Отношения США и Израиля никогда не были столь напряженными

За любовь или за деньги?

Политические лидеры умеют контролировать свои эмоции. Протокольная приветливая улыбка - непременный атрибут встреч на высшем уровне. Но не нужно быть экспертом по “языку тела”, чтобы увидеть на фотографии или в телерепортаже чувства неприязни и скепсиса, которые президент США Барак Обама и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаниягу испытывают друг к другу.  

За любовь или за деньги?

И никакие дипломатические заявления не могут исправить впечатление: это не семейные разногласия, не личностные недоразумения, а сугубо разнородный взгляд на проблемы двух стран и мира.

“Прощай, союзник”

Так названа глава из мемуаров “Союзник” посла Израиля в ООН с 2009 до 2013 года Михаэля Орена. Этой монографии уделили большое внимание американские и израильские медиа. Она вызвала серьезные межправительственные трения. Если предыдущие книги Орена эксперты оценивают как сбалансированные, то “Союзник”, по словам самого Орена, говорит о том, как “Обама покинул Израиль и испортил отношения между двумя странами”. Автор считает позицию нынешней американской администрации “политической шизофренией”, наивной и опасной. “Ньюсуик” называет книгу “Антиобамовский мемуар”, а “Нью-Йорк таймс” пишет: “Союзник” не укрепляет союз между США и Израилем, а разрушает его”.

Орен учился в Принстонском и Колумбийском университетах, был профессором в Гарварде и в Йеле. Автор многих бестселлеров, лауреат литературных премий. Он вырос в Нью-Джерси, иммигрировал в Израиль в 1970 году. Был эмиссаром советских “отказников”, служил в элитных войсках, участвовал в ливанских войнах, был споуксменом израильской Армия. Многие годы член Кнессета. Авторитетные медиа включили его в число наиболее влиятельных мыслителей в США и в мире. Орен пришел в большую политику одновременно с Обамой и Хиллари Клинтон. Уйдя в отставку с дипломатического поста, Орен стал даже приметнее - теперь он говорит и пишет свободнее, чем на государственной службе.

На днях он выступил в Нью-Йорк перед аудиторией “Еврейский опыт” - просветительной организации, ориентированной в основном на молодых профессионалов. Орен сосредоточился на нынешней ближневосточной ситуации. Впрочем, “чем дальше, тем страшнее” - это и без него понятно, и если сравнить лекцию с недавней статьей Генри Киссинджера “Путь из ближневосточного кризиса”, то новых, продуктивных идей и решений Орен не предложил.

Внимание к книге обусловлено личными впечатлениями автора. Орен считает индикатором позиции американского президента по отношению к еврейскому государству назначение на ведущие государственные посты недружественных Израилю Чака Хейгела и Джон Керри, нынешнего госсекретаря. Хейгел, до февраля занимавший пост министра обороны, объяснял палестинский террор как реакцию “отчаявшихся людей, потерявших надежду” и разоблачал “израильское лобби”. Керри, пишет Орен, “никогда не был сдержанным в его оппозиции израильской политике на территориях”. Он сетует на “сюрпризы” обамовской политики, о которых Израиль узнает после факта.

При явном критическом настрое к американским властям Орен говорит со всей определенностью: “Израилю нужна Америка... и Америке нужен Израиль”. До недавнего “нужна”, “нужен” понимались как свидетельство общности ценностей, моральных позиций. Сегодня в доказательство нужности приводятся практические аргументы: финансовая и военная поддержка США, сотрудничество разведок и военных производств, общие враги. Нетаниягу при каждой встрече с Обамой благодарит за помощь, но также говорит, что “американская поддержка Израилю - очень сильная инвестиция в безопасность США”. Более 70% американцев симпатизируют Израилю, еще больше израильтян ценят США как единственного реального союзника. Но американская мечта “to make the world a better place” не сочетается с израильскими представлениями о мире и своем месте в нем.

Конечно же, ни один здравомыслящий человек не думает, что Обама и его команда руководствуются антисемитскими предубеждениями или происламскими симпатиями - утверждение, которое можно нередко услышать от паникующих евреев и радикальных оппонентов американского президента. Суть коллизии: “Nothing personal, just business”. Обаме важнее не обострить еще больше отношения с мусульманским миром – это свыше полутора миллиардов человек, и евреи, тем более ослабленные своими либералами, для него не приоритет. Даже потеряв надежду на арабскую весну и либеральную демократию для суннитов и шиитов, президент понимает, что как ни плохо, завтра может быть еще хуже. И сверхдержава имеет лимиты ресурсов, это показали Ирак и Афганистан. Обещания аятоллы, что Израиль исчезнет через 25 лет, ядерные бомбы Иран будут проблемами других президентов. А пока пусть Израиль потерпит.

У Израиля другая логика. “ХАМАС“ и “Хезболла“ направили более ста тысяч ракет на наши дома, - пишет Орен. - Радикальные исламисты мечтают о нашем уничтожении, европейцы заботятся о палестинцах и угрожают прекратить экономические отношения с Израилем... Мир смотрит на отношения наших стран как на показатель готовности Америки поддерживать своих друзей и даже защищать себя”.

Я задал Орену вопрос об отношениях Израиля с Россией. Ожидал позитивного ответа. Что ни говори о Путине, он не питает иллюзий о сущности радикального ислама и вполне конкретно включился с ним в борьбу. Но ответ дипломата не был однозначным. По его мнению, активное присутствие Россия в ближневосточном регионе ставит вопрос о том, как далеко идут ее планы. Зачем Россия ввозит в Сирия средства против авиации - ведь у ИГИЛ нет самолетов. Что если Израилю придется действовать в этих воздушных пространствах? На следующий день после встречи с Ореном турецкие истребители сбили СУ-24, российское Правительство РФ рассматривает “пакет ответных мер”, включая истребители сопровождения и противоавиационное оружие. Ясно, что эскалация конфликта неизбежна. Тревога, высказанная израильским дипломатом, стала  понятной.

Сионизм - надежда не умирает

Если даже посол-профессор Михаэль Орен говорит и пишет без соблюдения дипломатического протокола, то большинство участников дискуссий об отношениях США и Израиля говорят, совсем не осторожничая с риторикой. Республиканский кандидат Майк Хакаби провозгласил, что Обама “соберет израильтян и отправит их маршем к дверям печей”. Тед Круз назвал Обаму “главным финансистом радикального исламского терроризма”. Дональд Трамп считает, что политика президента по отношению к исламу губительна не только для Израиля, но и для США.

Большинство ведущих еврейских организаций (кроме либеральной “J Street“) не питают умиротворительных иллюзий и занимают критическую позицию по отношению к политике администрации США на Ближнем Востоке

Самый решительный противник - Сионистская организация Америки. СОА была против соглашений с Арафатом, эвакуации из Газы, ставшей оплотом террористов. Соглашение с Ираном СОА считает катастрофой. Организация особенно озабочена ростом антисемитизма в студенческих кампусах и в медиа.

Отношения СОА к Обаме определилось после его речи в Каире, где он сравнил положение палестинцев со страданиями евреев во время Холокоста и чернокожих во время рабства. Где в Израиле газовые камеры, печи, массовые расстрелы, рабский труд, Обама не указал. Большинство еврейских организаций одобрили речь, СОА ее осудила. “Уолл-стрит джорнэл” пишет, что “СОА это самый верный адвокат Израиля в Америке”.

Недавно в Нью-Йорке состоялось очередное собрание членов и сторонников СОА. Докладчик, президент организации Морт Клейн в глазах либералов - евреев и не-евреев, экстремист, ястреб, причем это не самые жесткие определения в его адрес. Он страдает синдромом Туретта - неврологическим заболеванием, выраженным в заикании и импульсивной жестикуляции. Сенатор Тед Круз говорит о нем: “Сердце и речь Моисея” - пророк, на которого Бог возложил освобождение евреев, заикался. Слушать Клейна трудно в первые минуты, но прямота и сила его суждений заставляют не замечать дефектов речи. Клейн безоговорочно осудил позицию нынешней адимнистрации США как угрозу существованию еврейского государства и причину усиливающейся активности террористов.

Вполне созвучно было и выступление Теда Круза, для которого этот форум был еще одной возможностью в президентской кампании свести счеты с партией Обамы. Круз выступал и год назад на предыдущем собрании, риторика, аргументация даже усилились, но выглядел республиканский претендент очень уставшим, даже костюм обвис. К собравшимся обратился в видеозаписи Бенжьямин Нетаниягу, и речь его не звучала апокалиптически, он улыбался и даже шутил. Впрочем, светлых прогнозов и у него не было. Обаму он не вспоминал, а говорил в основном о СОА – как “оплоте защиты Израиля и еврейского народа”.

В этот раз на встрече не доставало чего-то привычного: Шелдон и Мириам Адельсон присутствовали, но не выступали. Адельсон, нынешний Ротшильд сионизма, мииллиардер, хозяин Лас-Вегаса и многих казино по белу свету, активный сторонник Израиля, главный противовес деньгам либерала Сороса. Вот уж два убедительных примера, что есть мотивы важней денег и для богатых. Пример этот показателен и тем, что миф о единении евреев и их интересов далек от реальности. Жена Адельсона Мириам, доктор наук, профессор, огненный поборник сионистской идеи, противостоит растущему антисемитизму в университетах. На встрече присутствовали (числом 700) и выступали студенты американских вузов, немало из “наших”. Супруги Адельсон, несмотря на немолодой возраст, выглядели после серьезных косметических усилий прекрасно, излучали оптимизм и без слов убеждали, что не все потеряно, что жизнь для евреев, хоть некоторых, прекрасна и удивительна.

Без иллюзий

Трагедии в Париж и Сан-Бернадино вызвали в гамме эмоций и надежду, что в мир придет лучшее понимание положения в Израиле, где гибель невинных людей не эпизод, а часть повседневной жизни. В пропорции к числу населения, совокупные жертвы нынешней волны террора начиная с 11 сентября значительно ниже потерь Израиля от этого же бедствия. Но “Мы все нью-йоркцы теперь”, “Все Шарли”, “Все французы” звучит повсеместно, а “Все мы израильтяне” не услышишь. В Метрополитен-опера слушатели, хор и солисты стоя поют Марсельезу, текст вложен в программку, у дирижерского пульта Пласидо Доминго, кричат “Да здравствует Франция”... А петь “Хатикву” в голову не придет. Зато Метрополитен ставит романтизирующую террористов антисемитскую оперу “Смерть Клингхоффера”. Поговорим о двойных стандартах.

Еще недавно недруги Израиля утверждали, что политика США на Ближнем Востоке является произраильской. Противники США считали, что суть интересов - нефть и связанные с нею капиталы. Буш заверял, что борется с терроризмом и защищает стабильности региона, Обама - что поддерживает демократию в борьбе с тиранами. Теперь нет ни стратегии, ни тактики. События обрели свою логику, неподконтрольную Пентагону, Госдепу и Уолл-стрит. Около 7000 погибших американцев, десятки тысяч раненых, около 2 триллионов долларов затрат, потоки гуманитарной помощи, но симпатии к благотворителям и миролюбия не наблюдается.

В этих краях любовь не купишь ни за какие деньги. Более 80% арабов поддерживают мнение: “Это палестинская земля, и евреи не имеют на нее права”, около 60% считают террор против Израиля оправданным. Признать ошибочность политики последнего десятилетия, найти новые решения, возможно, позволит себе следующий президент, - только не Хиллари, которая сполна причастна к нынешнему хаосу. А пока риторика и полумеры, скандалы и клоунада.

Администрация США считает даже после опыта в Ираке и Ливии, что устранение Асада более важно, чем уничтожение террористов - палестинских и ИГИЛ. Запад не хочет видеть, какую угрозу создает иммиграция миллионов людей другой культуры и мировоззрения, часто враждебного западной цивилизации. Сколько из них вскоре почувствуют себя изгоями, не нашедшими места на новой земле. Как они выразят свой протест, уже проверено. Где те 99% хороших мусульман, которые не только пытаются убедить, что ислам мирная религия, но и что-то реально делают, чтобы остановить фанатиков. По прогнозам, только в Германия, если политика радикально не изменится, в ближайшие пять лет будет 20 миллионов мусульман, в целом в Европе - 70 миллионов.

Но пока что хаос на Ближнем Востоке не проясняет мировое сознание, а затуманивает его представлениями, что все дело в сионистах и их пособниках. Не больше смысла и у тех критиков президентской политики, которые, как ведущий популярного радио ток-шоу Майкл Савидж, убеждают, что цель Обамы - уничтожить Израиль как национальное государство в угоду идеологии мультикультурности.

Но в нынешних условиях и рационально мыслящие политики не чужды влиянию навязчивых идей. У Обамы это вера в универсальное достоинство либеральной демократии, у европейцев – в гуманизм, у Нетаниягу - память о Холокосте. Сын видного историка, весьма образованный человек, Нетаниягу утверждает, что “окончательное решение” - план тотального геноцида евреев - было подсказано Гитлеру муфтием Иерусалима Надж Амином ал-Хуссени. По этой части фюрер в плагиате не нуждался. Думается, что не только высокая дипломатия, но и личная неприязнь к Обаме определяла выступление Нетаниягу в Конгрессе. А самое главное - стратегии нет не только у США, но и у Израиля. “Ни мира ни войны”, периодические силовые реакции на провокации террористов, надежды на саммиты, ООН и путешествия госсекретарей, “два государства на одной земле” - все это утраченные иллюзии. Евреи в Израиле и в диаспоре в бесконечной неопределенности - “Быть или не быть”. Вспоминаются слова Гамлета: “Они меня окончательно с ума сведут”.

При всех сложностях в отношениях, Америка остается почти единственной страной, где евреи живут в безопасности и способны влиять на политику и помогать Израилю. Часто помощь выражает политические предпочтения спонсоров. Американские друзья поддерживают сионистский религиозный институт Bet El в поселении на Западном берегу. Для спонсоров и получателей помощи это Самария - богоданная земля, и уходить отсюда сионисты не намерены. Bet El готовит к службе в армии молодых людей - выходцев из Эфиопии и Йемена. Их адаптация в новой стране проходит с немалыми трудностями. Раввины-преподаватели этого Института призывали солдат не выполнять приказы, связанные с территориальными уступками. Лучший друг Bet El республиканский кандидат в президенты Майк Хакаби заявил: “Бог на стороне тех, кто за Израиль” и призвал не отдавать ни пяди Святой земли. Десятки фондов поддерживают израильские университеты, исследования по борьбе с раком, сердечно-сосудистыми и возрастными заболеваниями. Американские спонсоры активно помогают Израильскому филармоническому оркестру. На недавних гастролях в Нью-Йорке оркестр представил Вторую симфонию Малера, попытку ответить, по словам композитора, на вопросы “Зачем ты живешь? В чем смысл твоих страданий? Была ли это большая пугающая шутка? Мы должны ответить на эти вопросы, если продолжаем жить и умирать”. Пока вопросы безответны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру