Американский оптимизм под ударом

Счастье будет завтра! Или не будет?

Америка культивирует представление о радостной, успешной жизни как цели бытия. Идея очистительной цели страдания здесь успеха не имеет.

Счастье будет завтра! Или не будет?

Ральф Эмерсон, культовый американский поэт, писал: “Горе ничему не учит”. На страдальцев смотрят сочувственно, но держатся подальше, лузер - синоним прокаженного. Позитивное мышление, оптимизм - непременные атрибуты национального характера американца. Это особенно заметно в праздничные дни, когда счастье напоказ приобретает характер всеамериканской фиесты.

Сегодня не так, как вчера

Но жизнь заставляет считаться с реальностью, и многие канонические представления пошатнулись. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы, проведенные накануне Нового года. По данным опроса телеканала Fox News, из года в год снижается число американцев, чувстующих себя счастливыми. Газета Washington Post анализирует “Мировой индекс счастья” (есть и такой измеритель, охватывающий более 120 стран) и заключает, что США все более опускаются по этой шкале.

Согласно опросу вебсайта Huffington Рost, счастлив только один из трех респондентов, а 20 лет назад были счастливы больше половины. По данным газеты US News & World Report, США первенствуют по богатству, но не по уровню жизни. В бедных странах материальная неудовлетворенность не проявляется так остро, как в богатых, где не только у элиты, но и у рядовых граждан высокие ожидания и потребности.

Журнал Forbes удивил исследованием, показавшим, что большинство американцев чувствуют себя несчастными на работе. Это поразительное свидетельство: в США сам факт наличия работы всегда воспринимался как базовое условие высокой самооценки и удовлетворенности жизнью. Прежние исследования показывали, что заработок влияет на ощущение счастья до определенного предела - 75 тысяч долларов в год.

Опросы CNN показывают рост критичности в оценке внутреннего и международного положения США. В свете событий последнего времени это не удивляет, но вот Gallup опубликовал нечто сенсационное: американцы все менее удовлетворены свободой. В ответах респондентов смешались разноречивые впечатления: и массовые убийства, и бесконтрольная иммиграция, и городские бунты, и попытки США быть проводником свобод во всем мире, которые дапеко не всегда оправдывают ожидания.

Неудовлетворенность связана, как правило, не столько с личными обстоятельствами и решениями, сколько с деятельностью Правительство РФ, партий, направлением движения страны - здесь рекордно низкие оценки. Старшее поколение смотрит на жизнь более оптимистично. Чувствуют себя более счастливыми, согласно журналу Тhe Economist, люди после пятидесяти. Но удивляться не стоит, признано, что нынешнее поколение вступающих в трудовую жизнь будет жить хуже, чем родители.

Особенно болезненной выглядит переоценка отношения к детям. Веками наличие детей воспринималось как важнейший фактор удовлетворенности жизнью. Центр PEW Research и ряд университетов в США и Англии опубликовали ошеломляющие данные: супруги без детей более счастливы. Washington Post подвела итоги: в среднем новый ребенок снижает счастье на 1.4 единицы. Исследование New York Times показало, что жизнь молодых родителей это “огненный душ стресса, огромной ответственности, взаимного недовольства в семье”.

Эти данные комментируются по-разному. Одни видят причину в эгоизме, социальной безответственности новых поколений родителей, другие - в социально-экономических обстоятельствах, высокой стоимости дошкольного воспитания, образования, напряженности работы.

Уколоться и забыться

К услугам американцев огромная индустрия счастья - от многотиражных селф-хелп книг до Армия психологов, социальных работников, консультантов и гуру численностью больше, чем во всем мире вместе взятом. Но еще более разительны масштабы потребления медикаментов, воздействующих на настроение. С 1994 года потребление антидепрессантов возросло более чем на 400%. Каждый десятый американец страдает от клинической депрессии в течениe прошедшего года, почти половина - в течение жизни. Четверть соответствует критериям психического заболевания. Эти цифры возрастут в ближайшее время в связи с новым подходом к наркомании.

Назначенный Обамой «наркоцарь» Майкл Боттиселли - не страж порядка, а специалист по реабилитации, - заявил, что сорокалетняя война с наркотиками стоимостью более триллиона долларов проиграна. Наркоманов теперь будут не судить, а лечить. От химической зависимости страдают 32 миллиона американцев. Согласно данным общенационального опроса, половина американцев старше 12 лет употребляли наркотики. Обычные объяснения: расслабиться, получить удовольствие, поднять настроение.

В течениe нескольких десятилетий в США были фактически под запретом исследования и разработки психоделиков - препаратов, дающих искателям быстрого счастья и вдохновения ошеломляющие результаты. Но отношение изменилось, есть и врачи, и психологи, которые считают, что упускать такие возможности нерационально. На одном вебсайте представлено около 400 препаратов, воздействующих на психику, сайт регулярно пополняется. Здесь можно получить информацию о дозах, эффекте, легальном статусе, а также советы и персональные отчеты о drug trips - наркотических «полетах».

Как-то в Институте открытого общества я вступил в жесткую полемику с молодым профессором Колумбийского университета, призывающим учить молодежь правильному употреблению наркотиков, так же, как и алкоголя. Его поддержали и другие, у меня сторонников не было.

На помощь химии все более приходит технология. Когда видишь человека в наушниках, пребывающего, судя по его виду, в экстазе от парализующих мозг децибелов, ясно, что такой кайф не уступает в разрушительной силе «травке», но легален и ценой дешевле.

«Как ваши дела?»

Представления о счастье и успехе среди выходцев из постсоветских просторов существенно отличаются от американских. “Нью-Йорк таймс“ опубликовала статью: «Как вы поживаете? Столкновение культур», посвященную этой несхожести. “Когда американец спрашивает меня “Как дела?”, это как ледяная стена обрушивается между нами”, говорит иммигрантка-москвичка. Американские ответы: fine, great, wonderful повергают нашего человека в обвал “Какую правду?“ - “Ужасно” в разных вариантах. Да еще и в подробностях.

Лет 20 назад я руководил Центром общественного мнения, и мы регулярно спрашивали о настроениях новых американцев. Не менее 90% выражали удовлетворенность жизнью в новой стране. В последние годы не было возможности проводить широкие опросы, но картина очевидно изменилась.

Помидоры круглогодично и “Восьмая программа” уже не удивляют, память о советских условиях поблекла, приглядевшись, стало ясно, что сияющий храм на холме имеет тени. Человеку с советским прошлым непросто встроиться в новую систему отношений. Нет должной терпимости к инакомыслию и инакоповедению. Он не блюдет политкорректность, ни с демократами, ни с республиканцами не чувствует тесного родства. К тому же отношения с Россия, Украина последние новости, Израиль таковы, что голова идет кругом. А еще дети выросли, внуки, и с ними часто совсем не так все происходит, как ожидалось. Мать моей студентки, казахский тележурналист, провела недавно ряд интервью на Брайтон-бич и удивилась обильным жалобам и общему критическому настрою.

Сегодня наши люди приметны не только в районах с “восьмой программой”, но и в элитных кварталах Манхэттена, где потеснили в недвижимости саудовских принцев и японских бизнесменов. Но и они недовольны - обострение отношений с Россией осложнило их бизнес и жизнь на два дома, поставило семьи перед трудным выбором. Такие переживания понять можно и без психоанализа.

Но кто меня поразил – культуролог Соломон Волков. Волков опубликовал много книг, статей в ведущих мировых изданиях. Профессор, лектор, тележурналист, автор сенсационных интервью. Я с ним лично не знаком, но и в его доме, кажется, все в порядке. Но Волков в интервью Познеру говорит: “Я несчастный человек... Я не знаю, что такое счастье”. Познер, жизнелюб и дипломат высшего калибра, не стал уточнять, но выглядел ошарашенным, как, думаю, и слушатели. Соломон Моисеевич, может быть, расскажете, почему так? Это ведь много интереснее, чем вечная похвальба ущербных коллег, которым о ваших успехах и не мечтается, но уж от скромности точно не умрут. Не о вас ли это у Губермана: “Чем у личности больше ума, Тем печальней судьба этой личности”?

Но есть, конечно, и вполне удовлетворенные собой и обстоятельствами наши люди в Америке. На днях мы с дочерью послушали Ольгу Керн, концерт был замечательный, собой тоже хороша, а от платья звездной пианистки перехватило дыхание. К тому же у Ольги, если это не легенда, потрясающая родословная: пушкинская Анна Керн, Чайковский, Рахманинов. В зале была большая группа школьников-афроамериканцев, учителя привезли их из Бронкса. Обычно такие опыты хорошо не заканчиваются, но слушали они беззвучно, ни один не развлекался телефоном. Такое признание стоит дороже благосклонной рецензии музыкального критика. Ольга оставила друзей и спонсоров, чтобы поговорить и сфотографироваться со школьниками, они того заслужили. Моя дочь, психотерапевт, заметила: “Были бы все, как Ольга, я бы без работы осталась”. Но сама себя утешила: “Пока не поймут, что счастье - это сегодня, клиентов не убавится”.

Новости региона

Все новости