеральной прокуратуры от 15 апреля сказано, что Кречет и Олла не признали себя виновными в преступлениях, которые грозят им лишением свободы на срок до 30 лет и штрафами до 1 млн долларов. Суд присяжных с участием переводчика назначен на 4 мая 2016 года. Предварительное обвинение (Criminal Complaint) было оглашено 28 мая 2015 года, за пять дней до их ареста, а большое жюри пришло к тому же мнению 18 февраля 2016 года. Суть обвинения сводится к тому, что “с января 2014-го по август 2015 года Кречет, Олла и другие приобретали украденную информацию о кредитных картах, принадлежавших различным лицам, включая пострадавшего, который живет в Нью-Джерси. Пользуясь украденной информацией, сообщники получали у различных продавцов подарочные карты (gift cards), которые продавали, или приобретали на них товары, которые продавали”.

В пресс-релизе прокуратуры отмечено, что “подарочные карты” часто приобретались у таких крупных торговцев, как универсамы WalMart и Target, где на эти карты обычно покупалась электроника компании Apple. Собирая сведения о Николае Кречете, я нашел в Интернете его твиттер, где Николай сообщает о себе, что “много разъезжает по США и в Китай, занимаясь изделиями и аксессуарами Apple”. Судя по материалам дела, Николай Кречет занимался снабжением, а Джеймс Олла - сбытом товаров на сотни тысяч долларов. В одном случае сотрудничавший с расследованием свидетель (Cooperating Witness, или CW) продал Николаю Кречету “подарочные карты” на 28700 долларов за 22452 доллара, причем Кречет расплатился с ним 14300 долларами наличными и дал 44 планшета (iPad). В другом случае Кречет приобрел на “подарочные карты” 58 мобильников iPhones на общую сумму больше 60 тыс. долларов. За указанный прокуратурой период, то есть за пять месяцев, осведомитель CW продал Николаю Кречету “подарочные карты” общей стоимостью больше 2 млн долларов, а Джеймсу Олла он же в 2014 году продал такие карты больше чем на 400 тыс. долларов. Прокуратура продолжает подсчитывать убытки от похищения данных примерно 25 тысяч кредитных карт.

Следствие ведут знатоки: ФБР и Секретная служба

Запрашивая ордер на арест Кречета и Олла 28 мая прошлого года, следователь ФБР Эрин Брандт, как положено, представился судье-магистрату Марку Фалку, сообщив, что он знаком со всеми подробностями данного дела, в расследовании которого участвовал, допрашивал свидетелей и знакомился с собранными доказательствами. Таких материалов, отметил специальный агент Брандт, очень много, и на 8 страницах Criminal Complaint он приводит лишь необходимые, чтобы убедить судью в обоснованности ареста обвиняемых. Далее Эрин Брандт пояснил, что Николай Кречет и Джеймс Олла - лишь вершки, а корешки дела в том, что “ФБР, Секретная служба США и отдел инспектора федеральной почты расследуют крупную аферу, направленную на то, чтобы обращать в деньги  украденные номера кредитных карт и относящуюся к ним личную информацию”.

Обычно эту информацию получают путем хакерства, то есть вторжения в компьютерные базы данных, чтобы: «1. Получить данные кредитных карт; 2. Перекодировать эти данные на поддельные кредитные карты с именами, отличными от имен законных владельцев; 3. По этим поддельным кредитным картам приобретать в магазинах “Fraud Gift Cards” - “Обманные Подарочные Карты”; 4. Перепродавать такие карты с прибылью или покупать на них электронику и другие товары, включая Apple iPads и  iPhones; 5. Продавать приобретенные обманом товары (Fraudulently Purchased Goods) скупщикам краденого (“fences”), которые затем перепродают их». На сегодня, отметил следователь ФБР Эрин Брандт, эта афера “поставила под угрозу личные данные и счета кредитных карт сотен граждан, а банки кредитных карт, магазины-продавцы и потребители потеряли миллионы долларов”. Эрин Брандт отметил, что “взлом” кредитной карты обычно выяснется довольно быстро, после чего карту блокируют вместе со всеми покупками на нее, поэтому Кречет отоваривал свои “обманные” подарочные карты самым оперативным образом.

Поясняя роль тайного осведомителя в разоблачении этой аферы, Эрин Брандт сообщил, что этот человек продавал Николаю Кречету “обманные” подарочные карты как минимум с начала 2014 года, и в ноябре того же года его за это арестовали, после чего он пошел на сотрудничество с прокуратурой и стал CW. “Предоставленная (им) информация, - пояснил Брандт, - перепроверялась (собранными по делу) документами, текстовыми сообщениями, перехваченными с его согласия телефонными разговорами и беседами на встречах”. Все подтверждалось, и к уже приведенным эпизодам преступного сотрудничества тайного осведомителя с Кречетом можно добавить последний эпизод 23 марта 2015года, когда  CW продал Николаю Кречету подарочные карты общей стоимостью 66250 долларов за 52245 долларов. Кречет сразу заплатил  CW 24993 доллара  и пожаловался, что в одном крупном магазине эти “обманные” карты перестали принимать, и вообще делать на них много покупок в одном магазине становится все труднее. Тем не менее, позже он полностью расплатился с осведомителем, хотя я не совсем понимаю, почему Кречет дал авансом такую странную сумму, но ФБР виднее.

Следы нью-йоркской аферы в Вирджинии

Далее в предварительном обвинении написано, что 11 января 2015 года в Вирджинии местные правоохранители арестовали двух сообщников Николая Кречета, которые пока проходят  как “Associate-1” и “Аssociate-2”. Оба явились в магазин компании Apple  в городе Рестон и попытались вернуть  купленный в другом магазине этой компании компьютер-laptop, на который у них не было копии счета. В магазинах Apple товары, купленные по подарочным картам, можно возвращать без счета на покупку в течение двух недель после покупки, но в данном случае работник магазина в Рестоне установил, что этот laptop уже возвращали, и сообщникам “№1” и “№2” было отказано. Затем работник магазина услышал, как один сообщник говорит другому, что нужно поехать в другой магазин Apple, неподалеку, на Тайсонс-корнер. Там им тоже отказали, и на выходе из магазина “Associate-1” был арестован, а компьютер забрали и установили, что он был приобретен в городе Нью-Йорке.  Через некоторое время арестовали “Аssociate-2”, у которого во взятой напрокат машине лежали еще  7 “лаптопов” Apple, 5 iPhones и 2 iPads общей стоимостью больше 20 тыс. долларов, а также  125 “обманных” подарочных карт почти на 20 тыс. долларов.

Оба сообщника признались, что получили все это у Николая Кречета, и “лаптопы, айпэды и айфоны” должны были сдавать в магазины Apple, а на подарочные карты должны были покупать в тех же магазинах такую же электронику, которую затем тоже возвращать. За каждый возврат Кречет платил им комиссионные, в частности по 30-50 долларов за iPhone. “Аssociate-2” также рассказал полицейским, что Кречет проинструктировал их: в случае чего - объяснять, что компьютер, который они возвращают, им подарили. 30 января 2015 года CW по договоренности с ФБР записал свой телефонный разговор с Николаем Кречетом, который попросил помочь ему вернуть 8 “лаптопов”, конфискованных у его сообщников в Вирджинии. Кречет пояснил, что для этого CW должен изготовить поддельные счета на покупку этих компьютеров, которые он представит вирджинским правоохранителям. 6 февраля CW, опять-таки по согласованию с ФБР, отправил Кречету поддельный счет, который Николай 9 марта  показал в Вирджинии... И так далее, и тому подобное творилось до 3 марта 2016 года, когда Николая Кречета арестовали. “Кибермошенником” его считать нельзя, и если предъявленные ему обвинения подтвердятся в суде, он окажется просто мошенником, а ФБР, Секретная служба и следователи федеральной почты копают глубже и ищут хакеров, которые добывали для мошенников номера кредитных карт.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях