НХЛ, НХЛ и еще раз НХЛ

На минувшей неделе сразу три события привлекли внимание любителей североамериканского хоккей: драфт новичков, вручение индивидуальных призов и выборы новых членов Зала хоккейной славы. 

НХЛ, НХЛ и еще раз НХЛ

53-й драфт в истории НХЛ проходил в городке Санрайзе (штат Флорида) и оказался как вполне предсказуемым, так и немного неожиданным. Клуб “Эдмонтон Ойлерс” под первым номером драфта, как и ожидалось, выбрал 18-летнего канадца Коннора Макдэвида, которому уже сейчас прочат славу хоккейной иконы не только Канады, но и всей НХЛ, Уэйна Гретцки.

Коннор Макдэвид - новый Гретцки?

И некая доля правды в тех славных словах в адрес юного центрального нападающего есть - он много чего умеет делать на льду, и не раз это уже доказывал: так, в молодежной сборной Канады он дебютировал в 15 (!) лет, в 16 стал лучшим бомбардиром юниорского Чемпионата мира, где был младше большинства соперников на два года, а затем повторил это достижение уже на молодежном Чемпионате мира.

Все прочат Коннору светлое будущее в Лиге, и не только эдмонтонские, но и канадские болельщики мечтают о том, чтобы он затмил или хотя бы повторил достижения великого Гретцки, однако на пути юного канадца к славе есть одно серьезное препятствие - клуб, в котором он будет играть.

В последние годы “Эдмонтон Ойлерс” стал настоящим кладбищем юных талантов - в четвертый раз (!) за последние шесть лет “нефтяники” получают право выбора на драфте лучшего юниора. В трех предыдущих случаях первые номера драфтов, оказавшиеся в Эдмонтоне, надежд, возложенных на них, не оправдали. Сможет ли Макдэвид сломать эту неприятную традицию, повести за собой и вытащить “Ойлерс” из подвалов турнирной таблицы - это, пожалуй, будет один из главных вопросов предстоящего сезона.

Русские опять идут?

Уже в первом раунде драфта грянула настоящая сенсация - сразу четыре россиянина были выбраны генеральными менеджерами для усиления своих команд. Под седьмым номером в “Филадельфию” поехал защитник Иван Проворов, под 12-м номером “Даллас” драфтанул нападающего Дениса Гурьянова, нападающий Евгений Свечников был выбран “Детройтом” под 19-м номером, и 22-м на драфте прозвучало имя вратаря Ильи Самсонова, на которого “положил глаз” “Вашингтон”. В последний раз четверо россиян были выбраны в первом раунде аж в 2001 году. А всего сразу 17 российских юниоров удостоились чести быть выбранными на драфте-2015, и это впервые за прошедшие 11 лет.

А ведь еще совсем недавно был период, когда к российским юниорам в НХЛ было настороженное отношение. Это было связано с так называемым "российским фактором", а именно с риском того, что выбранный на драфте хоккеист предпочтет подписать хороший с финансовой точки зрения контракт в России и останется играть там, а не переезжать в Северную Америку.

И в итоге, клубы НХЛ, которые выбирали игроков, решивших остаться в России, попросту зря тратили выбор. Похоже, что эти дни остались в прошлом -так, в 2014 году в НХЛ было задрафтовано 13 россиян, а в этом уже - 17.

“Можно обратить внимание на тех, кто добивается успеха в Лиге. Посмотрите на “Тампу” и на российских игроков в этой команде, - сказал генеральный менеджер “Далласа” Джим Нилл. - Посмотрите на “Вашингтон”. Это все хорошие хоккеисты. Я не думаю, что КХЛ представляет из себя серьезную угрозу, какой она была раньше, в связи с изменением экономической ситуации.

В конце концов лучшие игроки мира хотят играть в лучшей Лиге мира и они приезжают сюда”. “Если вы разумно подошли к процессу оценки и уверены, что хоккеист приедет и будет у вас играть, то я думаю, что “российский фактор" стал без сомнений менее существенным”, - сказал директор скаутской службы “Флорида Пантерс” Скотт Люс.

Конечно, не все из 17 российских задрафтованных игроков тут же попадут в основной состав клуба - пожалуй, лишь Иван Проворов и Евгений Свешников смогут выйти на поле в форме своих клубов в новом сезоне. Но тенденция, как говорится, - на лицо, и главная хоккейная Лига мира с нетерпением ждет появления новых российских Малкиных и Овечкиных.

Герои и неудачники Лас-Вегаса

В главной игорной столице США прошла ежегодная церемония вручения индивидуальных наград НХЛ. И россиянин Александр Овечкин был одним из главных действующих лиц этого шоу. Он был номинирован сразу на два главных приза церемонии: “Харт Трофи” - приз самому полезному игроку сезона с точки зрения журналистов, и “Тед Линдсей Трофи” - приз лучшему игроку сезона по версии самих хоккеистов.

В итоге, оба приза уехали в Монреаль: их обладателем стал голкипер “Канадиенс” Кэри Прайс, который в этот вечер и вовсе “сотворил покер” - Прайс еще получил приз "Уильяма Дженнингса" за наименьшее количество пропущенных шайб в регулярном сезоне, который поделил с вратарем “Чикаго” Кори Кроуфордом и лично получил “Везина Трофи” - приз лучшему вратарю регулярного сезона.

Причем, если при голосовании по “Харту” и “Линдсею” мнения жюри разделились, то “Везину” Прайс выиграл, что называется, в одну калитку - 27 голосов из 30. Ради справедливости надо отметить, что и Овечкин не остался без приза: Александр получил “Моррис Ришар Трофи” - приз лучшему снайперу сезона.

