Хиллари и Берни сражаются за демократическую номинацию

Левая и еще левее

Субботние декабрьские дебаты демократов, кандидатов в президенты, в Нью-Хэмпшире, видели немногие. Кому охота весь субботний вечер тратить на лицезрение трех говорунов-политиков? Предыдущие дебаты в Неваде конкурентов-республиканцев оказались явно повеселей, говорунов на подиуме было в три раза больше, причем один из них - Дональд Трамп, и этим все сказано. Клоунов любят.

Левая и еще левее

Цифры подтвердили ощущения. Последние демократические дебаты года лицезрели 6,7 млн человек, а последние республиканские в Неваде - 18 млн! Самая популярная версия неудачного планирования на субботу: стратеги Демпартии не хотят подвергать риску высокий рейтинг Хиллари и потому избегают широкой аудитории, где любая словесная промашка может обойтись ей дорого.

Роли в тройке демократов распределены четко. Лидерша гонки Хиллари Клинтон, уверенно отбивающаяся от нападок врагов и упреков друзей. Ее неожиданный конкурент, любимец либералов сенатор от Вермонта Берни Сандерс, наступающий Хиллари на пятки. И, наконец, заведомый аутсайдер бывший губернатор Мэриленда Мартин О’Мэлли, прилежно исполняющий роль резонера-комментатора.

После терактов в Париж и Сан-Бернадино главным пунктом дискуссии кандидатов стала безопасность Америки и борьба с ИГИЛ. Об этом до хрипоты спорили республиканцы в Неваде. Об этом, правда, с меньшим апломбом и жаром спорили демократы в Нью-Хэмпшире. Но началось все с публичного принесения извинений Сандерсом. Сотрудники его избирательного штаба залезли в базу данных президентской кампании Хиллари Клинтон, которая хранится на общем для всех демократов сервере главного партийного комитета.

До “Уотергейта” этому скандалу очень далеко, но кое-кто из лагеря Хиллари попытался раздуть из этого происшествия скандал. Сандерс не стал оправдываться, он извинился и сказал, что виновный в оплошности сотрудник уже уволен, а потом добавил, что готов уволить всех, кто замешан. Хиллари ничего не оставалось, как принять извинения.

Водораздел позиций главных партий страны был обозначен с первых же минут дебатов, которые организовал телеканал ABC. И Хиллари, и Берни резко раскритиковали предложение Трампа не пускать в Америку иммигрантов-мусульман. Это опасно и вредно - демонизировать мусульман, сказала бывшая госсекретарь. Как же дальше жить миллионам наших сограждан, мирным и законопослушным американским мусульманам?! И с очаровательной улыбкой нанесла Трампу удар поддых. Трамп, сказала Хиллари, лучший рекрутер для ИГИЛ, не зря исламистские экстремисты используют его видео в своих агитационных материалах. Публика охнула, более тяжкие обвинения политику, баллотирующемуся в президенты, трудно вообразить. Кстати, журналисты после дебатов устроили риалити-чек утверждению Хиллари и не нашли ни одного пропагандистского ролика террористов, где бы использовались цитаты из Трампа. Инвективу Хиллари приходится в таком случае считать подсказкой ИГИЛ.   

Сандерса считают закоренелым пацифистом, и это вряд ли помогает ему апеллировать к более широким слоям потенциальных избирателей, пусть даже самого либерального толка. Жизнь ощетинилась терактами и войной, и хиппистское неприятие насилия нынче, как говорили в моей молодости, не канает. Именно поэтому Сандерс напряг все силы своего интеллигентного организма, чтобы не выглядеть «писником». Главный компонент его ближневосточной стратегии - это отказ США от роли единоличного жандарма. Нужно, чтобы главная тяжесть расходов и участия живой силой легла на самые богатые и влиятельные страны региона, на Саудовскую Аравию в первую очередь (как же никто до него не додумался?). И зажиточному Катару нужно озаботиться именно этим, а не футбольным Чемпионатом мира. Нужно, чтобы любые военные действия осуществлялись не одной Америкой, а непременно коалицией. Кстати, в этом с ним соглашалась Хиллари. Но Берни упорно наезжал на однопартийку, укоряя ее в неверной линии на «смену режима». Вот поменяла Америка режимы в Ирак, Ливии и Египте. И что мы теперь имеем? Хаос, безвластие и растущее влияние ИГИЛ.

Хиллари подтвердила свое неприятие идеи новой эскалации прямого участия США в боевых действиях в Сирия и высадки там десанта. Она призвала создать бесполетную зону (no fly zone) над Сирией и выразила надежду, что Россия примкнет к этому плану. Жаль, что ведущие не спросили ее, как она относится к идее губернатора Криса Кристи решительно сбивать русские самолеты в случае отказа Путина примкнуть к коалиции. Кстати, русская тема почти не звучала в ходе этих дебатов. То ли она была неинтересна дискуссантам, то ли они в ней плавали и опасались попасть впросак.

Когда дебаты перешли к вопросам экономики и внутренней политики, Сандерс оседлал своего любимого конька «социальной несправедливости». Вы эту мантру слышали уже тысячу раз. Половиной богатства Америки владеет 1 процент населения. Миллирдеры и миллионеры должны раскошелиться, чтобы поднять планку минимальной оплаты труда, сделать медицинскую страховку доступной для всех американцев, а государственные колледжи и университеты бесплатными для всех студентов.

Он упрекнул Хиллари за тесные связи с банками и вообще Уолл-стрит, откуда идут пожертвования в ее избирательный штаб. Алчность финансовой верхушки убивает Америку, заявил Берни, нужно раздробить шесть самых больших банков. А полиции нужно перестать стрелять в безоружных афроамериканцев. Каждый из этих смелых аргументов встречался восторженным ревом зала. «Меня корпоративная Америка и Уолл-стрит не любят», - похвалился Сандерс.

Берни рассказал, что его отец - иммигрант из Польши, что детство он провел в Бруклине, где его семья жила в квартире с контролируемым рентом. Так что стало ясно, откуда у него характерный нью-йоркский акцент.

Хиллари выглядела на его фоне гораздо менее радикально, хотя и она считает, что богатые платят в Америке меньше налогов, чем нужно.

Мартину О’Малли давали слово реже, и он укоризненно посматривал на ведущих и коллег-дискуссантов. В какой-то момент он рубанул в сердцах: мол, вы тут спорите-спорите, а я вот вам предложу «взгляд более молодого поколения». Напомню, Сандерсу 74 года, Хиллари - 68, так что он, с его 52 годами - сущий мальчик.

Наглый О’Мэлли зрит в корень. Как бы ни старался Сандерс бодриться, избиратель видит, что он несколько староват для президента. Смотришь, как он крепко вцепился в трибуну, и ловишь себя на мысли: как бы ему дотянуть до конца длинных дебатов. Вы скажете Рейган. Но тому было 70, когда он заступил на президентскую вахту, и выглядел тогда он несколько пободрее, чем седовласый и сутуловатый Сандерс.

Независимо от дебатов общественное мнение уже назначило Хиллари в номинанты (хотя иногда случаются чудеса). Не случайно ведущие ABC задали ей комплиментарный «президентский» вопрос: а что будет поделывать «первый джентльмен» Билл в Белом доме, будет ли он, как первая леди, подбирать сервизы для приемов и заниматься флористикой? На что Хиллари, широко улыбнувшись, ответила, что нет, конечно, это она ему не доверит, но он будет помогать ей советами по многим важным вопросам. А сама Хиллари закончила дебаты магическим пожеланием из «Звездных войн»: «пусть сила прeбудет с вами». Дарт Вейдер с золотистой челкой, наверное, содрогнулся от страха.     

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях