Американским дипломатам надоели нападки и антиамериканизм российских властей

Лишены почета

Вашингтон отозвал разрешение на деятельность пяти почетных консулов России в США. По словам официального представителя Госдепартамента США Марка Тонера, «этот шаг предпринят в качестве ответной меры на продолжающееся вмешательство в нашу дипломатическую и консульскую деятельность в России, включающее, но не исчерпывающееся ими, травлю нашего персонала, а также принудительное закрытие Американского центра в Москве».

Лишены почета
Здание Госдепартамента США в Вашингтоне

Москва прокомментировала это решение с нескрываемым раздражением. «Общеизвестно, - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, - что именно США развязали санкционную агрессию против России и осуществляют широкомасштабную русофобскую пропаганду по всему миру, пытаясь отвести от себя ответственность за поддержку вооруженного переворота на Украине и кровопролитной войны в Донбассе. Американские спецслужбы не прекращают провокации против работников российских дипломатических представительств, причем не только в США».

Это, конечно, «асимметричный» ответ. Возможно, спецслужбы США и чинят провокации против российских дипломатов, но нам об этом ничего не известно. Зато мы хорошо помним, как корреспонденты сервильной российской прессы и активисты прокремлевского молодежного движения «Наши» не давали в Москве проходу послу Майку Макфолу - эти действия вполне подпадают под определение Марка Тонера harassment, на языке международного права - «враждебные акты». Можно вспомнить также откровенную фальшивку. В сентябре прошлого года телекомпания РЕН ТВ опубликовала фотографию посла Джона Теффта, будто бы присутствующего на митинге оппозиции в Марьино. Однако вскоре выяснилось, что это фотомонтаж. Но ни компания не стала извиняться, ни надзорные госорганы никак не отреагировали на эту милую шалость. А в ноябре «Известия» напечатали факсимиле письма специального посланника по делам ЛГБТ-сообщества Рэнди Берри лидеру движения за права геев в России Николаю Алексееву, которое тоже оказалось грубой подделкой. Просто оскорблений, граничащих с площадной бранью, в адрес не только американских дипломатов, но и президента США в российской печати не счесть.

Но дело не только в наглом провокационном троллинге - дипломаты привыкли работать во враждебном окружении. Серьезной потерей не только для посольства, но и для всех москвичей, интересующихся американской культурой, стало закрытие Американского центра в Библиотеке иностранной литературы - точнее, посольство отстранили от руководства центром и переформатировали его в отдел сеавероамериканской культуры. В общей сложности по всей России власти закрыли 28 аналогичных заведений. А в декабре Москва объявила «нежелательной иностранной организацией» Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию, созданный в 2006 году в соответствии с соглашением президентов Буша и Путина.

Вряд ли г-жа Захарова способна привести такой же перечень односторонних действий США. Во всяком случае в Вашингтоне продолжают беспрепятственно действовать и Российский культурный центр, и «Русский дом». Вряд ли кто-то из нас ощущает на себе «русофобскую пропаганду», развязанную правительством США. И фальшивых писем российского МИД я в New York Times не видел.

Кто такие почетные консулы и чем они занимаются? У широкой публики бытует мнение, что это такие энтузиасты, не имеющие никакого официального статуса и ведущие нечто вроде общественной деятельности, главным образом в гуманитарной и культурной сфере. Но это далеко не так. Статус почетного консула, порядок его назначения и круг полномочий определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Это или гражданин страны пребывания, или лицо с двойным гражданством. Почетный консул не выдает паспорта и визы - во всем остальном он исполняет те же обязанности, что и штатный консул. Он пользуется всеми привилегиями и иммунитетами дипломата. Его багаж и почта освобождены от таможенного досмотра, а офис - от обысков. Он имеет право поднимать над своей резиденцией государственный флаг России. Пользуется автомобилем с дипломатическими номерными знаками. Освобожден от уплаты налогов и пошлин. Он не получает зарплаты, однако может оставлять себе часть консульских сборов. В отличие от дипломата, он вправе заниматься бизнесом. Подчиняется почетный консул соответствующему генеральному консульству или посольству, а при отсутствии такового - непосредственно МИД РФ.

Диппаспорт на дороге не валяется! Не знаю, как происходит процедура назначения почетного консула в российском МИД, но видел объявления агентств, берущихся выхлопотать желающим патент почетного консула чуть ли не какой угодно страны.

Среди бывших почетных консулов России в США есть и люди русского происхождения, и американцы, как правило, сделавшие академическую карьеру и много лет трудившиеся на ниве американо-российских отношений. Таков, например, Карл Мартин Каттлер-младший - бывший президент Сент-Питерсбергского колледжа во Флориде. Он познакомился с Владимиром Путиным еще в 1989 году, когда тот работал помощником ректора ЛГУ по международным вопросам и 10 дней гостил в Сент-Питерсберге в составе делегации. В 1999 он приезжал в Россию в качестве посланца Информационного агентства США для содействия созданию системы муниципальных колледжей по американскому образцу. В 2001 он встречался с Путиным, уже президентом России, во время визита последнего в США. Результатом этого свидания стало основание стипендиального фонда для российских студентов, получающих образование в американских колледжах. Патент почетного консула РФ он получил в 2004 году. Сегодня ему уже 76 лет.

Создается впечатление, что время от времени почетным консулам приходится выполнять деликатные поручения, которые не с руки или невозможно выполнить дипломатам. Вот, например, история, приключившаяся в октябре 1993 года с начальником Главного управления внутренних дел Петербурга Виктором Егоршиным. Он был задержан в аэропорту «Шереметьево-2» - в его багаже обнаружились старинные иконы и кресты. На помощь пришел доктор Каттлер: он заявил, что антиквариат принадлежит ему - он, дескать, не успел оформить разрешение на вывоз во время своей поездки в Россию и попросил сделать это и прихватить покупку Егоршина, который направлялся как раз во Флориду. Егоршина тогда отпустили с миром, а товар оставили, потому что разрешением милицейский начальник так и не озаботился.

Консульские сношения - отдельная сфера дипломатии. Даже разрыв дипотношений не означает автоматического прекращения работы консульств. Чтобы почетный консул мог приступить к работе, требуется согласие страны пребывания - оно называется экзекватурой. Точно так же, как страна может, не объясняя причин, лишить аккредитации иностранного дипломата, она вправе и отозвать свою экзекватуру в отношении почетного консула - с той лишь разницей, что почетному консулу не надо покидать страну. Это событие совершенно рутинное. Но в данном случае статуса лишены сразу пятеро из шести почетных консулов России (д-р Дебора Энн Палмиери свой пост в Денвере сохранила), и объяснения даны. Москва может считать их неудовлетворительными, но принять адекватные ответные меры не в силах - почетных консулов США в России не имеется.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру