Отложенное материнство

Еще одна революция

Вики Рохлин - 28 лет. Она работает в Нью-Йорке в рекламной индустрии. Как и многие женщины ее возраста, стоит перед трудным выбором: чему отдать предпочтение - карьере или семье, детям? И похоже склоняется в пользу карьеры. 

Еще одна революция

Но мысли о материнстве все равно не дают покоя. И Вики решила воспользоваться достижениями современной медицины и прибегла к процедуре замораживания своих яйцеклеток.

«Я не хочу страдать от последствий карьерных амбиций, - объясняет она. - И теперь испытываю большое облегчение. Сразу после операции я подумала: «Как здорово! Я продумала для себя вперед целый кусок своей жизни».

План ее состоит в том, что сейчас она полностью посвятит себя работе, а когда сочтет, что пришла пора, станет матерью. Время - ключевой момент. «Выигрывая время» - так называется статья Шарлотт Алтер, опубликованная в одном из последних номеров журнала «Тайм».

«Вы можете думать о человеческой яйцеклетке как о крошечном пузырьке надежды, - пишет журналистка. - Единственная клетка, наполненная жидкостью, размером меньше запятой в этой статье, она содержит ДНК ваших родителей и их родителей, ваших детей и детей ваших детей». Дальнейшая судьба этой надежды зависит от многих случайностей. Количество и качество яйцеклеток с годами ухудшается.

И то, и другое зависит от общего состояния здоровья. Поэтому доктора еще 20 лет назад в экспериментальном порядке брали яйцеклетки женщин, больных раком, и замораживали, чтобы пациентки имели возможность рожать нормальных детей после химиотерапии и других интенсивных методов лечения, которые могут повлиять на появление потомства. Но с недавних пор процедура перестала считаться экспериментальной - после того, как в 2012 году Американское общество репродуктивной медицины (American Society of Reproduсtive Medicine) сняло с нее этот «ярлык».

А основанием стало появление нового, более быстрого и надежного метода. Сейчас многие считают это таким же «прорывом», как когда-то было изобретение противозачаточной таблетки. Таблетка позволяла не становиться преждевременно матерью в юные годы. Замораживание, наоборот, сохраняет шанс материнства в позднем возрасте. Можно обмануть «биологические часы» и порадоваться возможности более свободно распоряжаться своей жизнью.

Процедура не проста. В течение двух недель пациенткам делают инъекции гормонов, чтобы стимулировать производство яйцеклеток. Затем извлекают шприцем в количестве от 5 до 25. Замораживают ускоренным методом и хранят неограниченное время.

Когда женщина решает забеременеть, яйцеклетки извлекают из хранилища и оттаивают, а затем оплодотворяют спермой, проверяют и импланируют в матку пациентки. Из всех яйцеклеток, подвергшихся оттаиванию в 2012 и 2013 годах, 24% привели к рождению детей.

Новинку превозносят как «фонтан юности». Говорят о ней, как о «революции». Но многие надежды, связанные с революциями, не сбываются. Так и с этой. Стоит несколько умерить восторги и посмотреть на перспективы более сдержанно. Конечно, сейчас наблюдается некоторая эйфория в этой области.

В прошлом году такие компании, как Apple и Facebook, объявили о том, что будут оплачивать своим работникам эту процедуру. Пионер в этой области - базирующаяся в Нью-Йорке компания EggBanxx - привлекает пациентов скидками и удобными вариантами оплаты. Замораживание яйцеклеток стоит от $10 тыс. до $15тыс.

Большинство страховок это не покрывают. Но основатель и глава EggBanxx Джина Бартази предсказывает, что к 2018 году ежегодно к процедуре будет прибегать 76 тысяч американок. Она говорит о своей компании так: «Это Uber в индустрии оплодотворения», имея в виду, что, подобно «возмутителю спокойствия» в таксомоторном транспорте, EggBanxx, действуя в качестве брокера, немедленно и напрямую связывает женщин с теми, кто сохранит для них на будущее возможность родить ребенка.

 

Стоит ли игра свеч?

Надо отдавать себе отчет в том, что некоторым женщинам удастся стать матерями таким способом, но у многих - ничего не получится. Противозачаточные таблетки за 50 лет показали 90%-ную эффективность. По замораживанию нет достаточной информации. Доктора говорят, что, скорее всего, результативность будет такая же, как при «рождении в пробирке»: около 40% для женщин моложе 35 лет, но после 42 лет - меньше 5%.

Почти все женщины, которых Шарлотт Алтер интервьюировала для своей статьи, согласны, что сохранять на будущее яйцеклетки - это хорошо, потому что дает возможность контролировать свою жизнь, сосредоточиться на профессиональном росте и избавиться от постоянного тревожного «тиканья» в подсознании: «Твое время бежит быстро, и вот-вот истечет».

Многие матери рассуждают, как Вики Рохлин: сначала я сделаю карьеру и создам себе солидную материальную базу, а уж потом заведу ребенка, и тогда уж ничего не буду для него жалеть. Но те, кто так думает, порой сами себе расставляют ловушку. Им трудно остановиться. Чем успешнее они работают, тем слабее у них желание прервать, пусть и на время, свое поступательное движение вверх по карьерной летнице. И потом, с возрастом стать матерью биологически становится сложнее, и на решение возникающих в связи с этим проблем могут потребоваться дополнительные деньги.

Позднее материнство, увы, становится в Америке новой нормой. Каждый седьмой ребенок сейчас рождается от матери старше 35 лет - рост на 64% с 1990 года. За период от 2000 до 2012 года количество первых родов у женщин в возрасте от 40 до 44 лет выросло на 35%. Среди образованных, состоятельных женщин, настроенных на карьеру, способных оплатить замораживание яйцеклеток, все больше распространяется тенденция откладывать рождение детей.

И в результате они сами загоняют себя в тупик: рожать в раннем возрасте - безответственно, в позднем - может оказаться невозможным. Новая процедура выглядит как выход из тупика. С одной оговоркой: рождение ребенка не гарантируется.

На основании скудных данных, которые существуют на сегодняшний день, доктора считают, что шансы на успех при замораживании яйцеклеток примерно такие же, как при зачатии «ин-витро». И та же степень риска с точки зрения здоровья младенца. Разница лишь в том, что пациент оказывается собственным донором. Но для рождения возраст матери по-прежнему сохраняет значение. Для женщины, которой за сорок, при использование яйцеклеток, замороженных, когда ей было тридцать, так же трудно забеременеть и нормально выносить дитя.

«Если это страховка, то далеко не лучшая»

Реклама провозглашает процедуру «страховкой» для женщин. Феминистки прославляют как возможность преодолеть последний барьер неравенства - биологический. Фирмы, развивающие метод, устраивают шумные презентации с вином, закусками и подарками. Женщин приучают к мысли, что это некая неотъемлемая черта современного образа жизни. «В сознание внедряется, что это рутина: Я почистила зубы. Я заполнила налоговую декларацию. Я заморозила яйцеклетки. Сохранить на будущее способность к деторождению - это как бы еще один аспект успешной женщины. Почти так же, как отложить деньги в пенсионный фонд, - говорит Сара Элизабет Ричардс, автор книги «Материнство. Расписание меняется», книги, основанной на опыте четырех женщин, в том числе своем собственном.

Но даже профессионалы, рекомендующие процедуру и извлекающие из нее выгоду для себя, в том случае, если это добросовестные люди, призывают не переоценивать посулы рекламы. «Если это страховка, то далеко не лучшая, - подчеркивает доктор Джейми Грифо из репродуктивного центра Нью-Йоркского университета. - Когда сгорает ваш застрахованный дом, вы получаете деньги полностью, а не на 40%». А доктор Грифо - один из лидеров нового метода. Из замороженных яйцеклеток в его клинике родилось за десятилетие 85 младенцев. И сейчас наблюдаются более 30 беременных женщин.

Вопросов возникает много. Хотя говорят, что яйцеклетки могут храниться бесконечно, кто это проверял? Нет никаких убедительных исследований по этому поводу. А аномалии, которые могут возникнуть у ребенка? Хотя генетический тест неоплодотворенной яйцеклетки технически возможен, это весьма дорогое дело. И он не может стать частью стандартной процедуры

Когда в 2012 году Американское общество репродуктивной медицины сняло с процедуры ярлык «экспериментальная», оно предупреждало: «Маркетинговое продвижение этой технологии для того, чтобы женщины откладывали рождение детей, может вселить в них ложные надежды». Останавливает ли это? Не очень. Потому что дело не только в надежде, но и в страхах. Страх, что не встретишь такого человека, какого хотелось бы, и сумеешь создать с ним семью.

Страх, что беременность повредит на работе. Да и кто знает что еще. И даже если женщина осознает, что шансы невелики, она соглашается на замораживание, потому что это лучше, чем ничего. Дело даже не столько в будущем, сколько в том, чтобы сейчас обрести душевный покой.

«Я думаю, это так легко купиться на мечту: «О, мой боже, все, что я должна сделать, это подписать бумагу и отдать $15тыс, - говорит Даниэль, одна из пациенток EggBanxx, которая не хотела бы, чтобы ее полное имя появилось в печати. - Если вы поговорите с множеством женщин, которым за тридцать, вы убедитесь, что для них самое главное не иметь проблемы сегодня».

О том же самом пишет уже упоминавшаяся Сара Элизабет Ричардс: «Даже если это не сработает в будущем, я думаю, большинство женщин все равно испытывают успокоение и чувство безопасности. Появится ли когда-то ребенок или нет, сегодня психологический фактор действует». 42-летний литератор из Лос-Анджелеса Мей Мей Фокс заморозила яйцеклетки после развода, когда ей было 37. Мотивы? «Для меня важно знать, что если и когда я достигну точки готовности иметь детей, я сделала все, что могла. А если ничего не получится, ну значит так тому и быть».

По каким бы причинам не откладывалось материнство, сама возможность попробовать новую технологию привлекает и будет привлекать. А то что это стоит денег? Ну что ж, значит те, у кого они есть, воспользуются. А те, у кого нет, пойдут другим, более натуральным путем и постараются иметь потомство так, как было заведено на этой планете тысячелетиями. 

Новости региона

Все новости