Музыкантом быть невыгодно

Каждому, кто следит за новостями с «музыкального фронта» (а сегодня мир классической музыки часто похож на фронт), ясно, что человек, потративший полтора десятка лет, тысячи часов и бездну денег на музыкальные занятия, покупку и содержание инструментов, совершенствование своей физической формы и расширение культурного кругозора, совсем не обязательно будет вознагражден за все это стабильным заработком и приличной пенсией. 

Музыкантом быть невыгодно

Те времена в прошлом. Музыкальная классика бьется за выживание, и страдают от этого в первую очередь исполнители. Именно их нанимают, увольняют и ущемляют менеджеры, ища, на чем бы сэкономить.

Так, многие оперные театры теперь стараются пореже приглашать звезд (дорого!), а берут в спектакли молодых, еще не созревших для большой сцены исполнителей - порой из собственных молодежных стажерских программ. «Выгода» может обернуться потерей для театра (публика ходит на громкие имена) и певца: слишком рано вытолкнутый на сцену и слишком активно эксплуатируемый, он может погубить репутацию и что еще страшнее - голос.

Впрочем, многие вокалисты согласны на все, вот только процесс отборочных прослушиваний для участия в конкурсах, для участия в спектаклях или для приема в «программы молодых певцов», существующие в больших и малых театрах, при школах, университетах и всякого рода фондах и концертных организациях, становится все дороже и дороже.

Иногда, заплатив чуть ли не сотню долларов, певец даже не допускается к живому прослушиванию. Конкурс возьмет за участие в нем до $200. Кое-где к плате за подачу заявления могут добавить сотню за то, чтобы твою запись (а ее всегда требуют для отборочных прослушиваний) действительно прослушали, а не выбросили в корзинку. А если тебя допустят к живому прослушиванию, то плати еще 150.

И это, конечно, не считая трат на дорогу и проживание, ведь труппы, школы, фестивали разбросаны по всей Америке, и время прослушиваний везде разное. Вот и приходится мотаться: несколько дней в Чикаго, день в Цинциннати, перелет в Сан-Франциско, оттуда на пару дней в Санта-Фе или Лос-Анджелес или в Нью-Йорк...

Тысячи долларов на переезды и перелеты не гарантируют, что работа будет найдена. А если сильно повезло и ты получил роль, то компенсация часто оказывается плачевной: 300-400 долларов в неделю - за рабочий день, который может длиться до 10 часов. В «Макдональдсе» платят лучше...

А каково музыкантам-инструменталистам? Недавние локауты главных оркестров в Миннесоте и Атланте напомнили, что и им несладко. Бродвейские театры давно перешли на маленькие оркестры, похожие теперь скорее на ансамбли, чем на полноценные «бэнды», для которых сочиняли свои мюзиклы Роджерс, Берлин или Бернстайн.

И если вы хотите узнать, как эти мюзиклы звучали в воображении и при жизни авторов, то лучше идти не на Бродвей, а в Эвери Фишер-холл, где Нью-Йоркская филармония каждый год представляет один из классических американских мюзиклов, всегда собирая полный зал.

Но если Нью-Йоркский филармонический еще держится на плаву, то многие другие сокращают число постоянных оркестрантов. К прямым увольнениям не прибегают, но если, скажем, кто-то из скрипачей или кларнетистов уйдет на пенсию, на его место скорее всего никого не возьмут, а будут на каждую отдельную программу, в зависимости от репертуара, брать «вольного художника»: не надо платить ни за его страхрвку, ни за пенсию, ни за отпуск.

Нынче это даже в контрактах предусматрено. Так, Симфонический оркестр Атланты (Atlanta Sympony), просидевший в локауте несколько месяцев, в ноябре все же вернулся на сцену, но вынужден был пойти на новые уступки: до 2012 года контракт предполагал 95 постоянных членов оркестра, потом администрация, припугнув закрытием, вынудила согласиться на 88, а сейчас оркестр «скукожился» до 77, хотя администрация обещает, что со временем вернется к 88. Верить ей трудно, потому что в 2012 тоже обещали...

В Филадельфийском симфоническом работали 105 оркестрантов, но в 2011 году оркестр объявил банкротство и прекратил прием на освобождающиеся позиции. Его постоянный состав свелся к 95. Аналогичные истории (правда, без объявления банкротства) произошли с оркестрами Индианаполиса и Миннесоты. В последнем сейчас только 77 оркестрантов (раньше было 95) и даже если дела будут идти хорошо, их число к 2017 году увеличится только до 84.

Кто-то скажет: «Ничего страшного. Разница невелика». Не все так просто. Композиторы, в своем стремлении воплотить все более сложные эмоциональные и визуальные миры, постоянно увеличивали оркестры, для которых сочиняли, - от двух-трех десятков человек во времена молодого Гайдна до более чем ста во времена Брукнера, Малера и Рихарда Штрауса.

Аудитория классической музыки тоже росла, как и концертные залы. Не получится ли так, что желая сэкономить, оркестры просто начнут играть музыку для меньших составов? Симфония Моцарта обойдется дешевле, чем симфония Сибелиуса и уж куда дешевле, чем оратория Берлиоза (там же еще и хор нужен!). И будем мы с вами слушать в концертах только венских классиков и ранних романтиков. А вот Вторую симфонию Рахманинова или Третью Скрябина - вряд ли. Дорого!

И не стоит забывать о таких важных вещах, как сыгранность, баланс, взаимопонимание, гармония, понимание стиля главного дирижера. Это все приходит в результате постоянной работы в одном коллективе. Вот почему лучшие оркестры в истории это те, где музыканты и главный дирижер работали вместе десятилетиями: Кливлендский эпохи Шелла, Ленинградская филармония эпохи Мравинского. Берлинский эпохи Караяна...

Самому виртуозному «фрилансеру» нужно время на вхождение в новую среду, на освоение того особого звучания, которое свойственно каждому оркестру. А времени нет: ведь его позвали только на четыре концерта, а понадобится ли он для другой программы - кто знает?

И вообще у него уже запланирован аккомпанемент балетному спектаклю, а потом - к театральному, а потом сольное выступление где-то в церкви. Жить-то надо, и тут уж не до ансамблевых тонкостей. Так что меломаны должны готовить себя к «ухудшению продукции», то бишь качества симфонического исполнительства. А получив «продукт второй свежести», вряд ли захотят вообще идти в концерт. Вот вам заколдованный круг, в который загоняется искусство, вынужденное работать по законам корпораций. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру