Зачем иностранцам российский паспорт?

Новые русские американцы

Джефф Монсон
В прошлом году народонаселение России прибавилось на два человека за счет американцев Роя Джонса и Джеффа Монсона. Первый - прославленный боксер, второй - боец смешанных единоборств, тоже увенчанный множеством регалий. В настоящее время, правда, спортивная карьера обоих начинает клониться к закату.

Новые русские американцы
Джерар Депардье

Зачем знатным иностранцам российское гражданство?

Ответ «из любви к России» способен удовлетворить нас лишь отчасти. Действительно, и Джонс, и Монсон охотно и пылко говорят о своих чувствах к великой стране, ее народу и ее культуре, а Монсон даже сделал на своем могучем теле татуировки с изображениями Маркса, Энгельса, Ленина, серпа и молота и монумента «Родина-мать зовет!». Но ведь любить Россия дозволяется и гражданам других государств. Неужели они сделали это ради эпатажа, подогрева интереса к собственным персонам? Или, чего доброго, из расчета?

Вспомним историю обретения российского паспорта другим, еще более именитым чужеземцем - Жераром Депардье. Президент России впервые публично прокомментировал ситуацию на своей большой пресс-конференции в декабре 2012 года. Его спросили, правда ли, что Депардье «уже паспорт чуть ли не от вас получил». Владимир Путин сначала рассказал, какие у России с Францией прекрасные отношения, затем добавил, что Жерара обидели мелкие чиновники, что это «досадное происшествие», но артисты - «люди особой душевной организации, поэтому он понимает его чувства. «А что касается гуманитарной стороны дела, - заключил президент, - если Жерар действительно хочет иметь или вид на жительство в России, либо российский паспорт, то будем считать, что этот вопрос решен, и решен уже положительно».

Таким образом, гражданство Депардье получил по гуманитарным основаниям. Скажем, как налоговый беженец, хоть эта причина и не значится в российском законодательстве.

Указ о его приеме в гражданство РФ был подписан спустя две недели, 3 января 2013 года. А в апреле на прямой линии с президентом его спросили, почему Депардье получил гражданство так быстро, когда потомкам российских эмигрантов, желающим его иметь, приходится ждать долгие годы.

Владимир Путин сказал, что Депардье «гражданство предоставлено в особом порядке в соответствии с действующей Конституцией, имея в виду его заслуги перед российской культурой». Заслуги эти состоят в том, что он снялся в российско-французском фильме «Распутин» в заглавной роли. Президент заверил, что «это не какой-то там кремлевский проект» - Депардье как «человек импульсивный» заявил о своем желании без консультаций с российским Правительство РФ. «Но когда человек об этом сказал публично на весь мир, что мы должны были сделать? Сказать: нет, мы не будем это делать? Почему? С какой стати-то? Это просто смешно, понимаете? Конечно, мы с удовольствием дали ему паспорт и даже поблагодарили его за это».

В самом деле, в федеральном законе «О гражданстве РФ» (а не в Конституции) имеется положение об особых заслугах перед Российской Федерацией (ст. 13 ч. 3), но в указе за подписью Путина значится иное основание: «В соответствии с пунктом «а» статьи 89 Конституции». А пункт этот гласит, что президент вправе дать гражданство кому угодно по собственному усмотрению.

Наконец, в ноябре 2013 года состоялось так называемое Всероссийское литературное собрание, на котором директор издательства «Эксмо» Олег Новиков имел неосторожность одобрительно отозваться о французских законах в сфере культуры. Президент его тотчас осадил: «Вы знаете, какие там налоги, особенно на приличные доходы? 75 процентов. Оттуда весь бизнес убегает. Жерар Депардье и тот убежал, понимаете».

Вот тебе и гуманитарные основания, и особые заслуги. Значит, все-таки от налогообложения убежал. Секрет Полишинеля, конечно.

Правительство Франсуа Олланд действительно ввело в качестве временной антикризисной меры 75-процентный налог на доход, превышающий миллион евро на одного члена семьи, но в декабре 2012 года Конституционный суд Франция отменил эту ставку. Налог остался прежним - 49 процентов с суммы, превышающей полмиллиона евро. Президенту Путину об этом не доложили.

Но если Депардье желал таким образом платить подоходный налог по ставке 13 процентов, то для этого паспорт РФ ему совсем не нужен. Согласно российскому Налоговому кодексу, 13 процентов налога взимается с доходов налоговых резидентов независимо от гражданства. Чтобы стать налоговым резидентом России, требуется постоянно находиться на ее территории не менее 183 дней в году. А с нерезидента, будь он хоть российский гражданин, хоть французский или американский, налог берут в размере 30 процентов.

Тем не менее выход нашелся - не без помощи российских юристов-налоговиков. В Мордовии, где Депардье получил квартиру и прописку, он зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и заплатил налоги по упрощенной системе налогообложения. Ставка по УСН составляет 6 процентов. Законами субъектов федерации она может быть снижена до 0 процентов, если индивидуальный предприниматель зарегистрирован впервые. Эта нулевая ставка действует в течение двух налоговых периодов. В Мордовии соответствующий закон имеется.

Надо ли удивляться тому, что и Рой Джонс, намеревающийся заниматься в России бизнесом, и Джефф Монсон, выступающий теперь под российским флагом, воспылали горячей любовью к России и, главное, к российскому гражданству? Ноль процентов! А еще говорят, что в России гнобят мелких индивидуальных предпринимателей.        

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру