Пойдут ли до конца вашингтонские борцы с клептократией?

Интересное кино

Среди московских чиновников, откликнувшихся на фильм BBC «Тайные богатства Путина», отличился пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Интересное кино
Джош Эрнест

Он назвал обвинения в адрес президента «очернительной кампанией»: американцы, дескать, готовятся к российским президентским выборам 2018 года и с этой целью «аккумулируют негативный фон вокруг главы государства». А между тем глава сам еще не решил, будет ли избираться в 2018 году.

Объяснение, конечно, абсурдное. В фильме нет никакой новой информации, негативного фона он никак не прибавляет. Новость заключается в том, что в клептократии Путина обвиняет высокопоставленное должностное лицо администрации, а Белый дом заявляет, что всецело его поддерживает. Именно это обстоятельство заставляет Кремль нервничать.

Еще в августе 2006 года США разработали и начали применять национальную стратегию борьбы с клептократией. Госсекретарь США имеет полномочия закрыть въезд в страну лицам, причастным к коррупции на государственном уровне. Соответствующие ведомства отслеживают и блокируют активы клептократов. Долгие годы оставался невъездным в США президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - его просто отказывались принимать в Белом доме, а когда в том же 2006 году президент Буш наконец согласился встретиться с ним, американская пресса возмущенно напомнила ему о «Казахгейте» - деле бизнесмена Джеймса Гиффена, который обвинялся в том, что был посредником при передаче взяток Назарбаеву и его министру нефтяной промышленности на общую сумму 78 милионов долларов.

Судебный процесс тогда завершился неожиданно: Гиффен заявил, что действовал с одобрения и под контролем ЦРУ. ЦРУ отказалось разглашать информацию на эту тему. В результате все обвинения с Гриффена были сняты, за исключением мелких нарушений при плате налогов.

Тогда же, в 2006 году, США стали искать источники обогащения президентов Азербайджана Ильхама Алиева и России Владимира Путина. В 2007 ЦРУ подготовило справку в отношении Путина. Она остается совершенно секретной, ее никто не видел, но цифра 40 миллиардов долларов - сумма, в которую оценивается личное состояние Путина - именно оттуда.

Когда в марте 2014 года Минфин США ввел санкции против ряда близких друзей Путина, о Геннадии Тимченко и его компании Gunvor, которая является крепнейшим российским экспортером нефти, в пресс-релизе ведомства было сказано: «Путин инвестировал средства в Gunvor и может иметь доступ к его активам». Спешная продажа Геннадием Тимченко своей доли в компании не помогла - Gunvor остался под санкциями.

На вопрос, почему США не вводят персональные санкции против Путина, пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест ответил, что США, во-первых, вводят санкции по согласованию с европейскими партнерами, а во-вторых, не объявляют о них заранее, дабы у тех, кого собираются наказать, не было возможности перепрятать свои сокровища. Этот комментарий наверняка заставил обитателей Кремля особенно нервничать.

Из всего войска российского агитпропа самый смешной довод в пользу Путина привел обозреватель «Известий» Максим Соколов, давно уже бросивший «юные забавы» либерализма и обратившийся в закоренелого охранителя. «А зачем В.В. Путину эти несметные миллиарды и как он будет ими владеть, пользоваться и распоряжаться?» - риторически вопрошает он и сам себе отвечает: «Способ, посредством которого частный человек может беспрепятственно владеть, пользоваться и распоряжаться неведомо откуда взявшейся суммой такого порядка, современной науке неизвестен».

Не только известен, а действующие и бывшие диктаторы и их наследники чудесно распоряжаются своими богатствами. Неведомо куда подевались 10 миллиардов бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса, 5 миллиардов заирского диктатора Мобуту, 200 миллиардов Муаммара Каддафи... Впрочем, понятно, куда: они не в пещере Лейхтвейса лежат, а инвестированы в западную экономику через цепочку подставных фирм.     Но что касается России, то это только начало. 1 декабря прошлого года нижняя палата Конгресса уже одобрила законопроект о бюджете разведки, в соответствии с которым директор Национальной разведки США должен периодически уведомлять Конгресс о финансировании Москвой политических партий в других странах и о политических убийствах в самой России. Он был внесен конгрессменами от обеих партий и принят подавляющим большинством тоже на двухпартийной основе. Дело теперь за Сенатом.     

Новости региона

Все новости