Облысение Джонни Деппа и другие чудеса

Кинофорум в Торонто дал старт оскаровской гонке

Начавшись сорок лет назад скромным фестивалем фестивалей в тени могучего в те годы кинофеста в Монреале, МКФ в Торонто (сокращенно TIFF) с годами набрал авторитет и сегодня считается ведущим и крупнейшим киносмотром в Северной Америке. Что касается большой европейской тройки (Канн, Венеция, Берлин), то кому-то больше нравится поп, кому-то попадья, а кому-то попова дочка.

Кинофорум в Торонто дал старт оскаровской гонке

Но что бесспорно, для журналиста и кинокритика, живущего в Западном полушарии, именно Торонто намазан самым сладким медом.

Его компоненты таковы.

Тщательный отбор фильмов, среди которых победители и призеры европейской большой тройки, очень качественные «темные лощадки» и будущие фавориты предоскаровского сезона.

Грамотная и четкая организация фестивальной жизни, отточенная логистика, не портящая нервы гостям. Все практически в одном районе города. Ноги в беготне на просмотры не стаптываешь.

Необычно дружелюбная атмосфера в отношении журналистов, где все фестивальщики, от гендиректора до рядового волонтера в оранжевой кофте, готовы в лепешку расшибиться, чтобы тебе помочь.

Теперь вы понимаете, почему столь религиозно я отношусь к TIFF и стараюсь его не пропускать, несмотря на рутинную занятость и наползающий по срокам Нью-Йоркский кинофест в Линкольн-центре.

Плешь и рейтинг

Голливуд очень серьезно относится к Торонто, понимая, что хороший старт здесь гарантирует будущие кассовые сборы и заветные статуэтки.

В этом году тяжелая артиллерия была представлена несколькими бронебойными орудиями.

Во-первых, Джонни Депп в криминальном триллере «Черная месса» (Black Mass) режиссера Скотта Купера. Нашего красавчика радикально загримировали под самого ужасного гангстера Бостона Уайти Балджера. Ему сделали большую лысину, покрытую отдельными белесыми волосиками и налепили пластиковый острый нос. Можно сказать, что этот холодный, жестокий и молчаливый монстр переплюнул по омерзительности образа самого Джека Николсона в «Отступниках», где главный герой отчасти был списан с Балджера.

«Черная месса» основана на книге репортеров газеты «Бостон глоб» Дика Лера и Джерарда О'Нила, которые много лет назад первыми открыли городу и миру истинное лицо Уайти.

Впрочем, это не монофильм во славу перевоплощения Деппа. Младшего брата супергангстера, на протяжении 18 лет занимавшего пост президента (!) сената Массачусетса, играет ныне очень востребованный Бенедикт Камбербатч. Его сложным отношениям с братом-преступником уделено немало экранного времени. Но главным драматургическим противовесом герою Деппа служит купленный гангстером на корню подлый, трусоватый и тщеславный агент ФБР Джон Конноли, которого убедительно сыграл Джоэл Эджертон. Агент покрывал бандита на протяжении многих лет (это все реальная история), и только приход новой метлы в прокуратуру вывел коррупционера на чистую воду. Критики уже окрестили «Черную мессу» ирландскими «Хорошими парнями», имея в виду классику жанра от Скорсезе.

Пока неясно, удастся ли Деппу поднять свой рейтинг, несколько пошатнувшийся после пары последних провальных фильмов. Не исключено, что его даже номинируют на «Оскар» - академики страсть как любят, когда красивых звезд уродуют до неузнаваемости.

Фекалии как средство выживания

Еще один суперстар предстал на фестивальном экране в роли неунывающего и изобретательного астронавта. Мэтт Деймон облачился в скафандр и отправился на красную планету в научно-фантастическом боевике Ридли Скотта «Марсианин» (The Martian). Напомню, что «Черная месса» уже в кинотеатрах страны, а вот «Марсианин» выходит совсем скоро - 2 октября.

Это тоже экранизация - книги Энди Уэйра под тем же названием. В компании с Деймоном целая команда звезд - Джессика Честейн, Чиветел Эджиофор, Кристен Виг, Джефф Дэниелс, Шон Бин и Майкл Пенья.

Космический корабль землян вынужден уносить ноги с коварной планеты, когда там начинается природный катаклизм. Но в спешке они оставляют одного из членов экипажа, которого посчитали погибшим. А он, жив, курилка!

Зовут бедолагу Марк Уатни, он ботаник и инженер, причем обе эти ипостаси будут востребованы для его выживания на мертвой планете. Эта нехитрая затравка предваряет разворачивающийся во всей красе галактический вариант Робинзона Крузо.

