«Матрешка» атакует!

Русские хакеры добрались до Белого дома

В 2008 году Барак Обама, став президентом, узнал, что должен отказаться от своего любимого гаджета - «блэкберри». 

 Джордж Буш в свое время сделал именно это - перестал по требованию Секретной службы пользоваться мобильным телефоном. А вот Обама закапризничал. В конце концов для него разработали особо секретную модификацию аппарата.

При этом число абонентов, которым он мог звонить или слать сообщения, строго ограничили. В прошлом году специалисты Агентства национальной безопасности тестировали смартфоны на платформе «андроид» на предмет замены президентского дивайса, но решили, что от добра добра не ищут, и оставили Обаме «блэкберри».

Президент известен своей привычкой взбодрить поздним вечером своих советников посланиями на текущие политические темы, а то и просто о всякой всячине. Эта чрезмерная коммуникабельность и стала причиной уязвимости почтового сервера администрации. В октябре прошлого года этот сервер был взломан. Масштабы бедствия выясняются только теперь, после опубликованных на днях «Нью-Йорк таймс» подробностей.

Когда взлом обнаружился, почтовая служба Белого дома была мгновенно отключена. Сотрудники, отвечающие за кибербезопасность администрации, собирались на совещания ежедневно, пока брешь не была ликвидирована. Официальные пресс-службы Совета национальной безопасности, ФБР и АНБ отказываются комментировать публикацию.

Но на условиях анонимности источники газеты утверждают, что почтовый аккаунт президента не пострадал - хакеры проникли в архив служебной переписки через аккаунты служащих более низкого ранга. Так оно, впрочем, всегда и бывает. Слабо утешает и заявление о том, что самые секретные сведения президент получает в устной форме в специально оборудованном помещении - Ситуационной комнате Белого дома. Но информации без электронных носителей сегодня не бывает.

Информаторы «Нью-Йорк таймс» уверенно указывают на российских хакеров как на виновников взлома, которых они узнают по специфическому почерку, причем считают, что они либо связаны с правительством России, либо действуют по его прямому указанию. Почтовый сервер был взломан в самый острый момент, связанный с присоединением Крыма и вооруженным мятежом на востоке Украины.

Ранее поступали сообщения о взломах компьютерных систем Госдепартамента и Пентагона. А Хиллари Клинтон, как известно, в бытность госсекретарем сама пользовалась незащищенным почтовым сервисом.

Все это напоминает историю, приключившуюся некогда с президентом Кеннеди. Однажды во время поездки в Аризону он потерял свою телефонную книжку. Книжку нашли, и губернатор Аризоны распорядился доставить ее в нью-йоркский отель «Карлайл», где, как он знал, остановился президент. Но Кеннеди к тому времени сменил номер: взял себе освободившийся пентхауз, а тот, в котором он жил прежде, был предоставлен советскому министру иностранных дел Андрею Громыко.

Посыльный, не знавший о смене номера, доставил пакет по старому адресу. Кеннеди, утверждают очевидцы, был в панике. На второй после пропажи день один из помощников президента нашел гостиничного посыльного, и тот за скромную мзду в двадцать долларов открыл запасным ключом апартаменты Громыко - запечатанный пакет все еще лежал на столе в прихожей...

Русские хакеры давно уже считаются чуть ли не главной киберугрозой США. Покуда они воруют деньги из банков, проблема остается чисто уголовной, хотя и здесь американским правоохранительным органам похвалиться нечем: либо местонахождение главарей неизвестно, и приходится довольствоваться лишь арестами «мулов» (то есть людей, чьи банковские счета используются для перевода похищенных сумм), либо российская сторона их не выдает, потому что она вообще не выдает граждан РФ. Когда атакам подвергаются правительственные учреждения, проблема превращается в политическую.

И здесь полезно вспомнить о существовании Эдварда Сноудена. Еще в июне 2013 года в Гонконге в первом же интервью британской «Гардиан» он говорил, что мог бы прослушивать, если бы захотел, кого угодно, хоть президента США, и что при желании он легко мог бы продать эти данные: «Любой с моим уровнем доступа и моими техническими возможностями мог бы собрать секретную информацию и продать ее по сходной цене России, у них на этот случай дверь всегда открыта, как и у нас...»

Вскоре после этого интервью Сноуден именно в России и оказался, причем стал невыездным. Операция была разыграна как по нотам. Предполагать, что это случайное стечение обстоятельств, не позволяет здравый смысл. Конечно, должностные лица США тотчас заявили, что никакой ценной информацией Сноуден не владеет, что все это пустая похвальба.

Разумеется, президент Путин заверил американскую сторону, что Сноуден не будет действовать в ущерб интересам США. Но это говорилось до заморозков в двустронних отношениях. Сегодня есть все основания полагать, что Владимир Путин больше не считает себя связанным этим обещанием.

Две недели назад стало известно о настойчивых попытках взломать переписку американских и европейских чиновников на тему антироссийских санкций. Атака имела место 13 апреля. 18 апреля компания FireEye, специализирующаяся на защите компьютерных сетей, опубликовала полный технический отчет о происшествии и описала свои действия по предотвращению взлома - эта операция получила название Russian Doll - «Матрешка», что указывает и на национальную принадлежность хакеров, и на их методы. 

Новости региона

Все новости