Идейный радикализм и дешевый бензин – главные приметы уходящего года

Америка-2015: экономика лучше политики

Политическая жизнь Америки в уходящем году была бурной, временами даже хаотичной. Чего, к счастью, нельзя сказать об экономике страны: она продолжала медленно, но верно вставать на ноги – и все более твердо – после «Великой рецессии» 2008 – 2009 годов.

Америка-2015: экономика лучше политики

Американские политики любят говорить о единстве нации, об Америке, которая «не белая или черная, синяя или красная (т.е. демократическая или республиканская), а красно-сине-белая (цвета американского флага)». Звучит красиво, но далеко от реальности. Американское общество становится все более поляризованным – это проявляется во всех сферах жизни. Пресловутая толерантность все больше уступает место идейному экстремизму и ксенофобии. Одни не желают терпеть черных или белых, другие – мусульман, третьи – тех, кто совершает аборты, четвертые – гомосексуалистов и т.д.

Перечеркнем Вудро Вильсона, Марка Твена... кого еще?

Общеизвестно: большинство преступлений в Америке совершают представители цветных меньшинств. Они же составляют основную часть населения тюрем. Но профилировать потенциальных преступников по расовому (а также религиозному или национальному) принципу нам «некошерно», поэтому в Нью-Йорк, например, отменили практику превентивной остановки полицейскими подозрительных машин и обыска находящихся в них людей. Результат? Увеличение числа насильственных преступлений.

Но об этом говорят мало. Куда больше – о «полицейской жестокости», жертвами которой становятся расовые меньшинства. Большая часть года прошла под знаком расовых беспорядков, вызванных конфронтацией белых полицейских с черными правонарушителями. Самым нашумевшим эпизодом стал арест 12 апреля 2015 года в Балтиморе 25-летнего афроамериканца Фредди Грэя. В момент ареста он был в нормальном физическом состоянии, но после доставки в полицейский участок (на полицейской же машине) у него обнаружились повреждения шеи и позвоночника. 18 апреля Грэй впал в кому, а на следующий день скончался.

Это послужило причиной массовых протестов черного населения Балтимора. Протесты переросли в буйные беспорядки. Губернатор Мэриленда был вынужден ввести чрезвычайное положение и бросить на подавление беспорядков Национальную гвардию штата. Чернокожее население стало успокаиваться лишь после того, как в начале мая суд предъявил шестерым полицейским обвинение в убийстве Грэя.

А в городе Фергюсон, штат Миссури, в этом году продолжались расовые волнения, начавшиеся в августе 2014-го после того, как белый полицейский Дэррен Уилсон застрелил чернокожего парня Майкла Брауна.

Ну, а в Пенсильвании, в Монтгомери-Каунти, решили на всякий случай (там тоже когда-то, полвека назад, были расовые бунты) изъять из школьной программы книгу Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» на том основании, что в ее тексте более 200 раз встречается слово «ниггер».

В соседнем с Пенсильванией штате Нью-Джерси тем временем яростно обсуждают вопрос: не надо ли убрать имя Вудро Вильсона из всех названий объектов, расположенных на территории Принстонского университета, а заодно – из всех учебных программ? Этот великий человек, который был ректором Принстона, потом – губернатором Нью-Джерси, а затем – и президентом США, был, оказывается, еще и убежденным расистом...

Политкорректную публику не смущает, что дело было на рубеже 19-го и 20-го веков, а расовую сегрегацию в США отменили только в 1960-х годах. Может, первого президента Джорджа Вашингтон тоже отовсюду повыбрасывать? Он ведь был не просто расистом, а рабовладельцем!

Весь сезон на арене – клоун в главной роли

Давление политкорректности на всех, кто живет в демократическом обществе, давно перешагнуло грань здравого смысла. Но, как мы знаем из третьего закона Ньютона, сила действия равна силе противодействия. Это проявляется и в Европе, где народ все больше голосует за ультраправые, антииммигрантские партии, и в США, где президентская кампания ушла из мейнстрима в крайности. Умеренных, выступающих заодно с истэблишментом кандидатов просят не беспокоиться. Симпатии электората отданы радикалам – правым или левым.

На протяжении 2015 года на фланге вперед вырывался то здесь, то там единственный социалист в Конгрессе США – сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс. Отодвигая в тень главную фигуру, которую верхушка Демпартии заранее короновала на кандидатство и президентство, – Хиллари Клинтон, – Сандерс бичевал пороки американского капитализма «со звериным оскалом» и требовал справедливости. Он говорил о растущей пропасти между бедными и богатыми, о потогонной работе с жалкими отпусками, о безумной дороговизне образования, о диктате медико-фармацевтической мафии, о необходимости дать доступ к здравоохранению всем американцам через единое государственное страхование – как в других западных странах. Но Америка явно не созрела для идей Сандерса. Они находят отклик среди либералов, людей с образованием, а также обитателей развитых штатов типа Массачусетса или Калифорнии, но не среди жителей американской глубинки – тем больше по вкусу риторика невежественных демагогов типа незабываемой Сары Пейлин, которая когда-то пугала соотечественников перспективой превращения США в Швецию. Увы, не превратится...

А на правом фланге абсолютным лидером республиканской гонки был и остается Дональд Трамп. Казалось бы, народ не должен покупаться на такую политическую клоунаду, но поди ж ты! Американский Жириновский, агрессивный демагог, самозванный «лучший в мире менеджер» с четырьмя банкротствами за плечами – Трамп всегда выходит сухим из воды. Ему сходят с рук любые неполиткорректные сентенции (типа предложения закрыть въезд в США всем мусульманам), которые любого другого кандидата уже давно пустили бы под откос. Дело идет к тому, что на съезде Республиканской партии в будущем году этого клоуна могут провозгласить кандидатом в президенты.

А может быть, он даже станет главой государства? Упаси, Боже! Но полностью исключить этого нельзя. Разве что поможет «всемогущий» Путин, который назвал Трампа «абсолютным лидером» президентской гонки в США: после такой поддержки американцы должны бы крепко задуматься...

Американские политологи дружно делают вывод: США становятся страной крайностей. Если раньше кандидаты-демократы после завершения праймериз неизбежно сдвигались вправо, а республиканцы – влево, то теперь никто не думает о компромиссах. Политики не заинтересованы в привлечении голосов независимых и неoпределившихся избирателей, потому что их становится все меньше. Как пишет American Journal of Political Science, в период с 1956 по 1980 год в среднем 12% избирателей «изменяли своей партии», голосуя за другую; к 2012 году таких осталось лишь 5,2%.

Ну, что же – еще Сократ сказал, что «каждый народ заслуживает своего правителя». Заслужили – получите.

«Имеющий уши да услышит»

В течение всего года в разных уголках США происходили эпизоды со стрельбой в обыденной жизни. Они случались практически ежедневно – более 350 за год. Как указывает газета The Christian Science Monitor, в среднем раз в 16 дней имел место случай массовой стрельбы с гибелью минимум четырех человек. А всего каждый год от огнестрельного оружия в Америке гибнет более 30 тысяч человек.

После каждого такого случая президент Обама и другие политики говорили о необходимости положить конец эпидемии убийств. А с консервативной стороны неслись прежние заклинания о неприкосновенности Второй поправки (от 1791 года), о священном праве американцев на владение оружием и т.п. В итоге Конгресс так и не занялся проблемой ужесточения проверок покупающих оружие; никто не вернулся к истекшему в 2014 году 10-летнему запрету на продажу в частные руки автоматического оружия; психи остались «на вольном выпасе» – с возможностью приобретения ими оружия через лазейки, которые Конгресс, опять же, не желает закрыть. И даже сделать оружие недоступным для террористов, внесенных в списки лиц, не допущенных к полетам на самолетах, – непосильная задача для творцов американского законодательства. Спасибо Национальной стрелковой ассоциации и прочей оружейной мафии!

В декабре 195 стран, включая США, заключили в Париж соглашение о предотвращении дальнейшего глобального потепления, ведущего к экологической катастрофе. Далеко не идеальное, но все же – шаг вперед. Но в Америке до сих пор слышны голоса, подвергающие сомнению не только антропогенное (вызванное хозяйственной деятельностью человека) происхождение глобального потепления, но и само потепление как таковое! За это тоже кто-то платит (как и за пропаганду оружия, как и за сохранение уникальной в своем маразме медико-страховой системы США). Кто? Нефтегазодобывающие компании: у них есть деньги и на пропаганду, и на подкуп ученых-климатологов.

Лед тронулся, господа кредиторы и заемщики!

В экономике США дела обстояли, к счастью, лучше, чем в политике. И лучше, чем в экономике большинства других стран. Медленно, но верно росли все показатели – ВВП, потребительское доверие, продажи домов и автомобилей, занятость населения и т.д. Показатель безработицы США – 5% – для других развитых стран является объектом нереальных мечтаний. Инфляция под контролем – даже ниже желаемой.

Поэтому закономерно, что ближе к концу года Федеральный резерв впервые с 2006 года повысил учетную ставку, подняв ее на 0,25%. Экономика уже не нуждается в искусственном стимулировании «дешевыми деньгами». Начало нового этапа в политике Федрезерва означает цепную реакцию повышения ставок в коммерческих банках: вырастут проценты и на кредиты, и на вклады.

Весь год снижались цены на нефть и нефтепродукты – в том числе бензин. Это помогало экономике страны и нам, потребителям ее материальных благ. Подорожания нефти не предвидится – несмотря на бузу на Ближнем Востоке. Мы зависим от него все меньше, растет самообеспечение США энергоносителями, повышается энергоэффективность экономики. У американской валюты хорошая покупательная способность, высокий обменный курс. Так что прорвемся. С Новым Годом!

Новости региона

Все новости