Припасы подходят к концу, и перед перспективой неминуемой голодной смерти ботан включает «думалку». Не буду выдавать ноу-хау будущим зрителям, но только скажу, что фекалии играют в выживании астронавта главную роль. Используя беспроигрышную рецептуру Дефо, Скотт и Деймон умело играют на любви зрителей к таким историям, когда человеческая сметка и воля к жизни побеждают злой рок.

Ридли Скотт снимал довольно мрачные фильмы, и оптимистический задор «Марсианина» воспринимается важной сменой вех. С точки зрения бокс-офиса, это хорошая новость, оптимизм и хэппи-энд обычно приносят больше денег.

Когда небо с овчинку

В Торонто нет призов, нет жюри. И соответственно, нет спортивного и злого азарта с угадайкой «кто победит». Нет и ругани критиков - не тому дали, а кому надо - обошли. Но есть паллиатив в виде призов публики. После просмотра ты опускаешь свой билет в коробку, которую держит в руках один из одетых в оранжевые цвета волонтеров. Бросил билет, значит, проголосовал за просмотренный фильм. Можешь не бросать, впрочем, а придя домой, на компьютере выйти на сайт TIFF и наклацать номер билета.

В этом году главный приз зрительских симпатий получила игровая картина ирландского режиссера Ленни Абрахамсона «Комната» (Room). Это одна из самых странных картин в моей зрительской практике. Это экранизация нашумевшей книги писательницы Эммы Донохью, которая и выступила автором сценария.

Джой, молодая мать (Бри Ларсон) живет с 5-летним сыном Джеком (Джейкоб Тремблей) в крохотной комнате с крохотным же окном-скайлайтом в потолке. Мама запугана ее приходящим бойфрендом, который всегда внезапно по ночам заваливается в комнату для быстрого и грубого секса. А ангелоподобный Джек с длинными волосами до плеч, делающими его похожим на девочку, прячется в эти страшные для него моменты за полог и ждет, когда этот тип уйдет от любимой мамочки.

Главный психологический кунштюк этой истории - полная изоляция ребенка от внешнего мира. Он родился в комнате, которая на самом деле сарайчик, стоящий во дворе дома бойфренда-деспота и запираемый им всегда. Для Джека эта жалкая комната и есть весь мир, и он выстраивает его в своем сознании как Маугли, - только не лесного, а, так сказать, комнатного воспитания.

В какой-то момент матери и Джеку чудом удается выскользнуть из заточения и скрыться от негодяя. И тут начинается главная странность - открытие реального мира для угрюмого Джека и его мамочки-неврастенички оборачивается разными драматичными осложнениями. Нет в жизни счастья - и когда небо с овчинку и когда мир щедро распахнут до поднебесья.

«Аномализа» и другие сюрпризы

В Торонто показывают около четырехсот фильмов, из которых заслуживают внимания по меньшей мере два десятка. Так что объять необъятное немыслимо, и я вынужден просто перечислить увиденные достойные фильмы, о которых мы будем писать, уверен, и в будущем. Большинство из них выйдет в американские кинотеатры в ближайшие недели и месяцы.

Неожиданно образовалась целая серия американских фильмов, посвященных журналистским расследованиям и вообще славным и бесстрашным гиенам пера и ТВ.

«Истина» (Truth) с Робертом Редфордом и Кейт Бланшетт реконструирует обстоятельства ухода в отставку в 2004 году легендарного обозревателя телеканала CBS Дэна Разера.

Дотошный и упрямый журналист раскапывает постыдную правду в деле о допингах, чем валит с пьедестала самого главного велосипедиста мира Лэнса Армстронга в новой ленте Стивена Фрирса «Программа» (The Program).

«В центре внимания» (Spotlight) Тома Маккарти спецгруппа репортеров газеты «Бостон глоб» тоже копает - но уже под целую уважаемую институцию. Результатом их беспрецедентных усилий стал грандиозный скандал с католическими священниками-педофилами, которым покровительствало церковное начальство.

За неимением места перехожу на телеграфный стиль. Итак, мои личные фавориты среди игровых лент: очаровательная анимация «Аномализа» Чарли Кауфмана и Дьюка Джонсона, страшный и магнетический репортаж из ада «Сын Саула» венгра Ласло Немеша, саркастическое ретро про опального голливудского сценариста «Трамбо» с Брайаном Крэнстоном и трогательная испанская мелодрама «Трумен». Среди увиденных в Торонто документальных лент хочу выделить «Зиму в огне» Евгения Афинеевского про Майдан, «Событие» Сергея Лозницы про Ленинград в дни путча 1991 года, «Кит Ричардс: под влиянием» про легендарного музыканта из «Роллинг Стоунс» и тонкое философское киноэссе Лори Андерсон «Сердце собаки».

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях