Америка стала главным регулятором мировых цен на «черное золото»

Нефтянка и наше будущее

Нефть понемногу дорожает на фоне ожиданий встречи представителей стран, входящих в ОПЕК, и других ее производителей в Дохе и сообщений, что Москва и Эр-Рияд согласовали позиции по вопросу заморозки добычи. «Роснефть» сообщила о планах снижения добычи, а Саудовская Аравия готова принять окончательное решение без привязки к позиции Ирана.

Нефтянка и наше будущее

Баррель европейского сорта Brent вплотную подошел к отметке $45, невиданной с декабря прошлого года, и банк Credit Suisse предсказал цену $50 к маю. Как это отразится на экономике Америки?

Сланцевый пистолет у виска ОПЕК

В целом, некоторое удорожание нефти будет полезно для США. Мы уже писали, что эксперты предсказывали негативный интегральный эффект при ценах менее $40 за баррель – и оказались правы. В американской нефтяной промышленности добыча сократилась на 6.2% по сравнению с максимумом, достигнутым в июне 2015 года (9.61 млн баррелей в день), а ухудшение экспортных позиций перевешивает выгоды от дешевого бензина.

Сланцевые компании стали прекращать разработку новых скважин после обвала цен на нефть летом 2014 года. Впрочем, Америка есть Америка, и наши нефтяники на обвал цен ответили совершенствованием технологий, что позволило резко, на треть, снизить себестоимость разведки и добычи. Об этом говорят данные исследования, проведенного консалтинговой компанией IHS Global Inc. по заказу Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США. Она провела исследования на крупнейших в США месторождениях сланцевой нефти Eagle Ford, Bakken, Marcellus и Permian. Если сравнивать с показателями 2014 года, то в прошлом году стоимость запуска одной скважины снизилась на 7-22%, и процесс на этом не остановился.

Внедрение передовых технологий и оптимизация конструкций скважин сократили время буровых работ и освоения скважин после бурения, совокупную стоимость скважин, а также повысили их эксплуатационные характеристики. Последующая стандартизация этих процедур и улучшение конструкций скважин продолжат снижать соответствующие издержки. Стоимость одного фута проходки при бурении останется низкой по меньшей мере до 2018 года, прогнозирует IHS.

«Американские производители сланцевой нефти никогда и не собирались останавливать добычу», — прокомментировал технологические успехи Джон Ричардсон из энергетического консалтингового агентства ICIS. В итоге если год назад сланцевики Северной Дакоты и Техаса готовы были восстанавливать замершую было добычу при ценах 60-70 долларов, то сейчас их вполне устроит диапазон 40-45 долларов за баррель. По сведениям Reuters, ряд американских сланцевых компаний возобновляют добычу на законсервированных скважинах. Правда, их представители сообщают, что бурение новых скважин начнут лишь при цене $50 в этом году и $47 в следующем.

Одна из причин, позволяющих компаниям при желании быстро увеличить добычу, это рекордное число скважин, уже пробуренных, но еще не подвергшихся фрекингу (гидроразрыву пласта). В декабре таких скважин в Северной Дакоте было 945 по сравнению с 585 в середине 2014 года, когда цены на нефть были максимальными. Число таких скважин растет, так как некоторые фирмы продолжают бурение, но откладывают фрекинг до лучших времен.

Все это ставит под сомнение эффективность мер по заморозке добычи нефти, на которые готовы пойти ОПЕК и Россия. Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри отметил еще в конце февраля, что сланцевые компании США могут легко увеличить добычу, если цены вырастут из-за сокращения добычи в других странах. «Не знаю, как мы будем жить с этим», - сказал он, пояснив, что «при любом повышении цены немедленно отреагирует сланцевая отрасль и перекроет все сокращение объемов добычи». О том же предупреждают и аналитики: при восстановлении цен до уровня $50 за баррель высокоэффективный сланцевый бизнес вернется на рынок и сведет на нет эффект от действий, направленных на ограничение предложения. То есть Америка стала главным регулятором цен на нефть.

Черное будущее черного золота

Очевидно, устанавливается новый баланс цен и объемов добычи, и не менее очевидно, что в ближайшем будущем нет никаких оснований для резкого роста цен. Америку это вполне устраивает, тогда как остальным производителям, особенно тем, экономика которых основана на экспорте углеводородов, придется осознать, что золотые дни дорогой нефти прошли, смириться с этим – и сделать какие-то выводы.

Саудовская Аравия их уже сделала и всерьез задумалась о переориентации экономики. В январе министр промышленности и торговли страны Тауфик ар-Рабиа признал, что королевство стало жертвой «голландской болезни» – острой зависимости экономики от экспорта одного-двух видов сырья. А на днях принц Мухаммад ибн Салман, председатель совета по экономическим вопросам и развитию, предложил создать в королевстве стабилизационный фонд. По его словам, наступают «сумерки нефтяного века», поэтому стране нужны деньги, чтобы слезть с «нефтяной иглы», для диверсификации экономики.

Падение цен привело к дефициту бюджета королевства в текущем году в $87 млрд. Это меньше прошлогоднего показателя ($98 млрд), но превышение расходов над доходами остается значительным. По сравнению с прошлым годом доходы страны сократятся на $25 млрд., а расходы на $36 млрд. В этих условиях монархия озаботилась созданием фонда объемом два триллиона долларов. Для сравнения: объем российского Резервного фонда составляет менее $55 млрд. по нынешнему курсу. С этой целью саудиты намерены в 2017 г. выставить на продажу до пяти процентов акций государственной нефтяной компании Saudi Aramco. Она дает более 10% мировой добычи нефти, а также контролирует крупную сеть нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических предприятий. Весь бизнес компании по экспертным оценкам может стоить более $10 трлн.

Конечно, даже при столь значительных финансовых ресурсах способность Эр-Рияда переориентировать экономику вызывает сомнения. Нефтяная отрасль до сих пор обеспечивала 45 процентов ВВП страны и три четверти бюджетных поступлений, а экспорт и вовсе на 90 процентов составляют нефтепродукты, в связи с чем профессиональное образование в стране практически не развито, подавляющее большинство потребительских товаров и промышленного сырья импортируется. Да и внутри страны основную часть занятого в промышленности населения составляют иностранные рабочие.

Но то Аравия. Казалось бы, Россия, наследница промышленно довольно развитого СССР, имела гораздо больше возможностей для диверсификации экономики, развития инновационных отраслей и ухода от нефтяной зависимости. Путин поставил такую задачу еще в 2003 году. Но успехи весьма скромны. Точнее, ситуация даже ухудшилась, зависимость от экспорта углеводородов лишь возросла, и надежд на перемены нет ни малейших. Страна уверенно катится в пропасть и, судя по всему, затормозить ее не удастся.

«Тесла» и «Тойота» смотрят в будущее

Но вернемся в наши палестины, тем более что появляется еще один важный фактор, способный оказать влияние на рынок нефти и цены на нем. Современная Америка создана не столько полковником Кольтом, сколько Генри Фордом и автомобилем и по числу последних на душу населения США уступают лишь Монако. Ну а по валу они уверенно лидируют – у нас более 250 млн автомобилей. И если так пойдет, то их численность скоро сравняется с популяцией двуногих: продажи автомобилей в США в 2015 г. достигли 17,5 млн., побив предыдущий рекорд, установленный 15 лет назад. Причем эксперты полагают, что в нынешнем году может быть установлен новый рекорд.

Ну а всего в мире их более миллиарда. Но ведь, чем больше машин, тем больше им потребуется бензина, скажете вы; значит, увеличение их поголовья стимулирует рост цен на нефть! Да. Но в данном контексте – нет. И даже наоборот.

Об электромобилях Элона Маска слышали, по-видимому, все. На последнюю модель «Тесла», которая выйдет на рынок в следующем году, уже сотни тысяч заказов, и Маск ударными темпами создает всеамериканскую сеть электрозаправок. Он даже в России их строит! Но в этом году на рынок выходит еще одна экологически чистая новинка – водородная Toyota Mirai. Водород в качестве автомобильного топлива – эта идея периодически всплывает, но не получает развития. Однако в этот раз, похоже, ее время пришло.

Цена машины высока – $57500. Но экологически продвинутый штат Калифорния обещает компенсировать $5000, а производитель – трехлетнюю бесплатную заправку, что может вылиться в экономию до $15000. Фирма сообщает, что цена ее топлива соответствует примерно цене бензина от $1.60 до $4.80 за галлон. При этом прогнозирует непременное удешевление. Далее: 312 миль на одной заправке (она занимает 5 минут) – неплохо. Мощность 151 л. с. – маловато по местным меркам, отсюда и время разгона до 60 миль в час всего 10 секунд. Всего? На мой взгляд, достаточно для городского автомобиля. Для которого главное - экология. Зато у этой модели ноль вредного выхлопа! Водород, знаете ли, окисляясь, образует воду.

Да, производство водорода, как и электричества для «Тесл», требует энергии. Но ее можно получать от ветра и Солнца – с 2014 года «зеленая» энергия уже дешевле традиционной, полученной в результате сжигания углеводородов. Так что - да, прогнозам «Тойота» можно верить. Ну а воды для электролиза в мире хватает, ее даже избыток намечается в свете глобального потепления, и все боро Нью-Йорка находятся в опасной зоне – затопит!

Как видите, в нормальной стране даже излишества на пользу. Тогда как остальным танцорам на рынке нефти все время что-то мешает.

Новости региона

Все новости