Полемические заметки о премиях «Золотой Глобус»

Повести о ненастоящих человеках

Героем ежегодной, на этот раз 73-й церемонии «Золотой Глобус» стал, без сомнения, Леонардо Ди Каприо. Его герой в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» (The Revenant) проходит через такие немыслимые испытания, что не отметить актера за этот профессиональный подвиг было бы просто неприлично.

Повести о ненастоящих человеках

О бедном Лео замолвите слово

На полочке у Лео было два «Глобуса», этот – третий. Теперь осталось покорить Эверест. То есть получить «Оскар». Можно смеяться или плакать, но Ди Каприо пять раз номинировали, но ни разу не наградили главной кинопремией планеты. Перед Академией – дилемма. Если Ди Каприо будет номинирован на «Оскара», а это выяснится очень скоро, 14 января (собственно ни у кого нет сомнений, что будет), «Оскар» ему наверняка дадут, хотя Академия очень не любит копировать своими решениями призовые расклады Ассоциации иностранной прессы Голливуда (HFPA). Почему?

Потому что эта группа из примерно 90 журналистов, мягко говоря, не высшего разряда, судорожно держит за хвост птицу счастья в виде церемонии «Золотой Глобус» и всячески поддерживает миф о том, что она, их церемония, есть сезонная «репетиция» и предтеча «Оскара», и к призам HFPA посему следует относиться серьезно.

Академия, конечно, на 5 тысяч 900 голов выше глобусников по части компетентности. В ней около 6 тысяч членов, это профи кинопромышленности разных специальностей, - режиссеры, актеры, драматурги, операторы, звуковики и т.д. И судя по призовым решениям многих лет, Академия больше кумекает в кино и гораздо ближе к истине, то есть к справедливой оценке художественных достижений.

Но есть, конечно, случаи, когда все нюансы отступают перед феноменальным, таранным напором, в котором слились и искусство, и коммерция. Вспомните, например, увенчанные призами «Титаник» и «Аватар» Камерона.

Лео, которому самое время играть Ильича, выступил на церемонии с пламенной речью. Как и все остальные, он отбил ритуальные поклоны коллегам по фильму и семье, а затем выразил солидарность с борьбой американских индейцев за свои исконные территории.

Американский Мересьев

Кто уже видел «Выжившего», понимает, почему актер завел речь об индейцах. В фильме герой Лео, опытный охотник на пушного зверя в северных горных краях, приживает сына с индианкой, а племенная мифология является ему в мистических видениях. Индейцы поражают стрелами белокожих охотников, но они на своей земле, а те пришлые, так что правда на их стороне.   

Фильм Иньярриту, получившего премию как лучший режиссер, сродни экстремальному спорту, только уже переходящему в воспаленную фантасмагорию. Надо выжить после того, как тебя растерзал огромный медведь-гризли, как тебя заживо похоронили в ледяной могиле, как ты в меховой дохе попал в ледяную реку с перекатами и водопадами, как ты на лошади сорвался в пропасть. Обычному смертному, чтобы благополучно окочуриться, достаточно сотой доли испытаний, выпавших на долю героя Лео. Но это же американский Мересьев, шишку съест, ползет дальше, ему погибать западло.

Снята эта повесть о фантастическом, ненастоящем человеке виртуозно оператором Эммануэлом Любецки, который одержим видом высоких стволов деревьев с нижнего ракурса, а в одном эпизоде закрутившем камеру в вертиго явно в честь знаменитого кадра Урусевского в «Летят журавли».

Шарады и награды

Обычно я каждый год играю в угадайку. Составляю список тех, кто, по моим прогнозам, получит «Золотой Глобус» и рядышком помещаю параллельный список тех, кому дал бы премию, «будь я начальником Глобуса». В этом году я впервые поместил прогноз на свою страничку в Фейсбуке. Сработал я хуже обычного: 5 позиций отгадал, 5 – нет. Очень недоволен. Стал искать себе, как водится, оправдания. И сформулировал главное – я недоучел «внехудожественные соображения», которыми слишком часто руководствуются глобусники. У них свои тесные отношения со студиями, пиарщиками, агентами и звездами. Им главное – не давать падать рейтингу ежегодной телетрансляции «Глобуса» на телеканале NBC, это их кормилица и поилица. А все остальное – вторично.

Ну, в секции «драма», допустим, победитель «Выживший» - фильм достойный, хотя и, на мой вкус, концептуально бессмысленный. Когда не веришь в реальность происходящего на экране, пафос, подкачивающий фильм как насос, отдает фальшью. Куда мощнее и убедительней по смыслу «В центре внимания» (Spotlight) режиссера Тома Маккарти – кропотливое журналистское расследование педофильского скандала в бостонской епархии католической церкви. Есть свои большие плюсы у «Кэрол» (Carol) Тодда Хейнса, изящной и пряной истории любви двух обворожительных фемин.

Но в секции «комедия/мюзикл» пальму первенства отдали «Марсианину» маститого постановщика фантастики Ридли Скотта. Во-первых, никакая это не комедия, а драма. Ридли Скотт, выйдя на сцену за наградой, воскликнул «Комедия?!» и недовольно мотнул головой. Но от премии не отказался, - дареному коню в жанровую принадлежность не смотрят. Опять же это голливудская повесть о ненастоящем человеке, астронавте, которого по ошибке, посчитав погибшим, бросили коллеги по космической экспедиции и улетели домой. А он в одиночку без пропитания умудряется выжить на Марсе, мобилизуя смекалку, эрудицию и волю. Мэтт Деймон играет футуристического Робинзона Крузо, которому Пятницу заменяют продвинутые гаджеты, с помощью которых он ведет свой видеодневник. Деймону вручили «Глобус» как лучшему актеру «комедии». Ридли Скотт раньше снимал мрачные истории про прошлое и будущее человечества, но что-то на старости лет замкнуло и он выдал очень духоподъемный, легкий фильм, который, что понятно, в прокате прошел с большим успехом.

Ничего сверхъестественного Деймон, признаемся, не сделал в «Марсианине». А вот номинированный Стив Карелл, мой персональный фаворит этого года, открыл в «Игре на понижение» (The Big Short) новую грань своего таланта. Он играет сердитого финансиста, который пытается докопаться до истины в огромной авантюре под названием рынок моргиджей. Вообще, картина замечательная, не пропустите ее.

Маркет – это сила!

Глобусники, как почти всегда, отдавали предпочтение суперзвездам - не по реальному, «гамбургскому счету», а по совокупности заслуг и потенциальной рекламной отдаче.   

Поэтому-то, я считаю, на сцену для получения «Глобуса» вызвали Леди Гага и Сильвестра Сталлоне. А не потому, что они сыграли лучше остальных номинантов. В незамысловатой боксерской повести «Крид» Сталлоне выглядит как бледная тень того, легендарного Роки. Как будто воздух из надувной игрушки выпустили. В этой номинации, «роль второго плана», блеснул Марк Райленс. Его Абель, русский суперагент, в психологическом триллере Стивена Спилберга «Шпионский мост» абсолютно правдоподобен. Как живой, говорят в таких случаях.

Но где Райленс, и где Сталлоне с точки зрения рыночно-рекламной силы?

Рецензенты, описывающие сериал «Американская история ужасов» (сам я его не видел), говорят об исполнившей роль графини Леди Гаге как о беспомощной статистке, которая приглашена в кино только из соображений star power.

Когда графиня Гага “изменившимся лицом“ бежала к сцене за «Глобусом», она чуть задела бедром плечо Ди Каприо, тот повернулся к ней, на секунду тоже изменился в лице, глаза вспыхнули и погасли, и это борение случайных страстей попало в Интернет. Миллионы просмотров. Удача! Всемирная сенсация!

Хитрые «Глобусы» будут жить и процветать.

Новости региона

Все новости