Приз “Джек Адам Трофи” и титул лучшего тренера получил Боб Хартли, наставник “ Калгари Флэймз”. А приз лучшему генеральному менеджеру сезона завоевал Стив Айзерман (“Тампа-Бэй”). В своей речи победителя он в первую очередь поздравил своего коллегу и визави финала Стэна Боумана из “Чикаго” с победой в Кубке Стэнли и пообещал, что “Лайтнинг” непременно еще выиграют Кубок Стэнли. Этот приз стал первым в его недолгой карьере генерального менеджера; в бытность игроком бывший капитан “Детройта” выиграл три Кубка Стэнли и завоевал пять индивидуальных призов.

А вообще-то, учитывая формат НХЛ - регулярный чемпионат, а потом матчи плей-офф за Кубок Стэнли, вся церемония и ее итоги уже давно вызывают некие вопросы. Не случайно, что в кулуарах ее и вовсе называют “Призами для неудачников”. И действительно, ни лучший вратарь Кэри Прайс, выигравший четыре приза, ни лучший нападающий Александр Овечкин, на счету которого 5 (!) “Ришаров” и три “Харта”, ни Эрик Карлссон, второй раз в своей карьере выигравший приз "Норрис Трофи" - лучшему защитнику сезона, за свою карьеру так ни разу не выигрывали главный приз НХЛ - Кубок Стэнли.

Конечно, все личные призы - это безусловное достижение спортсмена, но хоккей - игра командная, и наличие пусть и многочисленных индивидуальных наград без победы в Кубке Стэнли все-таки еще не делает спортсмена великим.

Пример Рэя Бурка здесь очень показателен. 20 лет (с 1979 по 1999) Бурк феерил в “Бостоне”, получил семь личных наград, из них пять как лучший защитник Лиги, но приз имени генерала Стэнли был от него далек, как Луна от Земли. Бурк мог спокойно закончить свою карьеру, и все равно считался бы одним из лучших, а может и вовсе лучшим защитником за всю историю НХЛ, но он отлично понимал, что без Кубка этот титул выглядит как-то не так. И тогда в сорокалетнем возрасте он перешел в “Колорадо” и, наконец, выиграл Кубок Стэнли, поставив рядом со своими многочисленными индивидуальными призами копию самого ценного командного приза Национальной хоккейной лиги.

Сергей Федоров - новый герой Зала хоккейной славы

Каждый год в июне месяце специальный комитет, состоящий из 18 человек, в том числе игроков и тренеров, заседает, чтобы выбрать новых членов Зала хоккейной славы: игроков, судей, тренеров, менеджеров, журналистов, комментаторов, владельцев команд и многих других, которые принимают участие в развитии хоккея. Сама ежегодная официальная церемония включения проходит в здании Зала славы в Торонто в ноябре месяце.

На этот раз в списке кандидатов было 14 фамилий, из которых комитет выбрал семерых достойнейших: четверых хоккеистов - Сергея Федорова, Никласа Лидстрема, Криса Пронгера и Фила Хаусли, одну хоккеистку - бывшего игрока сборной США Анджелу Руджеро, бывшего хоккеиста, а потом президента Хоккейной ассоциации Канады Билла Хея, и Питера Карманоса, владельца хоккейного клуба “Каролина Харрикейнс”.

Безусловно, каждый из лауреатов, особенно из четверки хоккеистов - личность выдающаяся, но даже среди них особо стоит и выделяется россиянин Сергей Федоров. Кстати, в списке лауреатов из этой звездной семерки он стоит под первым номером.

Пожалуй, лучшим описанием игры Федорова можно назвать выдержку из биографической статьи канадского сайта “Легенды хоккея” (Legends of Hockey): “Одинаково феноменальный при игре и в центре, и на краю, и в защите, Федоров однозначно является игроком, который освоил все аспекты игры от А до Я.

Одаренный технически, он может переиграть двух или трех оппонентов. Но если он видит, что партнер находится в лучшей позиции, он отдаст пас, вне зависимости от того, находится ли этот игрок в паре метров или на другом конце площадки”.

А вот, что сказал о Сергее великий тренер Скотти Боумэн, который девять раз, больше всех в НХЛ, выигрывал Кубок Стэнли: “Когда мне надоело читать жалобы отца Сергея по поводу игрового времени его сына, я сказал себе: “ОК, давай попробуем его в обороне. После этого я общался с такими великими игроками, как Гретцки, Лемье и Ягр, и все они признавали, что не могли играть одинаково хорошо в нападении и защите. А Сергей мог. Он был безумно талантливым игроком” .

Именно Федоров стал первым европейцем, который выиграл в НХЛ приз “Харт Трофи”, а также приз лучшему нападающему оборонительного плана и еще "Тед Линдсей Трофи" - приз лучшему игроку по мнению хоккеистов. И произошло это в далеком 1994 году. И до сих пор Федорову принадлежит рекорд НХЛ по количеству очков, набранных в овертаймах - 27 (15 шайб и 12 передач).

Кстати, Фёдоров стал седьмым россиянином в Зале славы НХЛ после Анатолия Тарасова (1974 год), Владислава Третьяка (1989), Вячеслава Фетисова (2001), Валерия Харламова (2005), Игоря Ларионова (2008) и Павла Буре (2012).

P.S. В Зале славы россиянином также считается родившийся в Саратове в 1911 году Давид Шринер, игравший в НХЛ с 1934 по 1946 годы, выигравший с “Торонто” два Кубка Стэнли и введенный в Зал славы в 1962 году. 

Новости региона

Все новости