Отношение к работе у американцев радикально изменилось

Служба Гэллапа провела опрос об отношении американцев к работе. Этот опрос установил рекорд репрезентативности - 150 тысяч реципиентов! Сенсационные итоги опубликованы под заголовком “70% американцев ненавидят их глупую работу”.

Отношение к работе у американцев радикально изменилось

К тому же 63% опрошенных считают, что их работа “не имеет смысла для мира”. Только 30% говорят, что их работа приносит им удовольствие. Главная причина недовольства - “адские боссы”. Такие отношения верхов и низов имеют цену: плохое моральное состояние работников обходится, согласно Гэллапу, в 550 миллиардов долларов экономических потерь ежегодно.

Трудовые будни - праздники для нас

Сорокачасовая рабочая неделя - достояние прошлого. 94% американцев, занятых на профессиональной работе, трудятся 50 или больше часов. В среднем в США люди работают на 20% дольше, чем в 1940 году. Только 14% заняты 40 часов в неделю. За это время продолжительность рабочего времени снизилась во многих индустриальных странах, во Франции - на 24%, и даже японцы с их репутацией трудоголиков заняты на работе на 17% меньше. В 1942 году, в военное время, более 80% американцев спали 7 часов или более, сегодня 40% спят 6 часов или меньше.

В последние десятилетия постоянно растет число почасовых работников, практически бесправных, поскольку могут быть уволены без всяких объяснений. Компаниям выгодней иметь двух-трех «парттаймеров» вместо одного с полной занятостью. Чтобы свести концы с концами, почасовику приходится метаться по разным работам и тратить больше времени, чем при постоянной занятости.

США имеют долгую историю интенсивной эксплуатации труда. В конце 19-го века на металлургических заводах Пенсильвании работали по 12 часов в день, 7 дней в неделю, 363 дня в год, только Рождество и День независимости 4 июля были выходными. Борьба рабочих за свои права, социалистические движения заставили предпринимателей и государство установить пределы рабочего дня и дни отдыха. Индустриальные революции снизили потребность в живом труде, и мечтатели-гуманисты прогнозировали недалекое время, когда работа будет занимать малую часть жизни, остальное время будет посвящено образованию, культуре, спорту, саморазвитию, семье, общественной активности. Бенджамин Франклин говорил, что американцы будут работать только 4 часа в день, а авторитет в экономике Джон Кейнс говорил про 15 часов в неделю. В 1933 году Сенат принял закон о 30-часовой рабочей неделе, но президент Рузвельт наложил вето. В 1965 году сенатская комиссия по трудовому законодательству обещала 22-часовую рабочую неделю к 1985 году и 14-часовую к 2000.

Все эти прогнозы оказались утопией, рабочее время растет, свободного - все меньше. Продолжительность рабочего дня самая высокая у наиболее образованных и высокооплачиваемых работников старшего возраста. Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, миллиардер и суперменеджер, на вопрос о секрете успеха рекомендовал реже ходить в туалет. Телезвезда Хоуда Котби советует в “Time” молодым: “Делайте работу, которую никто не хочет делать. Не ограничивайтесь тем, что вам поручили - делайте больше.”

Традиционно сам факт наличия работы определял удовлетворенность ею. И рабочий, и учитель, и почтовый служащий могли удовлетворить базовые потребности семьи, иметь сбережения, позволить себе поездку в отпуск. Плата за жилье, образование, медобслуживание не были таким бременем как сегодня. При этом на долю нижних 90% приходится только 4% национального богатства, разрыв доходов верхов и низов - самый высокий в истории страны. Такие пропорции не укрепляют позитивное отношение к труду, но у Берни Сандерса и “оккупантов Уолл-стрит” нет шансов изменить положение.

Нынешнее поколение - миллениалс - относится к работе не так, как родители. Около 70% людей старшего возраста говорят, что на первой в их жизни работе для них было главным заработать побольше и повысить профессиональный уровень. Большинство же молодых американцев - 57% - хотят получать от работы удовольствие и “внести изменения в обществе”. Большинство из старших поколений хотели бы работать большую часть карьеры в одном месте, а большинство молодежи на разных рабочих местах. При этом новым работникам придется неоднократно переучиваться и менять специальность и сферу деятельности.

Лошадь и обезьяна

Америка - мировой чемпион по продуктивности и напряженности труда. Что не исключает миллионов людей, которые из поколения в поколение умудряются прожить не работая, за счет социальных программ и манипуляций. Бездельник живет зачастую лучше, чем налогоплательщик. За такой образ жизни часто осуждают наших иммигрантов, но это относится к старшему поколению, молодые, как правило, работают. А вот у некоторых меньшинств иждивенчество стало нормой. Результат - социальная деградация, массовая преступность, наркомания, распад семей, более 70% матерей-одиночек, неспособных воспитать должным образом.

А ведь было время, когда американская экономика на заводах Форда, на шахтах, в нефтедобыче, строительстве сполна использовала труд афроамериканцев, и хозяева вовсе не сетовали на их лень и безответственность. Оруэлл писал в сороковые годы, что в Америке только черные имеют хорошие манеры. Увы, у многих праправнуков дяди Тома другой взгляд на свои права и обязательства.

У критиков частного предпринимательства достаточно аргументов против стяжательства и бессердечия капитализма, но общественный сектор не выглядит достойной альтернативой. Здесь безответственности, некомпетентности не меньше, чем во времена советского застоя. Через дорогу от моей работы в центре Манхэттена расположен городской гимнастический зал, мне очень удобно воспользоваться перерывом между занятиями, да и стоит довольно дешево, потому что на 80% субсидируется городом. Здесь работают несколько десятков городских служащих, у них есть бенефиты и будет пенсия, но такого откровенного безделья я не видел и в Союзе. Во время каникул я хожу в частные спортзалы, здесь 3-4 человека способны обеспечить чистоту и порядок. Этот маленький пример убеждает в несостоятельности социализма больше, чем Эйн Рэнд и республиканские радикалы.

В «стране Советов» марксистская идеология пыталась убедить в достоинствах марксистского подхода: труд сделал из обезьяны человека. Но в народе имела хождение альтернативная точка зрения: “От работы кони дохнут”. Солдат Чонкин, рефлексирующий герой романа Войновича, задавался вопросом: “Лошадь работает больше обезьяны, но человеком почему-то не стала”. На практике явно доминировал чонкинский скепсис, социалистическое соревнование не вызывало энтузиазма. Производительность труда в СССР всегда отставала от США, где конкуренция, материальные стимулы и безработица побуждали к ответственности эффективнее, чем пример стахановцев и правительственные награды.

С социализмом распрощались, страна и люди изменились неузнаваемо, но производительность российского капитализма в 3-4 раза ниже американской. То, что выглядит личным богатством, не достигнуто продуктивным трудом, это результат грабежа общественных средств и ресурсов. В России популярна поговорка: “Мы никогда не жили так плохо, как при Обаме”. Но всегда будет утешение - “Зато мы такие духовные”!

Устал ведь, отдохни... (Из Высоцкого)

Во время Сочинской олимпиады демонстрировалась реклама “Кадиллака”, высмеивающая ленивых европейцев, которые наслаждаются долгими отпусками. “Почему мы не такие? - спрашивает представленный на рекламе американец в “Кадиллаке”. – “Потому что мы сумасшедшие, увлеченные, тяжело работающие, верящие в мечту”.

Большинство сограждан предпочитают больший заработок, чем дополнительный отпуск. Около 77% имеют право на оплаченный отпуск, в среднем 10-14 дней. Но в прошлом году только 56% работников воспользовались этим правом. При этом треть утверждают, что у них нет денег на отпуск, 30% - что они слишком заняты. Неиспользованное время отдыха сегодня самое высокое за последние 40 лет - более 420 миллионов дней ежегодно. Я, хоть и не трудоголик, тоже внес вклад в эту статистику. Кроме каникул, по-моему, слишком долгих, мой контракт предусматривает 6 дней ежегодно на личные потребности или болезнь. Эти дни я не использовал, но не от желания «сделать карьеру». Свободное время и рефлексия порождают больше тревожности, чем рутинные обязательства.

Американцы часто жалуются на стресс, недостаток сна и бессонницу, невозможность уделить внимание семье, культурным интересам, физической активности. Но эти проблемы и тревоги решаются обычно не отпуском, а антидепрессантами и снотворными препаратами - рост продаж за 20 лет на более чем 400%! Отдыхать нужно уметь, а американцы к этому не приучены. Часа не проживут, не проверяя служебные мессиджи, финансовые стейтменты, контакты и возможности по бизнесу. Жизнь под таким прессингом перерастает в привычку, подавляющую все другие интересы и ценности. Даже когда есть деньги на Париж и Гавайи, от себя самого нет отдыха.

За чертой здравого смысла трудоголик превращается в бездумного робота, лишенного свежего взгляда и оригинального суждения. Когда-то Эйнштейн спросил аспиранта: “Сколько часов вы работаете?” – “Двенадцать.” – “А когда же вы думаете?”. Президент Рейган, которым восхищаются сторонники ответственности и здравомыслия, работал много меньше демократов Клинтона и Обамы. Буш-сын выпроваживал сотрудников домой в 5 часов и заставлял их заниматься спортом. Но большинство, покинув офис, работали дома.

В прошлом году вебсайт “Hotels.com” развернул кампанию за предоставление всем оплачиваемых отпусков. Eсли бы собрали голоса 100 тысяч, Белый дом должен был бы по закону отреагировать. До сей поры откликнулись только 13 тысяч, хотя лишены отпусков миллионы. Исследования NASA показали, что отпуск позитивно влияет на физическое и психическое здоровье и повышает производительность, а переработка снижает эффективность труда. Но на деле ничего от этого знания не меняется. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Трудоголики рисуют нолики

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру