Тюльпаны от нежного папы

Знакомство с Генрихом Гиммлером, каким его мало кто знал

Находясь в зоне военных действий, он посылал своим домашним дивные цветы. Ему же принадлежат слова: «Если сто тысяч русских женщин сдохнут от голода, копая противотанковый ров для Германии, меня это нисколько не взволнует...» Человечество и радо бы забыть любителя флоры (он же автор вышеприведенной фразы), но, видимо, не забудет никогда. Его зовут Генрих Гиммлер. 

Знакомство с Генрихом Гиммлером, каким его мало кто знал

Есть у евреев древняя традиция чистоты языка: изначально «слово было Бог» - потому в священных книгах на иврите слова уничижительные, буквально грязные, считались беззаконными и не употреблялись. Длинный описательный оборот, позволяющий избежать короткого вербального клейма, был предпочтительней - даже если речь шла о чем-то действительно нечистом либо неправедном. Видимо, это правило породило еще одно негласное установление: не произносить вслух имен отъявленных злодеев. Талмудический мудрец никогда, к примеру, не скажет вслух «Гитлер», дабы не осквернять уст.

По этому ли соображению или руководствуясь иным, признанный израильский телерепортер и режиссер Ванесса Лапа назвала свой новый документальный фильм «Порядочный» (The Decent One, производство Израиля, Австрии и Германии). Именно так - не вынося в заглавие имени собственного.

Русскоязычные средства массовой информации дали еще варианты названия - «Самый порядочный», «Приличный человек», «Благопристойный». Девятого февраля состоялась премьера на Берлинском кинофестивале, а с октября фильм показывается в Нью-Йорке, Бостоне и в других городах США.

Для читателя, фильма еще не видевшего, проясняю смысл вводного экскурса: канву сценария составила переписка и дневники Генриха Гиммлера - рейхсфюрера СС, одного из главарей гитлеровской Германии, по личному приказу фюрера взявшего на себя задачу «окончательного решения еврейского вопроса». Все перечисленные позитивные прилагательные - о нем. Полагаю, естественное недоумение пробудит зрительское любопытство.

История извлечения уникальных документов на белый свет поистине невероятна. Шестого мая 1945 года солдаты Армии США заняли резиденцию Гиммлеров в Гмунде, Германия. В подвале дома обнаружилось несметное количество писем, фото, дневников, фотографий. Американские солдаты отчего-то решили не отдавать находку начальству. Попав неким таинственным путем в Израиль, она в течение десятилетий меняла хозяев, пока не оказалась у человека по имени Хаим Розенталь. Тот попытался продать хранимое, но не вышло.

И только в 2006 году архив Гиммлера приобрел отец Ванессы Лапа, переживший Холокост. С этого времени съемочная группа начала детальное расследование того, как аккуратный немецкий мальчик-школяр в круглых очках, впоследствии рядовой мюнхенский студент-аграрий, стал правой рукой фюрера и одним из самых чудовищных практиков нацизма.

Кадры первые - баварская церковь, куда добропорядочная семья принесла младенца на крещение. Именем своим он был обязан крестному отцу принцу Генриху Бэйерну из королевского рода Виттельсбахов: самого принца пестовал в гимназии отец будущего рейхсфюрера. Принц погиб на войне и не сумел помочь крестнику сделать военную карьеру, о которой тот, как многие нормальные мальчишки, мечтал.

Актер читает немудрящий закадровый текст - страницы, которые Генрих Гиммлер поверял своему дневнику. Подростком он переживал свою незначительность, непопулярность среди сверстников: был пустомелей, понимал, что болтлив глупо, краем сознания догадывался, что люди достойные трещотками не бывают, надо бы поменяться - только как? Жалко, что на войну не успел - вот там бы отличился!

Его снедало тщеславие - но достаточно обычное: далеко не все, страдающие этой извинительной слабостью, уничтожают миллионы себе подобных. Да и грех говорить, что он был сосредоточен исключительно на себе: поражение Германии и позор Версаля молодой человек воспринял как личную обиду. Не прибившиеся ни к какому социальному или интеллектуальному берегу немцы стремились «каплей слиться с массами», как писал Эрих Фромм.

