Балет меняется, конкурс тоже

Если бы я была одной из «акул бизнеса» (имею в виду “Shark Tank”- популярное шоу на АВС, где крупные бизнесмены-инвесторы выбирают наиболее перспективные идеи начинающих антрепренеров), то обязательно вложила бы все, что имела, в балетный конкурс Youth America Grand Prix (YAGP), скромно начавшийся 16 лет назад в Нью-Йорке. 

Балет меняется, конкурс тоже
Фото: facebook.com/YouthAmericaGrandPrix

Не из-за будущих доходов, но из-за фантастического потенциала выбранной «бизнес-модели» и точного тайминга.

Сегодня в мире классического искусства, пожалуй, не найти другого начинания, которое бы так же последовательно, целенаправленно и успешно разрослось, принеся при этом столько пользы своему жанру.

Можно сколько угодно спорить о пользе или вреде конкурсов, но тот факт, что на финалы YAGP съезжаются в поисках новых талантов представители самых известных балетных школ мира, да не с пустыми руками, а со стипендиями и приглашениями (в этом году стипендий было больше 30, причем 18 - из зарубежных школ, в том числе школ Лондонского королевского, Парижского, Австралийского, Штудгартского, Английского национального балетов, Академии Большого театра, Национальной академии Поругалии и других), а больше 300 бывших участников конкурса танцуют в 80 балетных компаниях мира, говорит сам за себя.

Присутствие конкурса на пяти континентах, тысячи участников региональных просмотров и полуфиналов, звезды балета, неизменно фигурирующие в программах заключительных гала-концертов, премия Dance Magazine Ларисе Савельевой, вместе с мужем, Геннадием, придумавшей и возглавляющей конкурс, создание двух популярных документальных фильмов и даже серии «Dance School Diaries» (15 эпизодов можно увидеть на YouTube) - все это признаки успеха и растущей известности, а это, в свою очередь, притягивает, и, скажем, главным спонсором нынешнего конкурса был уже ювелирно-люксовый дом «Булгари».

Между тем конкурс эволюционирует и в другом: его гала-концерты становятся интереснее и многостильней.

Гала-концертов теперь два (оба, как и финал, шли в театре Д.Кока, Линкольн-центр). Первый - встреча победителей последнего конкурса и профессионалов. В этот раз ведущие Джулия Кент (АБТ) и Джаред Энгл (Нью-Йорк Сити-балет) благодарили учителей, родителей, спонсоров и участников. Потом был фильм-презентация и, наконец, танцы. Во второй части программы, где выступали профессионалы, номера тоже предварялись киноклипами (жаль, что пара из них по техническим причинам сорвалась).

Профессионалы танцевали классику (Евгения Образцова и Семен Чудин из Большого - па-де-де из «Дочери фараона»), но большей частью - современность, в том числе симпатичный, хотя и показавшийся длинноватым балет Алексея Кремнева “Windy Sand” на сахарно-сентиментальную музыку Карен Лефрак (Студия Джоффри-балета, которую Кремнев возглавляет, и пианист Василий Примаков).

Несмотря на обилие дуэтов, программа не казалась монотонной: составители хотели показать танец в разных его проявлениях - от бально-концертного (чемпионы Д.Дроздюк и А.Скобина в пассадобле) до полуабстрактного (Т.Райхлен и З.Катазаро из Сити-балета в композиции Э.ЛеКрон на музыку Моцарта). Не все было удачно: Палома Херрера (АБТ) и Хуан Пабло Лидо (театр «Колон», Аргентина) пытались увлечь изображением страсти в новом творении Маурицио Вайнрота на музыку Пьяццолы в обработке Л.Десятникова, но отсутствие воображения и внимания к музыке (в ней цитируются пассажи из «Времен года» Вивальди, чего хореограф «не заметил») сделало их усилия напрасными. Да и камерность дуэта оказалась в разительном контрасте с гремевшим из усилителей ансамблем (Херрера заявила, что ей удобней танцевать именно под запись).

Несколько забавных минут подарил Ксандер Парриш (британский солист Мариинского) в соло Э.Готье «Балет 101». Пластичны и одухотворены были Мелисса Хамильтон и Эрик Андервуд (Лондонский королевский) в дуэте Уэйна МакГрегора, озорны и грациозны - Кристина Шапран (Мариинский) с Калвином Ройалом III (АБТ) в новом балете Антона Пимонова на музыку Сметаны.

Но лучшее заготовили для финала: в па-де-де из «Корсара» появился один из недавних победителей YAGP Кимин Ким, ныне - солист Мариинского. Его суховатое мускулистое тело не знает ограничений в умопомрачительных прыжках и вращениях, но при этом он всегда элегантен, музыкален и как партнер тоже хорош. Его дар уже замечен, и летом состоится его дебют с АБТ.

Его партнерша - Изабелла Бойлстон (АБТ), как и Хамильтон, Ройал III и Катазаро, тоже «выпускники» YAGP, что перекинуло арку к первому отделению, в котором кроме всегда эффектного дефиле всех 250 финалистов особенно хороши были «Жасмин» - красочный женский танец с веерами, симбиоз национальных традиций и классики с эффектом цветной мультипликации (я была уверена, что группа из Кореи, оказалось - из Атланты), а также победители в старшей группе: Шого Хайами (Германия) в «Соло для Диего» на музыку Теодоракиса, и Ю Курихара (Япония) в Вариации из «Пахиты». В обоих сразу видишь, помимо уверенной техники, нечто особенное: артистичность, органичную «жизнь в образе» и просто радость танца.

Как хочется, чтобы трудный мир профессионального балета не убил в них этой упоенности танцем и творчеством вообще, а первый большой успех не остановил желания постоянно учиться.

Это желание всегда отличало Дэвида Холберга, который составил программу второго гала - «Дэвид Холберг представляет: наследие». Речь идет не о его наследии: уроженцу Индианы только 32 года и, хотя он уже несколько месяцев не выходит на сцену из-за травмы, о его «наследии» говорить пока рано. В данном случае наследие - это то, на чем зиждется каждая из пяти представленных Холбергом трупп.

Все они связаны с какими-то ключевыми моментами в его артистической судьбе: Мариинский, в котором Дэвид выступил в «Спящей» (Принц Дезире), Большой, солистом которого стал в 2011 году по приглашению Сергея Филина, АБТ, в котором прошел путь от наивного стажера Студии до артиста кордебалета АБТ и премьера, Токийский балет, ставший образцом железной дисциплины и перфекционизма - качеств, характерных для японской культуры, и Австралийский, удививший его своим динамизмом, открытостью новому и теплом.

В этом гала, как и в первый вечер, что-то запомнилось (Вероника Пярт в соло на музыку Скрябина), что-то разочаровало (первые две части не очень внятного балета «Без названия», заказанного для Студии АБТ шведу Понтусу Лидбергу), что-то поразило абсолютным совершенством (Екатерина Кандаурова и Семен Чудин в лирическом, «лебедином» дуэте из «Бриллиантов» Баланчина-Чайковского и сенсационный Токийский балет в «Бхакти III» Мориса Бежара на традиционную индийскую музыку). Милый, с юмором и явным влиянием Ратманского балет Пимонова «Игра 3 на 3» (Мариинский театр) завершил программу на веселой ноте.

Между тем YAGP и тысячи юных танцовщиков по всему миру уже начали готовиться к 2016 году, и перед организаторами стоят новые задачи: у конкурса появились имитаторы и конкуренты, значит почивать на лаврах не придется. 

Новости региона

Все новости