Дом в Америке – больше не крепость

В марте 2014 года нью-йоркские риэлторы обнаружили, что у них одна за другой срываются крупные сделки – клиенты из России, намеревавшиеся купить престижные квартиры на Манхэттене, дали задний ход.

Дом в Америке – больше не крепость
Time Warner Center

Землячество олигархов

Причина заключалась в политических осложнениях, начавшихся после присоединения Крыма и событий на востоке Украины. Один из таких потенциальных покупателей, законодатель из Москвы, располагавший бюджетом от 25 до 52 миллионов долларов и присматривавший квартирку в отеле Plaza, отменил свой визит в Нью-Йорк. Не исключено, что он или его компания впоследствии оказались в санкционном списке.

Граждане России входят в число самых активных покупателей недвижимости в Нью-Йорке. О том, что «король удобрений» Дмитрий Рыболовлев заплатил рекордную сумму – 88 миллионов долларов – за квартиру для своей дочери в доме по адресу 15 Central Park West, в котором живут Роберт Де Ниро, Дензел Вашингтон и Стинг, сообщила вся нью-йоркская пресса. Народный артист России композитор Игорь Крутой владеет тремя квартирами в отеле Plaza. В двух башнях роскошного комплекса Time Warner Center на Коламбус-серкл расположилось целое землячество русских олигархов: Андрей Вавилов, Константин Кагаловский, Виталий Малкин, Александр Варшавский, Олег Байбаков, Максим Финский...

Если Вавилов и Кагаловский живут в своих аппартаментах открыто, то остальные имена сделались известны либо по чистой случайности, либо благодаря усилиям журналистов New York Times, опубликовавших целую серию статей о русских владельцах нью-йоркской недвижимости. Дело в том, что, как правило, квартиры приобретаются не физическим лицом, а анонимно, через подставную компанию, имеющую статус товарищества с ограниченной ответственностью. От этой компании следы ведут к другой, такой же фиктивной, они сидят друг в друге, как матрешки, и добраться до реального владельца труднее, чем Бендеру от «Трудового кедра» до Корейко.

Лоббисты против нового закона

Ни малейшего нарушения закона в таких операциях нет. Закон 1970 года о банковской тайне требует от банков уведомлять контрольные органы о трансакциях на сумму свыше 10 тысяч долларов единовременно. От банков, но не от риэлторских агентств. В конце 90-х годов в Конгрессе прошла серия слушаний о том, как иностранные должностные лица отмывают в США деньги, полученные вследствие коррупции. Министерству финансов предлагалось отслеживать финансовые операции иностранных политиков и распространить правило для банков на торговлю ювелирными изделиями, хедж-фонды и куплю-продажу недвижимости. После 11 сентября эти положения собирались внести в новый закон «Патриотический акт», однако заинтересованные отрасли мобилизовали лоббистов, и предложение увязло в Минфине.

В 2013 году тогдашний мэр города Майкл Блумберг сказал в радиоинтервью: «Если бы сюда переселились все миллиардеры мира, это было бы манной небесной!» Мэр имел в виду, что проживающие в Нью-Йорке миллиардеры и их родственники там же и тратят деньги. Аргумент риэлторского лобби заключался в том, что доля сделок с недвижимостью в общем объеме грязных доходов невелика.

Но вот данные, опубликованные New York Times. В отеле Plaza через подставные фирмы приобретены 69 процентов квартир, в 73-этажном One57, прозванном «домом миллиардеров», - 77 процентов, в Time Warner – 64. А всего по стране на фиктивные юрлица начиная с 2000 куплено 44 процента недвижимости стоимостью выше пяти миллионов долларов.

Война грязным деньгам

В том-то и дело, что коррупционеры используют американскую недвижимость как кубышку. Чтобы открыть персональный счет в банке, нужно заполнить кучу бумаг, и банк будет проверять ваши данные. А зарегистрировать товарищество с ограниченной ответственностью проще простого – для этого не нужно даже свои документы предъявлять, а не то что указывать личность настоящего владельца. Многим штатам – таким, как Делавэр или Невада – это выгодно, поэтому они тоже выступали против ужесточения контроля. Риэлтор, подбирающий квартиру, не интересуется этой личностью тем более. Поэтому вкладывать подозрительные средства в американскую недвижимость исключительно удобно.

Но теперь этому бойкому бизнесу приходит конец. В середине января FinCEN – подразделение Минфина по расследованию финансовых преступлений – издало распоряжение, вступающее в силу 1 марта. В соответствии с этим документом страховщик сделки с недвижимостью обязан установить и сообщить FinCEN имя подлинного владельца средств, на которые приобретена квартира или особняк, если покупатель не воспользовался банковским кредитом, а уплатил полную стоимость сразу. Распоряжение распространяется только на Манхэттен и Майами. Для Манхэттена сумма сделки, требующая установления физического лица, начинается с трех миллионов долларов, для Майами – с одного миллиона.

Распоряжение имеет ограниченный срок действия – он истекает 27 августа. Однако глава FinCEN Дженнифер Шаски Калвери предупредила, что срок может быть продлен, а география приказа расширена. Законодательная лазейка, судя по всему, закрывается. Ворованные деньги теперь будет труднее пристроить в Америке. Ну а британский премьер Дэвид Кэмерон объявил войну грязным деньгам на рынке недвижимости еще в июле прошлого года. После того, как высокое должностное лицо Минфина США назвало Владимира Путина клептократом, а Белый дом согласился с этим определением, приказ страховщикам можно считать следующим шагом на этом пути.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Осторожно, лазейка закрывается

Новости региона

Все новости