Нато? Надо!

Расплывающиеся в улыбках и похлопывающие друг друга по плечу «друг Борис» и «друг Билл»... Знаменитое «заглядывание в глаза» Путину, о котором рассказал Джордж Буш-младший в 2001 году: «Я убедился, что он очень прямой и что ему можно верить». А потом, лет через четырнадцать - абсолютно каменное лицо Обамы во время короткой встречи с Путиным в ООН.

Нато? Надо!
Ракетный комплекс «Искандер»

И совершенно противоположные выступления двух лидеров с трибуны Генассамблеи. И объявление Америки главной угрозой для России - в соответствии с ее новой стратегией национальной безопасности. И озабоченность Вашингтона растущей агрессивностью Москвы, диктующей необходимость серьезной корректировки военной и внешней политики США.

Эта удивительная метаморфоза не произошла неожиданно и в одночасье. В Америке были люди, которые предупреждали: Путин и компания используют любую слабость Запада, нельзя рассчитывать на их честность и благие намерения. Декларация о намерениях, прозвучавшая в мюнхенской речи Путина 2007 года, подтвердила правоту скептиков. А дальнейшие события показали, что «мюнхенские тезисы» российского лидера претворяются в жизнь.

Обрадовались и разоружились

Тот, кто жил в Америке в 90-е годы, помнит, как закрывались судоверфи, цеха по производству военной авиации, как сокращали численность Вооруженных сил и ликвидировали военные базы в США и по всему миру. «Холодная война» кончилась - можно не тратиться на дорогостоящую оборону!

В 2001 году пришло отрезвление (хотя оно должно было наступить значительно раньше - ведь первый взрыв Всемирного торгового центра в Нью-Йорке исламисты осуществили еще в 1993-м). Почесав репу, стали готовиться к войне с новым врагом - террористическими организациями, не «устаканенными» в границах одного государства. Правда, к войне против «Аль-Каиды» и «Талибана» вскоре добавился «негодяйский режим» Саддама Хусейна: в 2003 году началось вторжение в Ирак. Но все эти боевые действия осуществлялись малыми силами (отсюда их ограниченный успех) - о возврате к военным показателям времен «холодной войны» никто и не помышлял. А когда стали помышлять, обнаружилась полная беззащитность главной территории, которую призвана защищать НАТО, - Европы.

На протяжении 40 лет, с 1953-го по 1993-й, в одной только ФРГ постоянно находились 250 - 300 тысяч военнослужащих США. В 1993 году их численность была резко сокращена - до 105 тысяч. К 2000 году оставалось 69 тысяч. Дальше - меньше.

Десятки тысяч американских солдат покинули после 1990 года Великобританию, Италию, Испанию, Португалию, Грецию, Нидерланды, Исландию. Военное присутствие США в Европе сокращали все - Клинтон, Буш-младший, Обама. В 2012 году администрация Обамы окончательно оголила европейский театр военных действий, выведя из ФРГ две тяжелых бригады с вооружениями. Лондон последовал примеру заокеанского «старшего брата» - из континентальной Европы уходит последняя бригада английских войск. И это - несмотря на российскую агрессию в Грузии в 2008 году! Или Грузия - не в счет? Не имеет отношения к Европе?

Весной 2014 года жертвой российского экспансионизма стала Украина - европейская страна с европейской ориентацией во внешней политике. Страна, чью территориальную неприкосновенность гарантировал Будапештский меморандум 1994 года, подписанный Россией. (В обмен на эти гарантии Украина отказалась от своего ядерного оружия, о чем с тех пор многократно пожалела). «Зеленые человечки» и военная техника без опознавательных знаков быстро превратили украинский Крым в «Крымнаш».

После Грузии и Украины предсказуемо обеспокоились своей судьбой другие соседи России - Польша, Молдова, страны Балтии. Восточноевропейские союзники США по НАТО захотели услышать от старшего партнера заверения в том, что статья 5 Устава НАТО - не пустой звук, что в случае нападения на кого-либо из них Америка придет на помощь. Выступая в сентябре 2014 года в Таллине, Барак Обама твердо заверил их в этом: «Мы вступимся за Эстонию. Мы вступимся за Латвию. Мы вступимся за Литву. Вы однажды уже лишились своей независимости. Будучи членами НАТО, больше вы ее никогда не потеряете». Ой ли? Доклад, подготовленный недавно «мозговым центром» RAND Corporation, констатирует, что «ни Соединенные Штаты, ни их союзники по НАТО сегодня не готовы подкрепить делами энергичные слова президента США».

«Конструктивный подход» вместо твердости

Общие с Россией границы балтийских государств по протяженности сопоставимы с бывшей границей между ГДР и ФРГ. Но тогда с западной стороны у этой границы стояли 20 боеготовых дивизий, обладавшие суперсерьезным потенциалом артиллерии, танков, авиации. А сегодня? Сегодня почти ничего не осталось. Если в годы «холодной войны» бронетанковый потенциал ФРГ состоял из 2200 танков, то сегодня их - 250.

Шведы стали регулярно обнаруживать в своих шхерах российские подлодки, а в воздушном пространстве - самолеты-нарушители из России. Когда-то у Швеции была такая мощная оборона, что никто не пытался покуситься на ее нейтралитет. Но сегодня от былого потенциала остались рожки да ножки.

Пока Запад разоружался, Россия ускоренными темпами наращивала военный потенциал и модернизировала вооружения - долгое время это позволяли высокие цены на нефть и газ. Но вместо подтягивания своей обороны до уровня, соответствующего масштабу российской угрозы, западные политики предпочитали рассуждать о «конструктивном подходе к России», «учете геополитических интересов» и т.п. Эти благие намерения были бы чудесны, если бы они сопровождались силовыми мерами, показывающими Москве: «не надо борзеть» (говоря языком Путина), есть пределы, которые мы не позволим переступать. Но нет - позволили! Позволили раз, и два - ждите дальнейшего «оборзения».

Свой вклад в эту политику умиротворения, вызывающую печальные параллели с прошлым, вносят многие. Это и государственные деятели Запада, которые наивно не понимают, с кем они имеют дело. Это и купленные Москвой западные политики и политологи. Это и внедренные под видом обычных эмигрантов, а то и диссидентов, «засланные казачки», которые изображают из себя «независимых западных экспертов». Почему этой публикой до сих пор не занялись ФБР, британская MI5 и тому подобные ведомства, остается загадкой...

Москва ведет новую «холодную войну» не только военными средствами. В киберпространстве действует целая армия российских хакеров и «троллей». По всему миру развернута гигантская кампания дезинформации по каналам агентства «Россия сегодня», телекомпании Russia Today, радио «Голос России» и т.д. Путинская власть давно прикрыла все западные инструменты влияния на российское общественное мнение. А вот США и другие западные страны позволяют кремлевским пропагандистам действовать на их территории.

По необъяснимым причинам Запад молчит об открытых нарушениях Россией договоров - например, бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности 1987 года: еще в 2008 году у РФ в нарушение этого договора появились новые крылатые ракеты. Не слышно протестов против размещения баллистических ракет «Искандер» и зенитно-ракетных комплексов С-400 в Калининградской области - под боком у Польши и Литвы. Или против маневров, в ходе которых отрабатывалась война против Швеции. Или против провокаций российских самолетов в отношении авиации НАТО.

Зато американские СМИ сообщают, что бывший госсекретарь Генри Киссинджер, любитель поездок в гости к Путину, снова побывал у него и по итогам визита изрек: «Взаимное доверие с обеих сторон исчезло. На смену сотрудничеству пришла конфронтация... Долгосрочные интересы обеих стран требуют, чтобы в сегодняшнем мире взрывоопасную нестабильность сменило новое равновесие, становящееся все более многополярным и глобализованным». Не подумайте, что у 92-летнего ветерана американской политики заплетается язык. В этих витиеватых формулировках есть одно ключевое слово, которое показывает, куда клонит Киссинджер: «многополярный». Это слово, которое очень любят в Кремле, означает желание Москвы быть на равных с Вашингтоном в том, что касается влияния на мировые дела.

В советское время говорили о стратегическом паритете между США и СССР - двумя «сверхдержавами». Сегодня «сверхдержавой» хочет быть путинская Россия, хотя, в отличие от СССР, у нее нет своего военного блока в противовес НАТО (Варшавский договор почил в бозе). Нет у нее и того глобального «мягкого влияния», которое есть у США - через американскую науку и технику, массовую культуру, английский язык и многое другое. Путина это не смущает. А Киссинджер, видимо, поддерживает амбиции Путина.

И что теперь?

Журнал Foreign Policy пишет со ссылкой на RAND Corporation, что для захвата Прибалтики Вооруженным силам РФ потребовалось бы менее трех дней. У сил НАТО не осталось бы возможности даже для отступления. И если Москва вдруг надумает осуществить агрессию не на северном, а на южном фланге, шансы противодействия ей тоже будут крайне невелики.

Что же делать? Для начала, говорят эксперты, надо реально оценить угрозу и отказаться от наивных надежд. Только сила - если не применяемая, то демонстрируемая - может заставить Кремль сотрудничать. Далее, надо срочно ликвидировать военное отставание от России. Западные специалисты констатируют: новейший американский истребитель F-35 дороже и хуже, чем российский Су-35; Америка ничего не может противопоставить таким суперсовременным видам оружия, как морская протоновая пушка или система «Красуха», которая электронным путем подавляет спутники-шпионы, наземные РЛС и системы воздушной слежки AWACS.

Нужно исключить продажу России современного оружия типа «Мистралей», которые Франция нехотя отказалась поставить РФ. Этот корабль - типичное орудие запугивания соседей: он несет на борту 16 вертолетов, четыре десантных баржи, до 15 танков и десятки других боевых машин, полтысячи солдат...

Чтобы балтийские страны не стали следующей жертвой кремлевской экспансии, считают аналитики, надо дать им защиту в составе семи бригад, в том числе трех - с тяжелым вооружением. Сегодня во всей Европе лишь две американские бригады - по одной в Германии и Италии. Министр обороны Эштон Картер запросил $3,4 млрд на еще одну - это первый шаг в нужном направлении.

Восточная Европа хорошо знакома с повадками Москвы. Польша и страны Балтии хотели бы видеть на своей земле постоянные военные базы НАТО. Но из Брюсселя и Вашингтона им дают понять, что дальше временного присутствия воинских контингентов союзников дело не пойдет. Не хотят провоцировать Москву. Хотят возобновить с ней диалог в рамках Совета НАТО-Россия, который прекратился в 2014 году. Надеются... наперекор здравому смыслу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Но понимание этого пришло слишком поздно

Новости региона

Все новости