Покушение на Париж

Приведет ли след к действительным виновникам?

Есть на свете города, составляющие достояние не только своей страны, но и всего мира. В силу множества причин Париж занимает исключительное место в русской культуре. Поэтому учиненное в нем насилие – болевой шок и для нас.

Приведет ли след к действительным виновникам?

Кто устроил массовое побоище? Нет ничего хуже скороспелых заявлений. На парижских мостовых еще не остыла кровь жертв, а президент Франция Франсуа Олланд уже сказал, что он знает, кто это сделал, – ИГИЛ. Потом посыпались сообщения, что ИГИЛ «взял на себя ответственность». При ближайшем рассмотрении оказывалось, что эти признания состряпаны на скорую руку пользователями социальных сетей, многие с ошибками в арабском языке. Наконец, появился текст, который мировые медиа считают аутентичным, хотя ведущие эксперты еще не дали ему оценку.

Но в этом тексте нет слов об ответственности ИГИЛа. Есть одобрение действий террористов и предсказание новых терактов («запах смерти не покинет ваши ноздри до тех пор, покуда вы участвуете в крестовом походе»). Послания ИГИЛа – это обычно аудиофайлы в исполнении их официального спикера Абу Мухаммеда ад-Аднани, его голос узнаваем. Он родился в Алеппо и никогда в Америке не был. А в данном случае эксперты услышали американский акцент.

Ощущение такое, что обвиняют usual suspects – «обычных подозреваемых». В фильме «Касабланка» задержать всех обычных подозреваемых приказывает подчиненным капитан Полиция, точно знающий, кто убийца.

ИГИЛ – чудовищное зло и угроза человечеству. Но не стоит лечить кариес операцией на желчном пузыре. Она, вероятно, пациенту тоже нужна, но зубы болеть от нее не перестанут.

Игиловцы – головорезы и изуверы, но террористы лишь в том смысле, что устраивают террор населению захваченных территорий. Они строят всемирный халифат – им некогда размениваться на теракты. Именно это противоречие целей и методов стало два с половиной года назад причиной разрыва ИГИЛа с Аль-Каедой, главарь которой Айман аль-Завахири публично обвинил «халифа» Абу Бакра аль-Багдади в неподчинении и самоуправстве и заявил, что отныне Аль-Каеда не имеет ничего общего с ИГИЛом.

Среди множества комментариев в New York Times появилась на днях заметка, автор которой пишет, что «стиль нападения» в Париже противоречит директиве Аймана аль-Завахири, который, мол, приказал своим адептам не допускать жертв среди мирных мусульман, женщин и детей. А неизбирательные убийства – это как раз стиль ИГИЛа.

Это - дилетантское рассуждение (его автор – румынская поэтесса Рукмини Каллимачи, работающая в NYT с февраля прошлого года). Такая директива действительно была. Но, во-первых, организации Аль-Каеды на местах уже не очень-то слушаются Аймана аль-Завахири, который не имеет возможности заставить их подчиняться. А во-вторых, он с тех пор и сам отступился от этих указаний и уже не раз предлагал мировую ИГИЛу.

Силы Аль-Каеды слабеют, авторитет падает. Ей как раз очень нужна впечатляющая масштабная акция, подобная парижской. Не далее как в середине сентября Айман аль-Завахири призвал своих сторонников к тактике «одинокого волка» - не дожидаясь приказов, устраивать теракты самостоятельно. И привел в пример братьев Царнаевых, взорвавших самодельные бомбы на бостонском марафоне, и братьев Куаши, напавших на редакцию «Шарли Эбдо».

Сейчас уже понятно, что взрывы и расстрелы в Париже устроили не опытные коммандос, подготовленные в каких-то специальных лагерях ИГИЛа, а дилетанты. На стадион они вообще попасть не смогли и взорвали себя снаружи, в театр попали, но действовали неумело. Но организаторы и координаторы у них были. Они подобрали объекты для нападений, синхронизировали действия исполнителей. Рок-концерт, где на танцполе в закрытом помещении, в темноте и грохоте толкутся полторы тысячи человек (все билеты до единого были проданы), – идеальная мишень для взрыва смертника. Такая организация есть у Аль-Каеды, но не у ИГИЛа.

Вместе с тем нельзя отрицать, что и ИГИЛ поощряет «одиноких волков». В сентябре прошлого года Абу Мухаммед ад-Аднани опубликовал получивший широкий резонанс призыв к мусульманам всего мира, особенно к живущим в странах антиигиловской коалиции, которые по тем или иным причинам не могут приехать сражаться за «халифат», уничтожать «кафиров» или хотя бы вредить им:

«Если ты не можешь добыть бомбу или пулю, разбей его голову камнем, зарежь его ножом, раздави его машиной, столкни его с высоты, задуши или отрави его. Если ты не в состоянии сделать это, подожги его дом, автомобиль или бизнес. Или уничтожь его посевы. Если не можешь и этого, плюнь ему в лицо».

С особенной ненавистью – возможно, по каким-то личным мотивам – он относится к французам, называет их «злобными» и «мерзкими». В заявлении о парижских терактах Париж назван «столицей проституции и порока», а президент Олланд – «идиотом».

Если ИГИЛ перешел к тактике устращающего террора, это означает кардинальное изменение его стратегии. Что не исключено: расширение «халифата» благодаря действиям коалиции остановлено, в этом президент Обама прав, и руководству ИГИЛа нужно искать возможность прорыва, нащупать слабое звено. Не исключено, но и ничем пока не подтверждено.

Это слишком важный вопрос, чтобы позволить разным заинтересованным политикам спекулировать на нем и позволить увести себя по ложному следу.                    

Новости региона

Все новости