Идти в военные уже не было смысла, Первая мировая закончилась. Обучаясь на сельскохозяйственном факультете Мюнхенского технического института, несостоявшийся офицер сблизился с ветеранами отгремевшей войны, зараженными идеей национального превосходства. Жадно впитал ее. Во время «пивного путча» Генрих Гиммлер уже нес баварское знамя. В августе 1925-го вступил в НСДАП, стал гауляйтером Баварии. С января 1929-го - рейхсфюрер СС. Далее - шеф секретной службы СД, руководитель полиции Мюнхена, создатель Дахау - первого концентрационного лагеря на территории Германии. А был такой обыкновенный...

Впоследствии многие источники единодушно указывали, что и выглядел он абсолютно обыденно - и уж никак не угрожающе. Из «Энциклопедии Третьего рейха»: «Он производил впечатление интеллигентного учителя начальной школы, не способного на насилие...» Камера убедительно показывает, как Генрих Гиммлер был похож на своих родителей: отец-педагог и мать-аристократка выглядят на фото весьма благородно...

Тонкогубый интеллигент в очках ждал своего часа. И дождался: не просто возвысился - стал верховным партаппаратчиком Гитлера. Существу бездуховному, малозначительному очень важно прославиться, убедить в своей значимости других. И пусть бы радовался своим регалиям - но когда ущемление самолюбия человека без личностного стержня дорастает до размеров воплощенной идеологии, случается катастрофа. Страшна бездарность, взявшая себе в качестве костыля худшую из доктрин.

Гиммлер вряд ли ожидал, что его письма будут изучаться, проверяться на предмет подлинности. Но с легендарной немецкой пунктуальностью нумеровал их - даже любовные: обожал порядок! Любящий порядок отец искренне хотел видеть свою дочь Гудрун носительницей незыблемых немецких ценностей - о чем и пишет ей, еще ребенку, в 1941 году: «В жизни нужно быть порядочным, мужественным и добросердечным».

С этим назиданием совершенно не конфликтовала невинная экскурсия святого семейства в Дахау. Там всех славно угостили, дали каждому подарок и сводили на выставку рисунков заключенных. «Очень хорошие рисунки!» - восторженно напишет Гудрун - впрочем, тогда еще маленькая.

Прием контраста работает безошибочно: спокойное «начитывание» одного нейтрального текста, потом совсем другого - и неслышный взрыв в смятенном зрительском воображении. Дочь перечисляет, что именно любящий папа присылал с фронта: шоколад и много тюльпанов.

И тот же папа, нежная душа - все гремит и полыхает, а близких нужно радовать цветами! - не уставал в огне и трудах войны, без остатка отдавая себя индустрии уничтожения людей. Вот чисто деловое письмо вдохновенного архитектора «Окончательного решения еврейского вопроса»: спокойно, пункт за пунктом он излагает свой план усовершенствования душегубок.

Если отравляющий газ подавать через специальные трубы с иной скоростью, умерщвление будет происходить эстетичнее. В фильме использованы редкие кадры кинохроники - и опять сшибка контрастов: грузовик подъезжает к расстрельному рву, лица жертв без выражения, их толкают к краю, треск выстрелов, буквально через секунды трупы засыпают землей - и тут же в кадре знакомое улыбающееся лицо в круглых очках. Главный чин CC улыбался часто - хотя, видит бог, очень, очень уставал. Просто даже сам удивлялся: «Несмотря на ту работу, которую приходится делать, со мной все нормально и сплю я хорошо!»

А еще он, добрый человек, верил, что в семье детей должно быть много. Жена не могла рожать больше, да и не жилось им вместе, с 1929 года Маргарет и Гудрун поселились отдельно от «папочки» - но еще не разведенные супруги усыновили мальчика Герхардта фон дер Аэ. Рейхсфюрер знал, что ребенок трудный, однако взял на себя подвижничество нового отцовства: да разве это черта злодея?

Он не думал возвращаться к стареющей поблекшей Маргарет - личный секретарь Хедвиг Поттхаст стала его любовницей. Конвенциональная мораль, разумеется, осуждает подобное - но если оставить в стороне библейские заповеди, факт сам по себе не добавляет к портрету монстра ничего. Ровно напротив: чисто по-человечески влюбился - и остался образцом преданности в новой связи, не оставляя тайную вторую жену и двух рожденных ею малышей неустанной заботой (порой чрезмерной, как явствует из письма: это раздражало Хедвиг).

Он так обрадовался новому ребенку, что немного поживился награбленным - известил любовницу: «Пришлю золотой браслет нашей девочке!» Вообще-то рейхсфюрер стоял на позициях партийной принципиальности. Вот подтверждение из еще одного его письма: «Все конфискованное у евреев должно идти во благо Рейху, ни один чиновник не имеет права обогащаться за счет мародерства...»

Но случилось: нежное сердце дало слабину. Как поверить, что этот же добросердечный в то самое время, когда у него родились сын, а потом дочь (соответственно сорок второй и сорок четвертый годы), раз за разом стоял у расстрельных рвов и наблюдал за очередным уничтожением очередных обреченных? Однажды, когда частица мозга из пробитой головы жертвы попала на его лицо, рейхсфюрера вырвало - но от физиологического страха, а вовсе не от ужаса совершаемого. Он продолжал спать спокойно.

Который век, которое тысячелетие человечество пытается разобраться в природе зла - и снова бессильно сдается. Слабой защитой от незнания является спасительное убеждение, что кровавые диктаторы, массовые убийцы - все как один люди душевнобольные.

Это заблуждение. Германско-американский философ и политический теоретик Ханна Арендт вызывала на себя серьезный огонь, утверждая, что зло банально, а носители зла просто не ведают, что творят. Но эти не ведающие, если не бредят и не галлюцинируют, формально тоже входят в общность, так сказать, нормальных людей, хотя порой опасней психопатов.

Да, уже доказано, что бездарный поэт Сталин был параноидальным шизофреником, равно как и бездарный художник Адольф Шикльгрубер. Но далеко не все разделяющие их доктрины находились в помрачении рассудка. Страшнее душевного недуга - ум здравый, но опирающийся на химеру превосходства одних над другими.

Генрих Гиммлер никогда не был пациентом психиатра. И близкие его тоже. Правда, мама будущего рейхсфюрера очень сильно не любила евреев - но подобное не квалифицируется как клинический симптом. Супруга Гиммлера Маргарет - обычная женщина, каких много.

Правда, и она тоже не жаловала ненавистное племя. Актриса за кадром не меняет голоса, зачитывая письмо фрау мужу: нет житья от евреев! «И когда только они уберутся, чтобы можно было вновь наслаждаться жизнью?» В мае 1945-го ее и дочь арестовали. «Вы знали о концлагерях?» - спрашивает испуганную фрау Гиммлер американский следователь. - «Ну да, знала...» - отвечает она испуганным шепотом. - «Но неужели вам было неизвестно, что там творилось на самом деле?» - не отстает дотошный.

Ему бы оставить в покое бедняжку: она, несмотря на то, что была образованна, свято следовала немецкому домострою, зная, что удел замужней дамы - «церковь - кухня - дети». Правда, в семейной коллекции писем и документов сохранился ее билет члена НСДАП, но когда речь идет о благе нации и высоких идеалах, любая тихая домохозяйка становится Валькирией. Билет подписан супругом.

Его внучатая племянница Катрин Гиммлер - внучка Эрнста Гиммлера, младшего брата Генриха, ставши взрослой, не поддалась слепой семейственности. Она откровенно написала, что прошлое ее двоюродного деда - бремя и позор всей родни, что ни о каком душевном расстройстве рейхсфюрера, ни о каком умственном помрачении не может быть и речи: он был совершенно нормальным человеком - тем страшнее. Катрин и берлинский профессор-историк Михаэль Вильдт стали основными консультантами фильма.

Будем реалистами: у документальных лент, как правило, нет массового зрителя. Есть большая вероятность, что «Порядочный» не сделает серьезной кассы. Но мне наивно верится, что уникальность материала пробудит в любопытных желание увидеть фильм и вновь задуматься о природе зла, которое прекрасным образом живо, спокойно меняет свое облачение и в очередной раз обосновывает философию и практику разрушения и геноцида.

Имеющие разум - да осознают.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру