Как свалить Трампа

Партийная бухгалтерия против лидера гонки

В 1996 году избирательную кампанию Бориса Ельцина консультировала группа американских специалистов. Один из них, Джордж Гортон, писал впоследствии, что дочь президента Татьяна Дьяченко, которую он запомнил «стеснительной идеалисткой», пугалась американских «грязных трюков». «Но это будет нечестно», - ответила она на одно из предложений американской команды.

Партийная бухгалтерия против лидера гонки

Нынешняя президентская кампания, возможно, и уступает по части «грязи» самым грязным кампаниям XIX века, но зато она самая глупая и непристойная. Если оппоненты Дональда Трампа подчеркнуто стараются держаться в рамках приличий, то он сам усиленно насаждает полемический стиль базарной склоки. Дело дошло уже до фаллометрии: Трамп заверяет избирателей, что у него, в отличие от соперников, с размером мужского достоинства все отлично. Осталось лишь продемонстрировать публике свои гениталии.

Сходство его манеры держаться давно уже наводило на мысль о Муссолини. А тут он возьми да и процитируй дуче в своем “Твиттере”. Разумеется, он сделал это по неведению, что и признал в телеинтервью, но вместе с тем добавил, что афоризм отличный, какая разница, кто его автор. Нисколько не повредила ему и поддержка бывшего вождя французского Национального фронта Жана-Мари Ле Пена, а про оккультного пророка «Русского мира» Александра Дугина в Америке слыхом не слыхивали, так что его одобрение Трампа и вовсе прошло незамеченным. Что касается бывшего «великого магистра» Ку-клукс-клана Дэвида Дьюка и других «белых супрематистов», как называют в США неонацистов, то их поддержка, похоже, только укрепила его позиции.

Когда Трампу предложили отмежеваться от Дьюка, он сказал, что не знает, кто это такой. В конце концов он сделал это сквозь зубы, усиленно давая понять, что швыряет кость своим обличителям. Понятное дело: он не может разочаровать свой электорат. Ведь папа Трампа, как оказалось, в 1927 году был арестован во время столкновения ку-клукс-клановцев с полицией в Нью-Йорке. А в 1973 был ответчиком по иску о расовой дискриминации при найме квартир в принадлежащих ему жилых домах. Еще в 60-е годы прошлого века Ку-клукс-клан был легитимной и уважаемой организацией. В нем состояли многие видные политики из демократов-южан - когда Конгресс принял Закон о гражданских правах, снявший все препятствия к участию в выборах афроамериканцев, из Демократической партии начался массовый исход. Некоторые вроде сенатора Роберта Берда остались - он стал столпом партии и успел поприсутствовать на инаугурации первого президента-афроамериканца. Вряд ли стоит удивляться и тому, что каждый пятый сторонник Трампа высказывается против освобождения рабов.  

Белые протестанты, некогда безраздельно господствовавшие в американской политике, - больше не большинство населения. В настоящее время их доля сократилась до 34%. Поэтому они выбирают Трампа.

Республиканский истеблишмент в ужасе. Он не может изобрести никакой контригры. В руководстве партии царит разброд. Наличие четырех кандидатов распыляет силы, но пока не удается не то что уговорить кого-то снять свою кандидатуру в пользу другого кандидата, но и заручиться поддержкой уже сошедших с дистанции. Наиболее приемлемый для партии кандидат Марко Рубио держится на третьем месте. Более того: некоторые уже крысиной побежкой переходят в стан Трампа, как это сделал губернатор Нью-Джерси Крис Кристи, явно рассчитывающий на второй номер в его «билете» - номинацию кандидатом в вице-президенты. Еще немного - и крысы опрометью побегут с тонущего корабля Великой старой партии.

И все же у партии еще есть ресурсы для того, чтобы выбить Трампа из седла, в котором он так уверенно держится сегодня. Республиканские праймериз - сложная и запутанная бухгалтерия. Есть штаты, где делегаты распределяются между кандидатами пропорционально поданным за них голосам. Есть такие, где победитель забирает все. Есть, наконец, штаты и избирательные округа, которых партия премирует за верность дополнительными делегатами, поэтому удельный вес одного голоса в разных штатах разный: в Бронксе (Нью-Йорк) он в 43 раза «тяжелее», чем в Алабаме.

Как ни парадоксально, но Трампу сейчас мешает именно наличие не одного, а нескольких соперников. Это совсем не то, что соперничество двух кандидатов, как у демократов. Скажем, 5 марта Берни Сандерс победил в двух из трех штатов, Канзасе и Небраске, а Хиллари Клинтон - только в одном, Луизиане. Но она получила в общей сложности 60 делегатов, а он - только 49. У республиканцев же делегаты распределяются между четырьмя кандидатами. В результате у Хиллари по данным на 6 марта 1121 делегат из необходимых 2383, а у Трампа - всего 382 из 1237.

Важнейшим рубежом станет 15 марта. В этот день республиканские праймериз и кокусы пройдут в шести штатах, и почти везде - по мажоритарной системе. На кону стоит около 500 делегатов. Но даже если Трамп выиграет во всех штатах, ему будет не хватать еще более 700 делегатов, и получить их будет сложнее из-за пропорциональной системы. Получается, что соперники Трампа должны как можно дольше не сходить с дистанции. В одиночку любой из них проиграет.   

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях