Второе дело Романа Селезнева

Сына депутата Госдумы будут судить в Сиэттле и Лас-Вегасе

Обвиняемому в США в кибермошенничестве Роману Селезневу предписано к 3 апреля предоставить американскому суду полный список банковских счетов, движимого и недвижимого имущества и иных активов. 

Сына депутата Госдумы будут судить в Сиэттле и Лас-Вегасе
Фото: социальные сети

Как сообщило агентство Associated Press, такое решение принял окружной судья Роберт Джонс, чтобы определить платежеспособность Селезнева.

Роман Селезнев, сын депутата российской Думы Валерия Селезнева, был задержан летом 2014 года на Мальдивских островах в Индийском океане, откуда его переправили на остров Гуам в Тихом океане, а оттуда в Сиэттл, штат Вашингтон.

Ордер на его арест был выдан в марте 2011 года федеральным судом этого штата и ждал своего часа больше трех лет. Селезнева заочно обвинили в компьютерном мошенничестве, взломе банковских счетов и похищении персональных данных владельцев кредитных карт.

Суд в Сиэттле должен начаться в ноябре, но затем его будут судить в Лас-Вегасе, штат Невада, где 30-летнего россиянина обвиняют по Закону о борьбе с организованной преступностью (RICO) и могут дать до 15 лет лишения свободы, которые будут поглощены или (полностью или частично) сложены с первым сроком. До решения обоих судов Роман Валериевич считается не виновным.

С российской воли в американскую неволю

Как уже сообщалось, наша Секретная служба, которая ловит преступников куда лучше, чем охраняет Белый дом, отслеживала Селезнева в Интернете много лет, считая его одним из самых активных и эффективных кардеров. О том, как Роман Валериевич шиковал на незаконную наживу, в его сиэттлском деле сказано и показано достаточно. Присяжным предстоит узнать о двух квартирах на индонезийском острове-курорте Бали, которые Селезнев купил за 790 тыс. долларов наличными, и об аренде виллы на Мальдивах за 1470 долларов в сутки. В деле есть фотографии Селезнева на фоне толстых пачек ассигнаций достоинством 5 тысяч рублей каждая и на фоне собора Василия Блаженного в Москве рядом со своим желтым спортивным Dodge Challenger SRT, который, кстати, не такая уж дорогая машина. В обвинении по первому делу утверждается, что на два банковских счета Романа Селезнева поступило более 18 млн незаконно нажитых долларов.

Установив, кто такой Роман Селезнев, агенты Секретной службы (которую я в дальнейшем буду называть пугающей аббревиатурой «СС») стали его ловить, зная, что Россия не выдает своих граждан для суда за рубежом. Несколько лет назад агенты СС установили, что Роман часто бывает на Бали, и в 2012 году встретились с индонезийскими правоохранителями, но те отказались помочь американцам задержать россиянина на их территории.

Местные власти не хотели портить отношения то ли с Россией, то ли со своим общественным мнением. 2 июля 2014 года Секретная служба получила оперативную информацию, что Роман Селезнев на Мальдивах и живет там в пятизвездочном отеле, а это островное государство выбрал для отдыха, так как между Мальдивами и США нет договора об экстрадиции.

Агенты СС в Вашингтоне связались с чиновниками Госдепартамента, у которых были налажены отношения с мальдивскими коллегами, и вышли на начальника полиции, который обещал помочь. На следующий день на Мальдивы прилетели два агента Секретной службы - один с Гавайев, а другой из Таиланда. По составленному плану местная полиция должна была арестовать Селезнева до того, как 5 июля он сядет в самолет на Москву.

Все было задумано сделать тихо, аккуратно и, так сказать, по-семейному, без привлечения третьих сил, но в последний момент мальдивцы заартачились и потребовали для ареста Романа Селезнева «красный флажок» Интерпола - оповещение о местонахождении разыскиваемого иностранца согласно имеющемуся ордеру на его арест. Но в таком случае об этом немедленно узнали бы в Национальном бюро Интерпола России, и, по разумному предположению Секретной службы, с учетом веса и влияния отца Романа, его могли предупредить и он мог скрыться.

Не страшны тебе ни дождь, ни слякоть

 

В результате «красный флажок» в компьютерах Интерпола появился днем 5 июля, когда Селезнев с женой и ребенком направлялись из отеля Conrad Maldives Rangali Island на острове Мале в международный аэропорт на острове Хулулле - сначала на гидросамолетике отеля, а затем автобусом. В автобусе семью тайно сопровождали агент СС и местные полицейские, которые сидели на несколько рядов позади, чтобы он, неровен час, не сбежал по пути. В аэропорту полицейские проверили паспорт Романа Селезнева и, как было договорено, передали его агентам Секретной службы США, которые надели россиянину наручники и повели к зафрахтованному частному самолету. И тут в дело вмешалась мать-природа - пилот получил штормовое предупреждение. Отложить вылет означало бы, что на время до вылета задержанного следовало передать мальдивским властям, а это была огласка и нежелательные дипломатическо-юридические трения правительства островного государства с Россией.

Другим вариантом было вылететь в третью страну по соседству, где не так штормит, но и это грозило неизбежной дипломатической возней.

Агенты СС на Мальдивах пошли на риск, и через 12 часов самолет с Романом Селезневым благополучно приземлился на острове Гуам, а оттуда его быстро переправили в Сиэттл, где Селезнева ознакомили с обвинением и без права освобождения под залог водворили в федеральную тюрьму SeаTac (Seattle-Tacoma) в 12 милях от города, где он содержится по сей день под инвентарным номером 04385-093.

Депутат российской Думы от партии ЛДПР Валерий Сергеевич Селезнев немедленно назвал арест сына похищением и обратился в МИД России, где его поддержали соответствующим заявлением. «Расцениваем случившееся как очередной недружественный шаг Вашингтона, - гласило это заявление. - Не в первый раз американская сторона, игнорируя двусторонний Договор 1999 г. о взаимной правовой помощи по уголовным делам, идет на фактическое похищение российского гражданина».

К этому заявлению присоединились американские адвокаты Романа, но успеха в суде Сиэттла оно не имело. Как уже отмечалось, в американском прецедентном праве есть решение, что суд по конкретному делу, в принципе, не интересует, каким способом туда доставили подсудимого. Главное, чтобы он был жив, здоров и обеспечен защитой.

«Открытый рынок» на форуме кардеров

Обвинение в федеральном суде штата Невада было предъявлено 10 апреля 2014 года в результате «Операции "Открытый Рынок"» ("Operation Open Market"). Вместе с Селезневым обвинялись 54 человека, половина которых уже осуждена. Среди подсудимых, кроме Селезнева, можно назвать четырех «наших» - Романа Золотарева, Константина Лопатина, Александра Костюкова и Сергея Литвиненко.

В обвинении по делу также значатся 11 безымянных «John Doe», нацпринадлежность которых пока загадка. Все обвиняемые по делу «United States v. Kilobit et. Al» значатся участниками интернет-форума Carder.su, на котором проходила торговля похищенными «товарами» в виде личных данных граждан.

На блоге федеральной прокуратуры Невады от 10 апреля 2014 года сказано, что об этом форуме «мы сообщали в марте 2009 года, когда конкурирующая банда пыталась привлечь к Carder.su внимание, рассылая ложные рекламные объявления от имени этого форума. Такая ревность не удивительна! Сегодняшнее обвинение показывает, что ребята из Carder.su провернули своими аферами больше 50 млн долларов!»

В более доходчивом разъяснении прокуратуры указывалось, что участники этой организованной преступной группы «действовали через Интернет-сайт, который они назвали форумом». Роль Романа Селезнева сводилась к тому, что он предположительно руководил сайтом, «который позволял участникам находить специальную информацию о нужных им кредитных картах, вставлять номера счетов этих карт в свою "корзину заказов" и выходить» из форума с покупкой.

Плата за покупку краденой информации автоматически снималась со счета участника, и, как установили в невадской прокуратуре, жертвами хакеров и кардеров форума Carder.su стали больше миллиона граждан и бизнесов, а Роман Селезнев получал за каждую продажу 20 долларов. Как заявила позже представитель прокуратуры Натали Коллинс, Селезнев еще не появился в Неваде, так как он содержится под стражей в штате Вашингтон, а среди других обвиняемых «23 человека в бегах, несколько ждут суда и несколько признали себя виновными».

Обвинение по делу занимает 51 страницу, и Роман Селезнев под компьютерными «никами» Тraсk-2, Bulba и Ncux значится там четырнадцатым из 39 обвиняемых. Объясняя, почему они считаются организованной преступной группировкой и подпадают под закон RICO, прокуратура представила «иерархию организации», разделив ее участников на «администратора» (Роман Золотарев); «модераторов» (Константин Лопатин, он же Graf, и John Dow-4, он же MAXXTRO); «наблюдателей» и «продавцов», одним из которых считают Романа Селезнева.

Как указано на стр. 17 обвинения, Селезнев «продавал участникам (форума) так много "продукции", что открыл автоматизированный сайт, который рекламировал на других сайтах (форума) Carder.su. Автоматизированный сайт Селезнева позволял участникам входить туда и приобретать краденые данные счетов кредитных карт без личного контакта с Селезневым.

Преступные действия Селезнева в целях содействия организации составляют, но не ограничены этим, сговор с целью овладения и владения пятнадцатью или больше поддельными и неавторизованными средствами доступа». Как написал советский поэт Александр Твардовский в поэме «За далью даль», "тут не убавить, ни прибавитьѕ"

Dura lex, sed lex

 

Закон RICO, под который подогнала участников форума Carder.su. федеральная прокуратура Невады, был принят Конгрессом США в 1970 году и направлен на борьбу с организованной преступностью, а в первую очередь на ликвидацию кланов итальянской мафии. RICO включен в Закон о борьбе с организованной преступностью (Organized Crime Control Act) и грозит лишением свободы на 20 лет вожакам преступного синдиката, которые «приказывали или помогали другим совершать предусмотренные этим законом преступления, хотя сами могли в них не участвовать».

Под RICO также подпадают участники организованных преступных групп (ОПГ), которые «совершили любые два из 37 предусмотренных этим законом преступлений - 27 федеральных и 8 штатных - на протяжении 10 лет».

Как написала "Wall Street Journal" 8 июля прошлого года - через три дня после ареста Романа Селезнева на Мальдивах и доставки его в Сиэттл, «в первом случае такого рода Министерство юстиции считает, что лица, использующие Интернет для покупки и продажи номеров краденных кредитных карт нарушают закон RICO.

Этот закон, первоначально направленный против криминальных семей, теперь действует против хакеров, которые во многих случаях никогда не встречались и не знали реальные имена друг друга». Как учит нас Римское право, «Dura lex, sed lex». Закон суров, но это закон. 

Новости региона

Все новости