Внешняя политика вышла на авансцену предвыборной кампании

Американцев заинтересовал окружающий мир

Политический Новый год в Америке начался с того, что здешние СМИ почти поголовно сообщили: новая доктрина национальной безопасности России называет США в качестве угрозы – этого не было в предыдущем документе, принятом в 2009 году, когда президентом РФ был Дмитрий Медведев.

Американцев заинтересовал окружающий мир

Констатируя этот факт, американские СМИ приводят перечень факторов, создающих напряженность в отношениях РФ-США: Крым, Украина последние новости, Сирия, растущая военная активность Россия в глобальном масштабе (в том числе вблизи американских границ), ответное усиление военного присутствия США в Восточной Европе, американская система противоракетной обороны, продолжающееся расширение НАТО на восток и т.д.

А потом последовал разрыв дипотношений между Саудовской Аравией и Ираном – возможно, как прелюдия большой суннито-шиитской войны. После чего Северная Корея провела испытания якобы водородной бомбы – пока мы не услышали от экспертов твердого опровержения, только сомнения... Ну, а затем Нью-йоркская фондовая биржа и все остальные фондовые рынки мира покатились в тартарары из-за плачевных экономических показателей Китая – второй по величине экономики планеты. С Новым годом!

Трамп как зеркало американского сознания

В год выборов американские политики идут дальше, чем СМИ: они не просто констатируют, но и заявляют о намерениях – неизменно жестких. По крайней мере, жесткость обещают проявлять республиканцы, обвиняющие демократа Обаму в мягкотелости и чрезмерной уступчивости по отношению к Путину, Китай, исламистам, нелегальным иммигрантам, Кубе, Венесуэле и вообще всем подряд. Самые грозные заявления звучат из уст того, кто хуже всех разбирается в международных делах, – Дональда Трампа. Этот фаворит правореспубликанского электората берется рассуждать о стратегическом потенциале США и других держав, не зная (он продемонстрировал это в одном из своих телеинтервью), что такое ядерная триада (три способа доставки ядерного оружия) – межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования, МБР морского базирования и стратегические бомбардировщики. Трампа ничуть не смущает его собственное невежество...

Как отмечает в журнале Foreign Policy Брюс Стоукс, директор по глобальным экономическим оценкам исследовательской организации Pew Research Center, избирательная кампания 2016 года становится исключением из общего правила: международные дела вдруг оказались в центре внимания американских избирателей и следящих за их настроениями политиков.

Обычно внешняя политика никого в США особо не волнует, и невежество Трампа лишь отражает общую неосведомленность американцев о том, что происходит в окружающем мире. Их плохо учат истории и географии, Америка отрезана от Европы и Азии двумя океанами, она самодостаточна в экономическом плане, ей традиционно присущ изоляционизм (достаточно вспомнить, как поздно и неохотно США вступали в две мировые войны) – кому есть дело до каких-то событий за морями-океанами? Даже войны, которые Америка с 2001 года ведет на Ближнем и Среднем Востоке, не колышат жителей Штатов, ибо к этим военным действиям причастна ничтожно малая часть населения США. Нет ни всеобщего призыва в Армия, ни отправки за океан по-настоящему крупных воинских контингентов, ни конвейера цинковых гробов, как было в годы Вьетнамской войны, ни экономического или иного влияния заморских военных действий на жизнь людей в Америке.

Терроризм пробудил Америку

Однако в последнее время американцы озаботились внешнеполитическими делами, и главной причиной этого стала не агрессивно-антизападная Россия, не расталкивающий соседние страны Китай, даже не «государства-изгои» Иран и Северная Корея, а международный терроризм. Перед Новым годом его волна докатилась до Калифорнии, где исламские фанатики убили 14 и ранили 22 человека в центре для умственно отсталых людей в г. Сан-Бернардино. Раньше, правда, в Новый Свет уже прилетали «ласточки» с мусульманского Востока: в 2013 году на финишной линии Бостонского марафона взорвали самодельные бомбы чеченские братья Царнаевы (погибли три человека, пострадали более 280), а до этого, в 2009 году, родившийся в США сын палестинских родителей, майор Американской армии Нидал Хасан убил 13 и ранил 30 человек на военной базе Форт-Худ в Техасе. Не говоря уже о том, что в Америке, конечно, помнят о терактах 11 сентября 2001 года, которые унесли жизни около трех тысяч человек. Помнят и о том, что первую попытку взорвать Всемирный торговый центр в Нью-Йорк исламисты предприняли еще в 1993 году (тогда погибли шесть человек и более тысячи были ранены). Были и другие теракты и попытки терактов.

Статистика, которую приводит Pew Research Center, свидетельствует: если в декабре 2014 года лишь один процент жителей США считал терроризм проблемой номер один, то в декабре 2015-го такое мнение высказали 18% опрошенных.

Похоже, что оценки и приоритеты американцев в последнее время радикально изменились. В декабре 2011 года 55% респондентов (здесь и далее – данные того же Pew Research Center) назвали в качестве самой важной проблемы экономику (безработица, обнищание, имущественное неравенство и т.п.), и лишь 6% ставили на первое место международные дела. Три года спустя, в декабре 2014-го, процент «международно-озабоченных» повысился до 9%, а удельный вес «экономически озабоченных» снизился до 34%. К декабрю 2015 года тех, кто считает самым главным внешнюю политику, стало уже 32%, а тех, кого больше всего волнует экономика, осталось лишь 23%. Такая вот интересная динамика.

Правые больше озабочены, чем левые

Любопытно еще такое явление: тревоги по поводу международных проблем в большей степени обуревают республиканцев, чем демократов (соответственно 42% и 24%). Пресловутое «Исламское Государство Ирак и Леванта» (ИГИЛ) считают угрозой безопасности Америки 93% республиканцев и 79% демократов. Иранскую ядерную программу считают серьезной угрозой 79% республиканцев и 52% демократов. Угроза со стороны Китая? Разница в 18% между республиканцами и демократами. То же самое – в отношении опасности палестино-израильского конфликта.

Республиканцы также больше расположены к применению военной силы за рубежом, чем демократы. 72% республиканцев высказываются за то, чтобы военным путем давить терроризм, в то время как 66% демократов опасаются последствий таких военных действий – террористы используют их в своей пропаганде, вербуя новых сторонников. 75% республиканцев убеждены, что США должны более активно вести борьбу против исламских экстремистов в Ираке и Сирии; 66% демократов, напротив, боятся, что Америка может погрузиться в болото еще одной затяжной войны – как это было во Вьетнаме. По сути, это – две Америки, которые по-разному видят роль своей страны в мировых делах и, в частности, в борьбе с международным терроризмом.

Как все это может повлиять на исход выборов 2016 года? Пока трудно математически просчитать результаты тех тенденций, на которые указывают статистические исследования. Это – очень сложное уравнение. Внешнеполитические факторы будут оказывать большее влияние на республиканцев, чем на демократов, но первых в Америке меньше, чем последних. Точнее, если оперировать статистическими данными того же Pew Research Center, расклад (по итогам 2014 года) такой: 39% американцев индентифицируют самих себя как независимых избирателей, 32% – как демократов, 23% – как республиканцев.

Спасибо «плохим парням»?

Удельный вес независимых – самый высокий за все 75 лет проведения социологических опросов. Но независимые независимым рознь: у многих из этих людей есть «правый уклон» или «левый уклон». С учетом этих «уклонов» получается, что в населении США 48% или являются демократами, или тяготеют к Демпартии; 39% являются республиканцами или тяготеют к Республиканской партии.

Но роль международной политики в национальных выборах в любом случае будет центральной, а не периферийной – в этом сходятся все наблюдатели. «В 2016 году выборы будут внешнеполитическими», – указывал консервативный журнал Weekly Standard. «Это будут внешнеполитические выборы», – в унисон констатировал либеральный National Journal. «Грядут внешнеполитические выборы», – объявил ведущий программы телевидения NBC «Meet the Press» Чак Тодд.

Ну что же, вот мы и дождались пробуждения Америки, ее выхода из изоляционистского сна меж двух океанов. Спасибо всем персонажам типа Ким Чен Ын Ына, Владимир Путин, Башар Асад, венесуэльского Николаса Мадуро, отмороженных головорезов из «Исламского Государства», взламывающих американские компьютерные сети китайских и российских хакеров, заполонивших Европу сирийских и псевдосирийских беженцев и так далее. Хотя наверное, спала бы уж лучше Америка, не знакомясь поближе со всеми этими неприглядными «физическими и юридическими лицами». Для выборов хватило бы своих, сугубо американских проблем...

Новости региона

Все новости