Исчезновение Роберта Левинсона

ФБР предложило 5 млн долларов за помощь в возвращении похищенного экс-агента

10 марта бывшему агенту ФБР Роберту Левинсону исполнилось 67 лет, и Соединенные Штаты отблагодарили его за 33 года борьбы с организованной преступностью, включая «русскую мафию». 

ФБР предложило 5 млн долларов за помощь в возвращении похищенного экс-агента

Награда за информацию, которая поможет найти и освободить похищенного исламистами 8 лет назад Левинсона, повышена с одного до пяти миллионов долларов.

До работы в ФБР Роберт Левинсон шесть лет служил агентом федерального Управления по борьбе с наркотиками (DEA) в Нью-Йорке, Денвере и Вашингтоне, а перейдя в Бюро, работал в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Майами. Выпускник Городского колледжа Нью-Йорка (CCNY), Левинсон свободно владеет испанским и «разговорно» русским языками, благодаря чему занимался торговцами колумбийским кокаином и бывшими гражданами СССР. Специализируясь на вербовке осведомителей и будущих свидетелей обвинения из этой среды, Роберт Левинсон вошел в авангард американских борцов с «евразийской организованной преступностью».

Борец с «русской мафией»

Русский язык помогал ему разрабатывать «авторитетов» русскоязычной организованной преступности, и за время работы в Нью-Йорке и Майами Левинсон обзавелся множеством тайных источников, которые сообщали ему массу полезной информации наряду с кучей вранья.

Именно Роберт Левинсон успешно инициировал расследование в Нью-Йорке дела российского вора в законе Вячеслава Иванькова по кличке «Япончик» и безуспешно пытался помочь суду в Женеве над лидером Солнцевской ОПГ Сергеем Михайловым по кличке «Михась».

Еще одним «крестником» Левинсона считают киевлянина Семена Могилевича, компроматом на которого его много лет обильно снабжали тайные осведомители, которые либо добивались права жить в США, либо просили о снисхождении за то, что успели здесь натворить.

В одной из бесед с Могилевичем, кажется, в Будапеште, я спросил, как он относится к тому, что ФБР считает его «вооруженным и очень опасным» лидером русскоязычной организованной преступности.

«Начинается все с того, что к вам в Америку прибывает человек, который либо украл деньги, либо не сумел найти себя в России и хочет преуспеть в Новом Свете, - ответил мне «Башковитый Дон», как прозвал Могилевича покойный мифотворец «Русской мафии» Роберт Фридман. - Но получить гринкарту не так просто, и он идет в ФБР, а там рассказывает о себе и о других, причем больше о других. Его спрашивают, и он понимает, что нужно отвечать, во что бы то ни стало отвечать, так как его собственная информация американцев не устраивает».

В декабре 1999 года Левинсон появился в спецвыпуске телепрограммы BBC “Panorama” и заявил, что Могилевич «опасен, потому что расправляется со всеми, кто стоит на его пути», и ему «хотелось бы увидеть, что его приговорили». Познав тайну криминальной души, Бобби Левинсон, уже став частным детективом, написал “Пособие по вербовке и работе с осведомителями” («Recruiting & Maintaining Informants»), которое до сих пор можно заказать в виде DVD на сайте www.lawintelrpt.com за 94 доллара.

Я видел Левинсона 26 июня 1996 года в бруклинском федеральном суде, где слушалось дело Иванькова и других, которых обвиняли в попытке вымогательства. Роберт Левинсон наскоро дал показания, хотя заранее не был включен в список свидетелей-агентов ФБР.

В Женеве, где судили Михася, свидетель обвинения Левинсон показал, что “русские дела” известны ему от многих секретных источников, назвать которые он не может.

В итоге присяжные оправдали Михася, признав за ним пустячное нарушение правил приобретения недвижимости, а позже появилась версия, будто Левинсон по просьбе руководства ФБР сознательно поломал дело Михася в Швейцарии, чтобы потом его легче было завербовать.

В руках исламских террористов

В заявлении директора ФБР Джеймса Коми от 9 марта сказано, что «8 марта 2007 года Левинсон отправился на иранский остров Киш, работая от имени нескольких крупных корпораций, и с тех пор его местонахождение, состояние здоровья и обстоятельства его исчезновения не известны».

Соответствующее заявление в тот же день сделал госсекретарь Джон Керри, отметив, что Роберт Левинсон «провел больше 2900 дней вдали от тех, кто его любит, и стал одним из наиболее долго удерживаемых в плену граждан США». Керри написал, что «год за годом семья (Левинсона) испытывает боль от его отсутствия, и настало время ему вернуться домой». Злые языки не преминули заметить, что, возможно, розыск, освобождение и возвращение Роберта Левинсона входят в «секретное приложение к переговорам США с иранскими лидерам по их ядерной программе, а законодатели-республиканцы мешают президенту Обаме и госсекретарю Керри выполнить благородную миссию и вызволить из плена гражданина США.

Летом прошлого года Обама обменял на пятерых лидеров афганских талибов американского сержанта Боуи Бергдала, который провел в плену почти пять лет, и президенту попало от законодателей-республиканцев, так как он сделал это без согласования с Конгрессом. К тому же, в отличие от Левинсона, сержант Бергдал, возможно, был дезертиром.

3 декабря 2009 года, когда с момента исчезновения Роберта Левинсона исполнилась тысяча дней, предшественница Джона Керри госсекретарь Хиллари Клинтон заявила, что, «хотя иранские власти обещали делиться информацией о своем расследовании, это обещание пока не выполняется». В марте 2011 года Клинтон официально сообщила, что Боба Левинсона захватили и удерживают «где-то в Южной Азии», намекнув, что он мог попасть в руки террористов или преступной группировки и оказаться в Пакистане или Афганистане. Заявление госсекретаря было жестом доброй воли США по отношению к Ирану, который как бы выводился из числа подозреваемых в этом преступлении. Однако на этот жест Тегеран не ответил.

Сейчас флоридские депутаты в Палате представителей Тед Дейч, Илана Рос-Лехтинен, Дебби Вассерман и Марио Диас-Баларт сообщили, что готовят резолюцию, призывающую Иран усилить помощь в возвращении Левинсона. Его жена Кристина сказала местной газете Sun-Sentinel, что 8 лет назад не могла себе представить подобного, но верит, что Роберт жив.

«Надеюсь, что при новой награде в 5 млн долларов кто-то с нами свяжется и расскажет все необходимое для того, чтобы мы получили Роберта живым и невредимым», - сказала Кристина Левинсон. За это время две их дочери вышли замуж, родив им четырех внуков, а третья дочь обручилась.

 

Частный детектив или подрядчик ЦРУ?

Уйдя из ФБР в 1998 году после 22 лет службы, Роберт Левинсон, как многие бывшие агенты, открыл на пару с женой Кристиной частную детективно-охранную фирму «R.A. Levinson & Associates», одновременно работая в большой фирме частных расследований «Business Integrity International». Работал он в Майами, а жил с женой Кристиной в огороженном комплексе Isles East в Корал-Спрингс чуть севернее Форт-Лодердейла.

В Иран, а точнее на остров Киш, куда граждан США впускают без визы, Левинсон отправился, чтобы по заказу американской табачной компании выявить пути контрабанды сигарет. Летел он туда через Арабские Эмираты и с женой Кристиной последний раз беседовал по телефону из отеля в Дубае.

Наутро после его исчезновения, 9 марта 2007 года, на сайте иранского англоязычного государственного телеканала Press TV появилось сообщение, что Роберт Левинсон оказался на острове Киш, чтобы «связаться с людьми, которые могли бы помочь ему сделать представление официальным иранским органам, ответственным за пресечение торговли пиратскими товарами, что входило в задачу его фирмы”.

Со ссылкой на непоименованный источник Press TV сообщило, что Левинсон собирался провести там всего один день, а иранская служба безопасности насторожилась, когда принимавший американца иранец зарегистрировался в одном номере с ним. Представитель иранского МИД Мохмад Али Хоссейни сообщил, что поиски Роберта Левинсона ведутся и, “с Божьей помощью, мы разыщем окончательные сведения о его судьбе”.Однако дальше этого обещания дело не пошло.

Американские власти не проявляли особого рвения в поисках Левинсона, так как он был не госслужащим, а частным лицом, хотя и сыщиком. В 2013 году появились неофициальные сообщения, будто на иранском острове Левинсон оказался по контракту с ЦРУ, и в его семье подтвердили это, заявив, что они до сих пор молчали, так как их предупредили, что огласка может повредить Роберту. В декабре 2013 года обозреватель газеты Washington Post Адам Голдман написал, что «американец, который исчез в Иране больше шести лет назад, выполнял для ЦРУ работу, которую в разведке США считают грубой операцией, приведшей к кадровой перетряске».

Голдман пояснил, что через несколько месяцев после исчезновения Левинсона «всплыли электронные письма и другие документы, предполагающие, что он отправился в Иран по заданию аналитиков ЦРУ, которые не имели право проводить операции за рубежом». На сегодня ни ФБР, ни ЦРУ, ни Госдепартамент, ни Белый дом этой связи Левинсона не подтверждают.

О том, что Роберт Левинсон жив, стало известно в ноябре 2010 года, когда Кристина Левинсон получила по Интернету от анонимного источника 54-секундную видеозапись. Похудевший, изможденный и обросший седой бородой Левинсон в белой рубашке сидел на фоне бетонной стены и просил власти США пойти навстречу его похитителям, не называя их. «Со мной обращаются хорошо, - говорил он. - Но мне нужна помощь правительства Соединенных Штатов в ответ на просьбы группы, которая держит меня три с половиной года. И пожалуйста помогите мне попасть домой». В апреле 2011 года жена Левинсона таким же образом получила пять фотографий мужа, который выглядел еще изможденнее.

Видео и фото были выставлены на сайте семьи Левинсон и к концу 2012 года эксперты нашей разведки и контрразведки окончательно установили, что за видеозаписью и фотографиями Роберта Левинсона стоят иранцы. Запись и снимки сделаны высокопрофессионально, а на фотографиях Левинсон одет в оранжевый комбинезон, похожий на те, которые носят пленные террористы в лагере на американской базе ВМС Гуантанамо на Кубе. На каждой фотографии есть его собственноручная приписка, одна из которых гласит: «Я здесь в Гуантанамо, знаете, где это?», а другая: «Вот результат 30 лет работы на США».

Кристина Левинсон наняла адвоката, который составил бумаги с требованием, чтобы федеральные власти провели официальное расследование исчезновения ее мужа, но это успеха не имело. Семья Роберта обращалась в Конгресс и Госдепартамент, а в августе 2007 года Кристина со старшим сыном Дэном слетали в Иран, где они побывали на острове Киш, встречались с официальными лицами и раздавали листовки на фарси.

Пока это ни к чему не привело, но награда в 5 млн долларов может придать поискам Роберта Левинсона новый импульс. Если, конечно, он не попал в руки головорезов "Исламского государства", чего Кристина Левинсон не допускает, но страшно боится. 

Новости региона

Все новости