После скандала

Российские атлеты все еще надеются на Рио

Россия не будет обжаловать решение о дисквалификации ее легкоатлетов в качестве наказания за допинг. Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) получил официальное уведомление об этом 26 ноября.

Российские атлеты все еще надеются на Рио
Лилия Шобухова

Куда же подевался праведный гнев спортивных функционеров, яростно отрицавших все обвинения, видевших в них происки пресловутой «закулисы»? Весь пар, как обычно, ушел в свисток.

Все началось с документального фильма немецкого спортивного журналиста Хайо Зеппельта «Секретный допинг: как Россия добивается побед». Его показали по немецкому телевидению 3 декабря прошлого года. Зеппельт занимается расследованиями применения допинга давно. Он снимал фильмы о том, как это делалось в ГДР и как делается в Китай. Но все эти разоблачения бледнеют перед картиной, открывшейся ему в российском спорте. В Россия использование допинга не просто поставлено на государственную основу - оно встроено в коррупционную систему. Спортсмены не только оплачивают из собственного кармана запрещенные препараты, но и дают взятки тем, кто фальсифицирует результаты допинг-проб.

Иными словами, они платят за разрушение собственного организма. Отказаться от употребления допинга, по свидетельствам самих атлетов, невозможно - тебя просто перестают допускать к соревнованиям.

Суммы вымогаются огромные. Марафонка Лилия Шобухова заплатила чиновникам Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) 450 тысяч евро за то, чтобы попасть на лондонские Игры. В Лондоне она сошла с дистанции из-за травмы бедра, а вскоре узнала, что дисквалифицирована антидопинговой комиссией ВФЛА и ее результаты аннулированы начиная с октября 2009 года. Неполную сумму взятки - 300 тысяч - тогдашний президент федерации Валентин Балахничев согласился вернуть. Деньги пришли от подставной фирмы в Сингапуре, но имена отправителей подтверждены электронной перепиской Шобуховой с ее тренером. Таков лишь один из множества сюжетов.

Эти признания дисквалифицированных за допинг спортсменов подействовали на Всемирное антидопинговое агентство (WADA) настолько сильно, что оно назначило независимую комиссию для проведения расследования. Комиссия подтвердила изложеннные в фильме Зеппельта факты и добавила новые.

После публикации в начале ноября доклада комиссии в Москве поднялся страшный крик. Люди, еще не успевшие прочитать в докладе ни единой буквы, вопили, что это все клевета и подтасовки. Ну и, разумеется, заговор русофобов. Несомненный шедевр этого жанра коллективной истерики - заявление о том, что главный свидетель Зеппельта и комиссии WADA, бегунья Юлия Степанова - иностранная шпионка. Московский адвокат Александр Карабанов так и сказал РИА Новости: «Очевидно, что Степанова совершила действия вне интересов РФ и пользуется чей-то поддержкой. Она была явно кем-то или чем-то замотивирована, это очевидно. У нас есть подозрения, что она могла быть завербована спецслужбами».

IAAF дала Москва небольшой срок для ответа на обвинения. Министр спорта РФ Виталий Мутко говорил, что все перепроверит, соглашался на все рекомендации антидопингового агентства, делал все, чтобы не допустить исключения ВФЛА из IAAF, но параллельно в многочисленных интервью и заявлениях для прессы твердил, что Россия не хуже других и несправедливо наказывать только ее. Тем самым он косвенно подтверждал обвинения, но при этом отрицал собственную осведомленность о коррупционных схемах.

Итог был закономерным. 13 ноября Совет IAAF принял решение о приостановлении членства ВФЛА на неопределенный срок. Российские легкоатлеты лишились права принимать участие в международных соревнованиях. От руководства ВФЛА потребовали ухода в отставку во избежание более суровых санкций. Решение было принято 22 голосами против одного. 24-й член Совета, представитель России, права голоса не имел.

Для контроля за деятельностью ВФЛА назначена международная инспекционная комиссия. Московская антидопинговая лаборатория, уничтожившая полторы тысячи допинг-проб, которые положено хранить 10 лет, лишена аккредитации.

Федерация легкой атлетики, со своей стороны, провела 15 ноября экстренное заседание президиума, на котором был принят «антикризисный план». Одним из пунктов этого плана и стало решение не оспаривать дисквалификацию. Как заявил по этому поводу президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, Москва воздержалась от апелляции в целях экономии времени - проще исполнить все требования IAAF: «Чем быстрее это произойдет, тем выше шансы на то, что права ВФЛА будут восстановлены и наши спортсмены смогут выступать в международных соревнованиях. И главное - на Олимпиаде».

Тем не менее 18 ноября, выступая в , Виталий Мутко снова поставил под сомнение доклад независимой комиссии: «Многие нюансы и много информации были собраны на основании скрытых камер, записей, использовалась прослушка, то есть не по нашим законам...» Виталий Мутко кое-что перепутал: скрытая камера и скрытые микрофоны использовались в фильме Хайо Зеппельта, да и записи это не его, а спортсменов-свидетелей. В определенных обстоятельствах это вполне допустимый способ журналистского расследования. А независимая комиссия WADA работала совершенно открыто. Более того. В докладе зафиксированы случаи уклонения российских спортсменов и должностных лиц ВФЛА от общения с членами комиссии, а также случаи, когда согласившиеся отвечать на вопросы спортсмены прекращали интервью после внушения, сделанного спортивными чиновниками.

Сейчас уже ясно, что Россия не будет участвовать в Чемпионате мира в закрытых помещениях, который пройдет в Портленде в марте будущего года. Бразильские Игры под большим вопросом. Решение будет принимать Совет IAAF на своем заседании в Кардиффе 27 марта.

В Думу между тем внесен законопроект об установлении уголовной ответственности за склонение спортсмена к употреблению допинга. О возбуждении уголовных дел за вымогательство и взятки, для чего не нужно никаких новых законов, пока что-то ничего не слышно.

Проблемы российского спорта выходят далеко за рамки традиционного оправдания «все так делают, но не все попадаются». В России спорт поставлен на службу пропаганде. Рекордам и медалям придается значение политических и чуть ли не военных побед. А поражения воспринимаются как козни врагов России. При таком отношении к спорту все средства хороши. Но есть и другое мнение. В 1907 году, когда бельгийские гребцы выиграли у англичан гонку восьмерок, а француз - чемпионат по гольфу и английские газеты «впали в нешуточную панику», Гилберт Кит Честертон написал эссе «Патриотизм и спорт». «Англичанин, хоть немного любящий Англию, - писал он, - знает, что поражения в спорте доказывают слабость Англии не более, чем успехи в спорте - ее силу... Англичане, выигрывающие спортивные призы, - исключения среди англичан по той простой причине, что они - исключения среди людей». И возражал герцогу Веллингтону, который сказал, что битва при Ватерлоо была выиграна на крикетных площадках Итона: «Эту битву выиграли плохие игроки в крикет». Просто потому, что простой солдат никогда не учился в Итоне. 

Новости региона

Все новости