История повторяется: сейчас во многих социологических опросах первенство среди республиканцев принадлежит Бену Карсону, чернокожему нейрохирургу, который, уйдя на пенсию два года назад, занялся политической деятельностью. Как и Герман Кейн, Карсон пытается участвовать в соревновании консерваторов за звание «самого консервативного» и делает это достаточно успешно. Подобно Кейну, он преподносит себя в качестве «American success story», рассказывая о том, как он поднялся из самых низов до выдающегося благосостояния и общенациональной известности.
Но, образно говоря, и из этого шарика постепенно выходит воздух: у Карсона возникла проблема «достоверности кандидата», даже более серьезная, чем у Хиллари Клинтон. Но прежде чем мы поговорим об идейных проблемах его предвыборной кампании, надо сказать о проблемах сугубо материальных.
“Сжигание долларов” ускоренными темпами
Будучи кандидатом-аутсайдером, Карсон, как это обычно бывает, полагается на мелких доноров, которых должно быть очень много – миллионы людей, жертвующих по чуть-чуть. До сих пор эта стратегия фандрейзинга у него срабатывала – так, в третьем квартале этого года он собрал пожертвований на сумму более $20 млн – больше, чем любой другой кандидат-республиканец (хотя и меньше, чем ведущие демократы – Хиллари Клинтон и Берни Сандерс). Однако собранные Карсоном миллионы моментально сгорают в печке его избирательной кампании.
К концу третьего квартала суммарные пожертвования в пользу «кандидата в кандидаты» составили $31 млн, но из этой суммы $20 млн были уже потрачены. Темпы «сжигания» донорских средств у Карсона необычайно высоки, и вдобавок, как отмечает журнал Fortune, деньги расходуются нерационально: вместо того, чтобы на эти миллионы создавать предвыборную инфраструктуру и вести агитацию в СМИ, доллары из карсоновского «боевого сундука» идут на... сбор новых долларов. Работает замкнутый цикл фандрейзинга, за пределами которого мало что остается для ведения предвыборной кампании как таковой.
Журнал The Week пишет, что «кампания Карсона заваливает телефонным спамом невероятное количество людей по всей стране» и что «мусорные» звонки от его собирателей пожертвований получают даже патентованные демократы, которые меньше всего намерены жертвовать деньги в фонд какого-либо республиканца. Очевидно, телемаркетинговая фирма, которую подрядил для сбора денег Бен Карсон, «разводит на деньги» его самого. По словам консервативного радиоведущего Эрика Эриксона, «расходование денег Карсоном похоже на обычное вытягивание денег консультантами из богатого кандидата-республиканца».
...Полвека назад, во время избирательной кампании 1964 года, к кампании ультраконсервативного Барри Голдуотера присосались паразиты, вообще не имеющие отношения к политике: консервативные избиратели стали получать по почте не только призывы голосовать за Голдуотера, но и предложения о... покупке змеиного масла! Политические агитаторы приторговывали мейлинг-листами, делясь ими за умеренную мзду с продавцами змеиных масел.
Сегодня, в эпоху интернета и мобильников, это работает еще борзее – достаточно один раз засветиться. Сходите, к примеру, на один из консервативных вебсайтов – Newsmax, WorldNetDaily или Human Events – и подпишитесь на новости, «чтобы быть в курсе»: вас тут же завалят призывами жертвовать в пользу одного, другого или третьего «комитета политических действий», чтобы «свергнуть Обаму», а заодно предложат чудесное «библейское исцеление» от рака.
Американская избирательная система построена целиком на деньгах. Засилье денег порождает коррупцию, искажает результаты выборов, лишает людей равных шансов избирать и быть избранными. Опытные и трезвомыслящие кандидаты умеют, по крайней мере, извлекать из этой системы реальную пользу, добиваясь своего избрания на желаемые должности. Бен Карсон таким умением, очевидно, не обладает.
Он получил свой “пирог“ не на небе, а на земле
Первое, что вы видите на сайте Карсона в интернете (www.bencarson.com), – это лозунг: «Тяжелым трудом, настойчивостью и верой в Бога вы можете осуществить свои мечты». Звучит как классическая агитка пресловутой «американской мечты». Той самой, о которой иронически поется в песне Джо Хилла 1911 года «Проповедник и раб»:
Work and pray, live on hay.
You’ll get pie in the sky
when you die.
(«Трудись и молись,
получишь пирог на небе,
когда умрешь»).
Биография кандидата Карсона как нельзя лучше подходит для проповеди на тему «американской мечты». Он родился в 1951 году в Детройте, и с восьмилетнего возраста, после ухода отца из семьи, жил вместе с матерью и братом в жестокой нужде. Мать работала на двух-трех работах, в основном прислугой, денег не хватало, приходилось обращаться за фудстэмпами и различными пособиями.
Бен Карсон успешно окончил 12-летнюю школу, где в старших классах проходил военное обучение на офицера запаса. Потом поступил в Йельский университет, который окончил в 1973 году по специальности «психология». Он продолжил образование на медицинском факультете Университета штата Мичиган, где в 1977 году получил ученую степень доктора медицины. Дальше – ординатура при медицинском центре Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, Мэриленд). В 1984 году Карсон стал директором отделения педиатрической нейрохирургии этого крупного лечебно-научного центра.
Профессор Карсон добился больших успехов в нейрохирургии, онкологии, пластической хирургии и педиатрии. Он многократно проводил сложные операции по удалению части одного из двух мозговых полушарий для лечения тяжелой детской эпилепсии. В 1987 году он в составе большой группы медиков участвовал в успешной операции по разъединению близнецов, сросшихся затылками. В 2013 году Карсон вышел на пенсию и занялся общественной деятельностью.
Его политическая программа в нынешних президентских праймериз отличается консервативной простотой. Противостоять агрессивному Путину. Защитить Израиль – главного союзника США на Ближнем Востоке. Сохранять в неприкосновенности Вторую поправку, гарантирующую свободу владения оружием. Не допускать неконтролируемой свободы абортов. Сбалансировать госбюджет. Ликвидировать Обамакэр. Не позволять государству регулировать в общенациональных масштабах сферу образования – она должна оставаться прерогативой местных органов власти. Сохранять роль религии как нравственного стержня американского общества, построенного на основе иудейско-христианской цивилизации.
Всё, вроде бы, правильно, скажут многие. Да, но дьявол кроется в деталях – важно не только «что», но и «как». Насчет «как» у Карсона жидковато – все-таки занимался он всю жизнь не политикой, не государственным строительством, а совсем другими материями. Он проявил хорошую способность вести предвыборные дебаты, но, например, в вопросе о гигантском долге США ($18 трлн) он не в состоянии объяснить, каким путем он собирается сбалансировать бюджет – какие статьи и на сколько надо урезать, какими налоговыми поступлениями пополнить казну. Дефицит бюджета и суммарный долг страны не ликвидируются произнесением заклинания: «Долг, исчезни!».
О пирамидах, Холокосте и Обамакэре
Пока Карсон продолжает катить на волне «американской мечты», позиционируя себя как ее осуществленный результат. Но в рассказах Карсона о Карсоне появляется все больше нестыковок, несоответствий и несуразиц. Постепенно, говорят аналитики, это собьет его с лидерских позиций и, возможно, заставит выйти из предвыборной кампании.
Он утверждал и продолжает утверждать, наперекор всей мировой науке, что древнеегипетские пирамиды были не гробницами фараонов, а зернохранилищами. Он вынес это из Ветхого Завета, в котором говорится о том, как Иосиф предсказывал голод и давал советы фараону насчет создания продуктовых запасов «на черный день».
Карсон сравнивает фанатиков из т.н. «Исламского государства» с американскими патриотами, боровшимися за независимость колоний от Великобритания. Он сравнивает Закон о доступном здравоохранении («Обамакэр») с рабством. В отношении рабства он допустил серьезный ляп, когда заявил, что после обретения Америкой независимости в течение целого столетия шло накопление колоссального богатства благодаря «атмосфере, которая поощряла предпринимательский риск и вложение капитала». В упомянутый период практически всё вложение капитала шло в... рабство – это было самой большой сферой инвестиций. И лишь после отмены рабства, в конце 19-го века, появились серьезные отрасли индустрии, в которых были сделаны большие состояния.
Не слабо выступил Карсон и на тему Холокоста: он сказал, что массового уничтожения евреев могло бы и не быть, если бы их вовремя и как следует вооружили.
Карсоновская личная «success story» тоже трещит по швам: так, он рассказал, что в 1969 году генерал Уильям Уэстморлэнд, главнокомандующий войсками США во Вьетнаме, во время посещения Детройта предложил ему «полную стипендию» в военной академии Армия США в Вест-Пойнте. А он, Карсон, мол, отказался, поскольку хотел стать врачом. Выяснилось, что «полной стипендии» в Вест-Пойнте не существует, а генерал Уэстморлэнд в упомянутое время не был в Детройте.
Карсон называет «сказками» дарвиновскую теорию эволюции и теорию «большого взрыва», положившего начало Вселенной. Тут могут быть разные мнения среди ученых – они и есть, в зависимости от религиозных и научных убеждений. Немало серьезных ученых являются сторонниками теории «высшего разума», без которого не было бы ни «большого взрыва», ни эволюции. Другие ученые умы стоят на материалистических позициях. А вот сказки доктора Карсона – это явный фейк. Фигура он, конечно, интересная, но в конечном итоге дутая – в том, что касается не нейрохирургии, а политики. Поэтому, как говорят американцы, «эта птица не полетит» – дело, скорее всего, ограничится предвыборными трелями.