В Бруклинском музее вспоминают любимое место отдыха нью-йоркцев

Кони-Айленд: Американская история

Выставка в Бруклинском музее называется “Coney Island: Visions of an American Dreamland, 1861-2008” (“Кони-Айленд. Видения американской Земли Мечты, 1861-2008”).

Кони-Айленд: Американская история
Экспонат выставки “Кони-Айленд”

Еще несколько маленьких выставок на ту же тему рассыпано по Нью-Йорку: в Бруклинской библиотеке, в галерее City Lore в Ист-вилледже, на самом Кони-Айленде, где есть собственный музей. Все они - всплеск ностальгии, но с элементом маркетинга: Кони-Айленд - не только часть прошлого, он функционирует, развивается и всегда нуждается в посетителях.

Прелесть Кони-Айленда для сегодняшнего нью-йоркца - в доступности его пляжей: сел в поезд подземки в Квинсе, Бруклине или Манхэттене - и через час уже вдыхаешь свежий морской бриз. Для человека небогатого, без летнего особняка на Лонг-Айленде или в долине Гудзона, - спасение от летней пыли, жары и тесноты. Впрочем, на многих ранних фотографиях в Бруклинском музее в глаза бросается именно теснота: толпа людей, кажется, еле умещается на пляже и уже  выплеснулась в море...

Но, как все знают, Кони-Айленд - не просто пляж. Что же? Об этом рассказывают около 140 фотографий, афиш, кинофрагментов, картин и предметов, а еще напоминает большая инсталляция Стивена Пауэрса «Кони-Айленд все еще Земля Мечты (для чайки)» - коллаж из вывесок, надписей и фотографий.

Для любителя истории первые залы выставки особенно интересны. Именно там вы узнаете, кто был Джордж Тилью, что представлял собой Стипличейс-парк и когда появился в этих местах первый отель, ознаменовав рождение Кони-Айленда как морского курорта. Случилось это в 1829 году, и к началу Гражданской войны   богатые жители Нью-Йорка и даже, в результате улучшения транспортных связей, менее богатые проложили туда довольно укатанную дорогу. О смеси классов и сословий на Кони-Айленде упоминалось даже в популярной песенке “Down in Coney Isle”: в одном куплете фигурировали и «стильные девушки с Ист-сайда», и «девчонки из Гарлема», и «парни с Бауэри” - всех их можно было встретить на Кони-Айленде.

Демократическое это местечко довольно быстро отказалось от чопорности, респектабельности и хорошего вкуса, превратившись в эдакий Лас-Вегас 19-го века. Одно из подтверждений - построенный в 1885 году гигантский отель в форме... слона. Он так и назывался «Слоновий Колосс», имел семь высоченных этажей, музей, магазин сигар, устроенный в одной из слоновьих ног, и комнатами, которые можно было снять на часок-другой. Увы, отель сгорел в 1896 году, разделив, между прочим, судьбу многих зданий и аттракционов.

К началу 20-го века не отели, а именно аттракционы стали отличительной чертой Кони-Айленда. В какой-то период там одновременно существовало сразу три парка аттракционов: «Дримленд», «Луна» и «Стипличейс», который в 1897 году открыл вышеупомянутый Тилью, магнат, построивший свое состояние на создании подобных парков. Яркие краски, ослепительное сияние электрических лампочек, сотни клоунов, акробатов, жонглеров, музыкантов, имперсонаторов дополняли картину... В 1918 году открылось первое «Чертово колесо», в 1927-м - знаменитый «Циклон» - первая «американская горка», в 1962-м - «Астролэнд»...

Даже Великая депрессия не поколебала популярность Кони-Айленда. Просто он приспособился: пусть большинство нью-йоркцев уже не могли купить билеты на дорогостоящие аттракционы, но сабвей стоил никель (10 центов), столько же - горячая сосиска, а пляж и море были бесплатны. Немудрено, что летним днем сюда приезжали до миллиона человек. Вот тогда-то и сделал Артур Феллиг, работавший под псевдонимом  Weegee, свою знаменитую фотографию «Пляж Кони-Айленда». Кони-Айленд стал «Никель-империей», временным раем для бедных.

Менялись владельцы парков, горели и восстанавливались старые аттракционы, строились новые, а в конце 60-х и в 70-е годы Кони-Айленд, как и весь Нью-Йорк, начал стремительно приходить в упадок, став жертвой наркотиков и бандитов... Последняя часть выставки (1962-2008) называется «Реквием по мечте», как фильм Даррена Ароноффски, часть персонажей которого - это стареющие обитатели Кони-Айленда. Но история Кони-Айленда не окончена: вместе со всем Нью-Йорком он вернулся к жизни. Аттракционы становятся все сложнее и захватывают дух как никогда раньше, рестораны и магазины зазывают яркими витринами, и все заряжено все тем же духом беспечности и свободы и овевается все тем же морским бризом, что и сто с лишним лет назад. Поезжайте - убедитесь сами! Выставка продлится до середины марта, а потом отправится в Сан-Антонио.

Новости региона

Все новости