Первичные партийные выборы по-кентуккийски

Фокус-покус-кокус

М-да, по прошествии двадцати с лишним лет жизни в США должен признать: выборная система на нашей исторической родине была намного ближе к народу. Ясная, простая и понятная. Одна партия, один кандидат, один голос, один результат - 99%. Без всяких заморочек как в Америке.

Фокус-покус-кокус

Кандидаты как угорелые носятся по стране, не сходят с экранов телевизоров, ежедневные перелеты, дебаты, речи, интервью, встречи с избирателями. Просыпаясь, сами не понимают, в каком они сегодня штате. И все это под аккомпанемент череды идущих косяком праймериз и кокусов с лихорадочным подсчетом “сальдо-бульдо”.

Лавина первичных выборов докатилась и до моего штата. Хотя “призовой фонд” Кентукки довольно скромен, но лишних делегатов не бывает и карман кандидата они не тянут. Сезон охоты за голосами республиканцев в Кентукки 1 марта открыл Дональд Трамп, enfant terrible Великой старой партии. Я на встрече с ним был, мед-пиво вместе, конечно, не пил, но кое-какие выводы-впечатления вынес.

Поверхностное - не так страшен Дон, как его малюют. В отличной для его возраста форме, хороший оратор, говорит без бумажки, владеет аудиторией. По крайней мере в Кентукки обошелся без эпатажа. По существу, секрет популярности миллиардера прост. У него на языке то, что у белой Америки на уме. Только никто из кандидатов от обеих партий, кроме Трампа, не осмеливается озвучить запретное. Не дает политкорректность и боязнь потерять миллионы голосов меньшинств. Результат налицо. На данный момент Хиллари Клинтон - любимица цветного Юга, Трамп - фаворит “молчаливого большинства” белой Америки.

Но пока Трампу Хиллари не страшна. У каждого свои заботы - как одолеть однопартийцев. Отсеять лишних как раз должны праймериз и кокусы.

Кокус имени Рэнда Пола

Как сказал мой знакомый партийный функционер, в Америке можно прожить всю жизнь, но так и не узнать, в чем разница между праймериз и кокусами. Пользуемся случаем: в этом году в Кентукки впервые за тридцать последних лет будут проходить кокусы. Следующего раза может не быть.

По большому счету, кокусы - политический анахронизм. В идеале они соответствуют своему изначальному понятию “caucauasu” на языке индейского племени алгонкинов - “совет племени”, “шумное собрание”. Так оно и было долгие годы в Америке. Партийные активисты собирались у кого-нибудь дома, в церкви, школе и до хрипоты обсуждали, кого выдвинуть кандидатом на следующие выборы. От мэра маленького городка до президента страны. Но то, что было удобным в патриархальной Америке, не с руки в современной. Тем не менее, кокусы сохранились, хотя и уступают в популярности праймериз.

Между двумя типами народного волеизъявления много формальных отличий, но по существу главное - кто платит? Праймериз оплачивает государство, кокусы - партия. Праймериз жестко регламентированы государством - что, где, когда и как. У “кокусников” больше свободы. Что хотят, то и делают. Но за эти вольности расплачиваются из собственного кармана.

Яркий пример тому Кентукки. Республиканцы штата должны были принять участие в праймериз в мае, наравне с остальными “нормальными” избирателями. Если бы не амбиции одного человека, сенатора США от Кентукки Рэнда Пола, решившегося на нестандартный ход - одновременно участвовать в двух кампаниях, сенаторской и президентской. С подстраховкой - не там, так там. Руководство Республиканской партии Кентукки пошло навстречу Рэнду Полу, но с одним условием. Мы переносим первичные выборы на два месяца раньше, вместо праймериз проводим кокусы, но за удовольствие должен платить сам сенатор. На сумме в 250.000 долларов ударили по рукам. Забавный факт. В 120 округах штата в субботу за Пола проголосовали 872 человека. Каждый полученный голос обошелся сенатору в 286,7 доллара.

“Фокус-покус-кокус имени Рэнда Пола” пришелся не по душе многим рядовым членам партии, что несомненно еще аукнется главному спонсору на предстоящих выборах в Сенат США. Особенно с учетом его бесславной президентской кампании.

Демократов просят не беспокоить

Утром в субботу гадаю, на какой из девяти участков города податься. И вообще, может меня никуда и не пустят. В газетном объявлении было прямо сказано - “Участки будут работать с десяти утра до четырех дня. Демократов просят не беспокоить. Ваши выборы состоятся в мае”. А я, хоть и шаткий, но все же зарегистрированный демократ. Это раз. Два, в идеале кокусы - закрытые собрания, междусобойчики для своих, чужие туда не ходят.

А, будь что будет, не расстреляют. Погода мерзкая, противная, с холодным дождем. Далеко не хочется ехать, выбираю ближайший ко мне участок в Seneca High School. Моя альма-матер. На заре эмиграции я ходил туда на курсы английского языка. Что за чертовщина! На подъезде к школе километровая очередь машин. Въезжаю на паркинг через полчаса, еще минут 15 кручусь в поисках свободного места. Это кокусы или финальный матч “Мартовского безумия”?

Забегая вперед скажу, что несмотря на скепсис СМИ по поводу ожидаемой плохой явки избирателей, прогнозы не оправдались. Из 1.3 миллиона членов Республиканской партии Кентукки проголосовали 20%, рекордный показатель. Обычно на праймериз голосуют 10-15% членов партии. И это несмотря на погоду, ожидание в очередях и нехватку избирательных участков. В некоторых округах ожидание в очереди на голосование составляло до двух часов. Такую активность и нетипичное для американцев терпение списываю на “фактор Трампа”. Со знаком “плюс” и “минус”.

Людские змейки непрерывным потоком вползают и выползают из здания школы. На входе ожидаю привычные в наше время секьюрити, детекторы, сканеры. Но нет абсолютно ничего. И это при том, что буквально разминулся с только что проголосовавшим губернатором штата Мэттом Бевином. С виду обыкновенный мужик в пинжаке без галстука. В узком фойе - шеренга столов. За каждым волонтер с наглядной агитацией за одного из 11 кандидатов. Один из парадоксов кокуса - реальных кандидатов осталось четыре, а в списке - одиннадцать. Притом, каждый из них обязан внести 15 тысяч долларов за честь быть в списке. Проигравшим-то зачем? Непонятно.

Всего в сегодняшних кокусах во всем штате участвуют 400 волонтеров. Они же агитаторы и официальные представители кандидатов. Читаю слоганы на стенах. Одни кандидаты обещают вести Америку вперед, вторые - назад, третьи - одновременно туда и обратно. Выбирай на вкус.

Главное действо в небольшом овальном зале. По периметру столы с членами избирательной комиссии под флагами США и Кентукки, в просветах камеры телевизионщиков и урны для голосования. Процесс простой. Подходишь к столу, показываешь ID, тебя находят в списке, получаешь бюллетень, отмечаешь полюбившегося кандидата, опускаешь бюллетень в картонный ящик-урну. Все, свободен. Никаких дебатов, споров, агитации. Скучно, господа. Где романтика кокусной народной демократии? Мной и моей партийностью никто не интересуется. Осмелев, начинаю приставать к избирателям, как им кокусы и за кого голосовали? Привожу несколько ответов.

Рэймонд Белл, бизнесмен: “Я недоволен кокусом. На праймериз я могу голосовать рядом с домом, и за пару минут. На кокус я ехал десять миль, час парковки и час нервотрепки. Меня потеряли в списке для голосования. Это величайшая глупость устраивать кокус ради одного Рэнда Пола”.

Дженни Крукас, домохозяйка: “Трамп - дьявол во плоти. Его место в аду, а не в Белом доме. Я голосую за Круза”.

Дебби Блэк, учительница: “Я готова голосовать за кого угодно, только не за Трампа. Он ужасен в своей вульгарности”.

Барбара Элиджи, пенсионерка: “Я - за Трампа. С таким президентом весь мир будет нас бояться, не то что сейчас”.

Уинн Кейдж, служащая: “Я и моя моя мама за Кейсика. Он самый адекватный среди всех кандидатов”.

Шарман Вудс, риэлтор: “Нашим функционерам не хватило ответственности в организации кокуса. У людей к ним много претензий. Голосую за Круза. Единственный, кто может остановить Трампа”.

На выходе парень считает выходящих и ставит в блокноте крестики. На вопрос “сколько”, парень улыбается - “много”. Последнее наблюдение. Как и на встрече с Трампом, не вижу черных лиц. Это хорошо, или все же плохо? Для Республиканской партии, для Америки, для каждого из нас?

В итоге Дональд Трамп вырвал трудную победу в Кентукки, а уик-энд закончился практически ничьей для лидеров президентской гонки от обеих партий. Следующий суперприз разыграют в Супервторник 15 марта. Это будет что-то!

Новости региона

Все новости