Тем хуже для мира

Паранойя власти

Недавно я случайно наткнулся в Интернете на свою корреспонденцию из Вашингтона 15-летней давности.

Паранойя власти

Март 2001 года. Джордж Буш-младший только что вступил в должность. В американо-российских отношениях - острый кризис. В Вашингтоне арестован «крот» российской разведки, сотрудник ФБР Роберт Ханссен. США выдворяют из страны 50 российских дипломатов. Для сравнения: после ареста Олдрича Эймса в феврале 1994 стороны выслали по одному человеку.

Российские силовики беснуются. Обвиняют Вашингтон в «недружественном шаге», кричат, что администрация Буша «играет бицепсами», «страдает шпиономанией» и «возрождает образ империи зла». Высказываются предложения ответить не просто «адекватно», а «пропорционально», то есть выдворить из России не равное число американских дипломатов, а пропорциональное штату посольства. Или заставить уволиться технический персонал, водопроводчиков и уборщиц из числа российских граждан, как это уже было однажды.

И это при том, что должностные лица США в один голос заверяют, что инцидент исчерпан и ни о каком возвращении к стилю и приемам “холодной войны” в Вашингтоне никто не мечтает. По имени почти никого не называют - страсти нагнетают анонимные представители спецслужб и секретарь Совета Безопасности Сергей Иванов.

Президент Путин, напротив, ведет себя спокойно. Никакого участия в пропагандистской кампании не принимает и говорит, что шпионский сюжет должен повлечь за собой политические последствия. Поймали - что ж делать. Шпионаж - противозаконная деятельность в той стране, против которой шпионят. Не портят же страны отношения, когда в одной из них ловят уголовников другой. 50 американских дипломатов из России все же выслали. В середине июня Путин и Буш встретились в Любляне, и президент США увидел в глазах президента РФ его душу.

Сегодня подобная реакция - преданья старины глубокой. 26 февраля 2016 года президент Путин выступил на заседании коллегии ФСБ. Существенная часть его речи была посвящена иностранному шпионажу, который не только выведывает гостайны, но и дестабилизирует обстановку в России. Оказывается, в 2015 году российской контрразведкой была «пресечена деятельность более 400 кадровых сотрудников и агентов зарубежных разведок. Из них к уголовной ответственности привлечены 23».

Президент дал указание ФСБ готовиться к новым проискам иностранных разведок в связи с приближающимися парламентскими выборами.

Когда на трибуну вышел директор ФСБ Александр Бортников, прессу попросили удалиться, но корреспондент «Коммерсанта» услышал начало его выступления: «Основные угрозы безопасности в 2015 году были связаны с агрессивной политикой Запада...» Между двумя Россиями и двумя президентами - пропасть, хотя это одна и та же страна и один и тот же Путин.

Сегодня в России неправительственные организации, получающие гранты из-за рубежа, обязаны указывать в своих реквизитах, что они «иностранные агенты», даже если они занимаются всего лишь спасением бездомных кошек и собак. Лица с двойным гражданством теперь по определению подозрительны. В состав преступления «измена родине», согласно последним поправкам в УК, входит сегодня любое содействие не только иностранному правительству, но и иностранной, а также международной общественной организации. Чтобы разгласить государственную тайну, совсем не обязательно ее знать. 

В стране воцарилась небывалая шпиономания. О большинстве осужденных за шпионаж мы знаем только то, что ничего не знаем. «Фабула обвинения неизвестна», - сообщают нам о закрытых судах, где даже адвокаты подсудимых не имеют доступа ко всем материалам дела. Публике рассказывают лишь о сроках: 10, 12, 15 лет. Всегда в колонии строгого режима.

Секретарь Совета Безопасности РФ, в прошлом директор ФСБ Николай Патрушев в своих многочисленных интервью без устали вещает о враждебном окружении, стремящемся уничтожить Россию и завладеть ее природными богатствами, а население поработить. В его пропагандистском арсенале до сих пор остается давно разоблаченная фальшивка - мечта Мадлен Олбрайт отобрать у России Сибирь.

Я часто спрашиваю себя: верят ли они сами в то, что говорят? Мой личный опыт общения с бывшими сотрудниками ведомства, а также большое число перебежчиков, какого нет ни у какой другой разведки мира, как будто свидетельствуют о том, что это, как правило, циники. Многим этот цинизм позволил достаточно легко вписаться в новые политические реалии России. Но Патрушев и Путин - более молодое и более мелкое поколение. На их профессиональную деформацию наложились события, исторические масштаб и смысл которых они оказались не в силах осознать.

Избрание Владимира Путина в марте 2012 года на третий, теперь уже шестилетний срок ознаменовалось массовыми протестами в Москве, с которыми власти расправились с невиданной прежде жестокостью. Людей, которым вменяется сопротивление властям при брутальном разгоне этой акции, до сих пор судят и приговаривают к лишению свободы, не затрудняя себя соблюдением процедуры. Колоссальным потрясением для Кремля стал киевский Майдан. Сознанием руководителей страны окончательно овладела конспирология. Теперь во всем, что противоречит их представлениям об окружающей действительности, они видят руку Запада и его спецслужб. А когда оказывается, что мир не соответствует этой иллюзорной картине, они отвечают: тем хуже для мира. 

Новости региона

Все новости