В таких случаях далеко не всегда понятно, кто является инициатором «разрыва»: то ли оркестру (то бишь Совету Директоров) хочется перемен, то ли самому дирижеру. Официальный пресс-релиз утверждает, что уход Гилберта совпадает с началом перестройки Эвери Фишер-холл и позволит следующему главному начать «с чистой страницы» в 2019 году, уже в обновленном зале.
Но как же покинуть оркестр в такой ситуации, когда ему скорее всего придется выступать на разных площадках города, дольше обычного находиться на гастролях, при этом сохранив высокое качество выступлений и не растеряв свою аудиторию?
Тут как никогда нужен художественный руководитель, и Гилберт, который сравнительно молод (в 2017 году ему будет 50), энергичен, изобретателен в своих программах (он особенно хорош в музыке 20 и 21 века), умеет привлекать к сотрудничеству известных коллег и к тому же как раз сейчас идеально сработался с оркестром, казалось бы, и может все это делать...
Может быть дирижер надеется на лучшее место? Или, наоборот, хочет отдохнуть от постоянных тревог главного и побыть в более спокойной роли приглашенного дирижера? А может быть между ним и Советом директоров возникли какие-то трения? Со временем мы узнаем больше. А пока новость заставила музыкальную общественность заняться предположениями о его «наследнике».
Скорее всего, это будет не американец. Нью-йоркцы любят громкие имена. Среди потенциальных кандидатов называют англичанина Саймона Раттла, который в 2019 покинет Берлинскую филармонию, немца Кристиана Тилемана (он сейчас возглавляет Дрезденский симфонический и, кажется, вполне счастлив) и Владимира Юровского.
Предстоящие три сезона Нью-Йоркского филармонического содержат еще одно имя, которое многие хотели бы связать с этим оркестром надолго. Это финский дирижер и композитор Эса-Пекка Салонен. Он выбран композитором-резидентом, и это значит, что его музыка и составленные им программы будут чаше звучать в Эвери Фишер-холл и, как правило, - под его собственным руководством.
Салонен долго и успешно возглавлял Лос-Анджелесский симфонический оркестр, но решил уйти «на волю», передав бразды правления Густаво Дудамелю и занявшись композицией. Человеком, который был особенно важен для формирования его как композитора, Салонен считает Оливье Мессиана.
Поэтому весной 2016 года нас ждет «Неделя Мессиана» - с симпозиумом, камерными концертами и исполнением знаменитой симфонии Мессиана «Турангалила» (полтора часа, 10 частей, с участием фортепиано и электронных «Волн Мартено»).
За полгода до смерти Мессиана Салонен провел целую неделю в занятиях с великим композитором. «Я был поражен, - вспоминает он, - атмосферой его квартиры: все было темно-красным и повсюду - предметы католической веры. Там не было никаких книг, кроме Библии. И никаких партитур, кроме партитур самого Мессиана...Его музыка именно такая - она появляется ниоткуда и не следует никаким законам композиции».
Другим резидентом оркестра станет Эрик Оуэнс, обладатель красивого и мощного баса-баритона, мастерски исполняющий немецкую музыку, что даст нам возможность услышать много вокальных опусов Малера, Вагнера и Рихарда Штрауса.
Сезон уже в третий раз начнется киномузыкой: показ фильма в живом сопровождении оркестра. В этот раз это будут On the Waterfront с музыкой Леонарда Бернстайна и Godfather с музыкой Нино Рота.
Новогодняя программа будет французской: Сен-Санс, Равель и Оффенбах.
Последние две недели отдадут очередному «биеннале» - двум неделям новой музыки, которую оркестр и отдельные оркестранты будут исполнять в разных залах города.
Но самое интересное ждет нас с вами в ноябре 2015 года: фестиваль музыки Рахманинова с участием Даниила Трифонова, который недавно так хорошо исполнял с этим же оркестром Первый фортепианный концерт Рахманинова. Трифонов вернется, чтобы исполнить Второй, Третий, Четвертый и Рапсодию на тему Паганини и - в камерной программе -Элегическое трио.
В концертах прозвучат также все три симфонии Рахманинова, «Симфонические танцы», симфоническая поэма «Остров мертвых» и два неоконченных квартета. Дирижеры будут меняться: Нееми Ярви, Кристиан Макелару и Людовик Морло. Детали - на сайте nyphil.org