Если ты такой умный...

Почему у страны “реднеков” такой высокий IQ?

 Когда слышишь или читаешь, как сатирик Михаил Задорнов радует россиян байками про «тупых американцев», первая мысль – о неизбывности русского коктейля из комплекса неполноценности и комплекса превосходства. А вторая мысль: может и вправду есть хоть какая-то соль истины в этих неприятных для американцев утверждениях? Попробуем разобраться.

Почему у страны “реднеков” такой высокий IQ?

Итак, вот факты. Америка опережает все другие страны по экономическому и научно-техническому развитию, военной мощи, политическому влиянию, гуманитарной помощи другим странам. В США больше Нобелевских лауреатов в научной сфере, чем во всем остальном мире вместе взятом (см. статью Юрия Кирпичева в «ВНС» №42, от 17-23 октября 2014 г., стр.17).

Американец Ноам Хомски признан самым крупным в мире интеллектуалом. В опросе участвовали двадцать тысяч ученых из разных стран, в списке было более ста претендентов. Он опередил в два раза ближайшего конкурента. Американские ученые на первом месте по патентам, цитированию, здесь, в США, лучшие университеты, наиболее привлекательные для ученых, студентов и аспирантов-иностранцев, самые высокие затраты на образование, здесь издаются рекордные объемы научной и учебной литературы.

Задорнов с его пещерным антиамериканизмом посрамлен. Ведь вывод кажется очевидным – американцы по всем параметрам самые умные. Но так ли это?

Реднеки и яйцеголовые

По мировой статистике IQ (коэффициент интеллекта) США на скромном двадцатом месте. Согласно Мировому экономическому форуму, США на 52 месте среди 139 стран по качеству высшего образования в математике и естественных науках. Школьное образование намного отстает от уровня в других экономически развитых странах. Лишь около 50% юношей и девушек, завершив школу, готовы к колледжу из-за низкого уровня чтения и письма. Согласно данным исследовательского Центра Pew, только 29% американцев читают постоянно газеты (в основном таблоиды), а 42% выпускников колледжей никогда не брали в руки книгу после завершения учебы.

Кроме IQ и уровня образования есть много других свидетельств недостатка или отсутствия логики и рационального мышления. Половина американцев верят в привидения, три четверти - в существование ада (рай под вопрос не ставится вообще). В ангелов верят 75% сограждан, почти половина всерьез относятся к астрологии и считает ее научной дисциплиной.

В книге “Это сделает вас умнее” (This Will Make you Smarter. 2012, Harper Perennial) авторитетные авторы приводят данные общенационального опроса, из которого следует, что 40% американцев полагают, что Вселенная началась с одомашнивания собак и что человек появился на Земле менее десяти тысяч лет назад. Согласно опросу службой Гэллапа, около 20% уверены, что Солнце вращается вокруг Земли.

С такими представлениями и причудами, впрочем, можно жить, если сохранять трезвомыслие в реальной жизни. Но более проблематично убеждение многих американцев, что их страна видится миру как сияющий храм на холме и что все хотели бы жить по их образцу.

Очевидный довод, что на это не хватило бы мировых природных ресурсов и дешевой рабочей силы, игнорируется. Недавний международный опрос Гэллапа показал: люди во многих странах считают, что США - главная угроза миру. Американцы недоумевают, почему их намерения принести человечеству мир, свободу и процветание оборачиваются результатами, обратными ожиданиям.

В ряду иллюзий пребывает убежденность, что каждый может стать “rich and famous” - стоит лишь приложить ум и старание, что перед законом все равны - и тот, кому доступны суперадвокаты ценой в миллионы, и тот, кто полагается на бесплатного защитника, предоставленного судом. Американцы свято верят, что поколения жизни на “паблик ассистанс” помогут выбраться из нищеты, что милостыня, отданная горластому попрошайке, достанется голодным и бездомным, и что миллиарды субсидий в экономику Африки дойдут до тех, кому предназначались.

Американцы мало склонны к абстрактному мышлению и рефлексии. Интеллектуалы, а они, конечно, есть, - яйцеголовые, высоколобые, высокобровые, воспринимаются обычным человеком как персоны, оторванные от жизни, не понимающие проблем и интересов простого народа. Средний американец относится к ним не лучше, чем к “реднекам”, неотесаным обитателям глубинки.

Сенатор Даниэл Патрик Мойнихэн, один из самых глубокомыслящих политиков в истории страны, говорил о тупости, доминирующей в массовом сознании. Видный историк Ричард Хофстадтер писал в книге “Антиинтеллектуализм в американской жизни” о том, как глубоко проникли в общество антинаучные, противоречащие логике взгляды. Философ и писатель-фантаст Айзек Азимов писал : “В Америке есть культ невежества... Антиинтеллектуализм - постоянная черта нашей политической и культурной жизни, и он питается убеждением, что при демократии мое невежество так же хорошо, как ваше знание”.

Высокое образование и интеллигентная речь Барака Обамы дали основания противникам для упреков в “элитизме”, а его призывы к родителям из “даунтаунов” уделить внимание образованию детей вызвали бурю возмущения у тех, кому эти советы были адресованы. Обама учел урок и заговорил по-другому: “Люди с производственной квалификацией могут заработать больше, чем со знанием истории искусства”.

Поздно, не помогло. Нередко можно увидеть, что черная молодежь носит майки с лого “Obama sucks”. Корнел Уэст, профессор Принстона, огнедышащий пророк черной Америки, говорит о “президентстве Уолл-стрит, о президентстве дронов, президентстве шпионажа”. И Хиллари Клинтон, примеряясь к президентству, говорит в интервью “Атлантик”, что мантра Обамы и его команды “Не делать глупостей” обернулась грубейшими просчетами. Сегодня трудно сказать, кто более недоволен президентом-интеллектуалом - левые или правые.

Верить ли IQ?

Давно замечено: вождь племени или криминальный авторитет могут обладать таким же уровнем IQ, как президент развитой страны или глава крупной корпорации. И еще одно наблюдение: интеллект определяется не только генетикой, но и средой - семьей, школой, культурным ландшафтом, социальным окружением, условиями работы и бытa.

Уровень IQ связан с успеваемостью в учебе, успехами в профессиональной деятельности, в особенности научной. У выдающихся ученых в точных науках IQ обычно 160-170. У гуманитариев, деятелей искусства нет такой тесной связи. Там, где наиболее успешным является нестандартный ответ и решение, высокие тестовые показатели не гарантируют преимуществ. Ниже 70 признается умственной отсталостью, порой этот аргумент принимается во внимание в суде.

Есть великое множество исследований, сопоставляющих интеллектуальный уровень стран и народов, социальных групп. Суммируем часть из них. Лидируют азиаты: Гонконг -107, Южная Корея - 106, Япония - 105, Тайвань - 104, Сингапур - 103. Далее следуют Австрия, Германия, Италия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Англия, Бельгия, Китай, Новая Зеландия. США и Франция - 98, Россия - 96.

Замыкают список африканские страны: Замбия, Конго, Уганда, Кения, Судан, Танзания, Гана, Нигерия, Зимбабве, Сьерра-Леоне, Эфиопия, Гвинея. Для расиста такая иерархия свидетельство неполноценности чернокожих, для либерала-космополита доказательство, что все дело в экономических условиях и уровне образования.

Измерение IQ было популярным в США в 20-е и 30-е годы, почти каждый школьник, студент знали о своем уровне. Но потом интерес упал. Главной причиной оказалось то, что расовые и этнические группы показывали большие различия. Это активно подпитывало расистские теории.

Согласно многократным тестированиям, у афроамериканцев IQ в среднем - 85, у латиноамериканцев - 89, белых европейского происхождения - 103, азиатов - 106 (не у всех – у азиатов китайского, корейского и японского происхождения).

У евреев - 113. Как всегда и во всем, - говорю без малейшей иронии - любые трактовки и толкования усложняют и запутывают евреи, не укладывающиеся в схемы «чистого разума». Даже антисемиты обычно не склонны отрицать их высокого умственного развития. Еврей-недоумок - почти оксюморон. Популярное утешительное объяснение антисемитизма - зависть к уму евреев. Но как соотнести 94 в Израиле и 115 у евреев в США, ума не приложу, вопрос, наверное, для талмудиста.

Осторожно предположу, что, возможно, роль играет характер населения Израиля, ставшего общим домом для евреев из стран разного уровня экономического и культурного развития. В целом, на вершине в иерархии IQ страны с гомогенным (однородным) населением. Деликатный момент: выходит, “плавильные котлы” с их многокультурностью ума народу не прибавляют.

При такой обескураживающей картине возникает много неудобных вопросов - от каверзного замысла творения, уравнивающего достоинства людей, до спорности демократических представлений о равенстве. Либертарианцы и их кумир писательница и философ Айн Рэнд всегда называли чепухой и лицемерием эгалитарные идеи, считая, что всегда и везде все решает 5% интеллектуальной элиты, и этого достаточно.

Но в большую политику и в академию такие идеи не имеют допуска. Тем не менее, среди конспирологических теорий есть и такая: чтобы элите удержать власть и привилегии, самое надежное - держать массы в невежестве, а еще лучше через псевдообразование, поп-культуру и медиа дать иллюзию, что они что-то решают.

Абсолютизировать IQ и полагаться на него не стоит, но нельзя отрицать, что за сто лет после введения этого измерителя Вильгельмом Штерном в Германии, в этой области накопился огромный эмпирический материал. Единых критериев нет, но наиболее популярным является тест Ганса Айзенка, предусматривающий сто как норму и 180 максимум. У героев популярного сериала “Теория Большого взрыва”, одаренных многознанием и быстрых разумом очаровательных придурков, IQ выше 160.

Здравый смысл подсказывает, что понятия «интеллекта вообще” не может быть. Умен в своей профессии, в практических делах, дурак в семейных отношениях, в оценке широких общественных проблем - такое сочетание в самых разных комбинациях можно встретить на каждом шагу. Когда Эйнштейну предложили стать президентом Израиля, говорят, Бен Гурион был в панике: а вдруг тот согласится, вот ведь беда.

Каждый может припомнить, когда у людей и IQ зашкаливает, и с какой стороны ни посмотри - умен и ловок, но сотворит такую глупость, что диву даешься. Такие многоумные, всезнающие и искушенные политики как Билл Клинтон, губернатор Спитцер, конгрессмен Уинер - у всех супер-IQ!

Но они в известных обстоятельствах поразили публику не столько моральной ущербностью своих действий (мало кто идеализирует нравы политиков), сколько убогостью суждений и публичной оценки обстоятельств, в которые сами себя загнали. Вуди Аллен, рефлексирующий интеллектуал, мастер режиссуры тонкого психологического рисунка, в личном поведении вел себя как законченный имбецил.

В нынешней России интеллектуальная звезда первой величины – писатель, поэт и публицист Дмитрий Быков.

Феноменальные сообразительность, реакция и память, виртуоз слова, ходячая энциклопедия, блестящий полемист, но во имя красного словца поставит с ног на голову, доведет до полного абсурда чуть не любую тему, за которую возьмется. Оставит аудиторию в обалдении, и, наверное, сам себе поверит. Слушать, восхищаться можно сколько угодно, но строить государство или хотя бы написать школьное сочинение по его видению вряд ли получится.

Елена Георгиевна Боннэр как-то рассказала мне такую историю. Андрей Дмитриевич Сахаров получил очередную госпремию, и супруги купили автомобиль “Победа”. Елена Георгиевна выучилась водить быстро, а Андрей Дмитриевич все делал не так. Однажды они ехали в машине с нструктором и мамой Боннэр. Сахаров вышел из машины купить хлеб. Инструктор спросил у Боннэр : “Это чья мама?” - “Моя”. “Тогда скажу: 20 лет учу водить, но такого тупого, как ваш муж, еще не видел”.

В новой России, где проводниками перемен были люди с репутацией интеллектуальной элиты, в конечном итоге победили чиновники, в больших талантах и идеях не замеченные, криминальные авторитеты и гопота поп-культуры.

Не похоже, что большой ум и знания - гарантии успеха и счастья. Большая мудрость рождает много печали, говорил Экклезиаст в библейские времена, и в наши ему вторит Губерман: “Чем у личности больше ума, тем печальней судьба этой личности”. Так что если ваш персональный тест не выдает комплиментарных результатов, можете особо не расстраиваться.

Всем умникам на зависть

Кроме интеллекта есть немало других факторов, от которых зависит успех и благополучие: воля, ответственность, дисциплина, мотивация, амбиции, агрессия... Всего этого у американцев в изобилии. Сегодня общепринято, что наряду с IQ большую роль играет EQ - эмоциональная интеллигентность. Возможно, это не самая сильная сторона личности американца - следить за нюансами чьих-то переживаний, но строгая этика служебных отношений и политкорректность восполняют пробел.

В критике IQ самый серьезный довод, что тесты и их интерпретация, представления об уме и глупости определяются культурой и ценностями среды. В США, скажем, small talk - разговор о погоде, хорошем ресторане, “great, wonderful” на все случаи жизни - свидетельство здравомыслия, для большинства “наших” - показатель ограниченности. Можно не сомневаться, что привычная нам душа нараспашку и прямолинейность воспринимаются в другой культуре не только как плохие манеры, но и как показатель небольшого ума.

В дискуссиях такого рода аргумент “Сам дурак!” вполне приемлем. Когда Михаил Задорнов радует соотечественников рассказами о «тупых американцах», можно не сомневаться, что прошлая и нынешняя Россия с ее вечными претензиями на духовность дает не меньше оснований для сатиры.

Хотелось бы, наконец, услышать ответ на вопрос: почему при таких умах и талантах Россию все время обманывают и обижают евреи, «пиндосы» (кто это, до сих пор не вполне ясно), коммунисты, капиталисты, иноверцы и атеисты, масоны, геи и трансвеститы, лица кавказской национальности, лица всех других национальностей.

Такие экзистенциальные терзания американцам не свойственны, и это сберегает много сил и времени для более важных дел. В США есть конкурсы на высокую сообразительность, но при широкой популярности тестов, здесь есть более универсальный способ оценки личных дарований, выраженный в крылатой фразе: “Если ты такой умный, то почему не богатый?”

В былые времена безденежные Сократы и Диогены имели авторитет вровень и выше патрициев, Гарун-аль-Рашид охотно слушал босоногих дервишей, русские цари и вельможи имели дело с юродивыми и старцами, питавшимися горохом и сушеными кузнечиками. В нынешнем мире все куда прозаичней и жестче. Сегодня в пророках сплошные “rich аnd famous”, деньги автоматически продуцируют власть и признание, а самые сообразительные и талантливые идут не в проповедники и профессуру, а на Уолл-стрит, в корпорации и в юристы.

Как бы то ни было, в США сложилась интеллектуальная пирамида и весьма рациональная социальная структура, позволяющая при многообразии интересов, при всех конфликтах и противоречиях, целенаправленно управлять жизнью страны.

Образование со сложившейся системой мотивов и стимулов обеспечивает подготовку узких специалистов, профессионалов своего дела. Труд с предельной интенсивностью, никому не дано остановиться, расслабиться, и на широкие обобщения, рефлексию, размышления и споры о цели и смысле жизни нет ни сил, ни времени, ни знаний.

“Широк, слишком широк человек, я бы сузил”, говорил один из героев Достоевского. В России не прислушались, а в Америке с этой целью создали индустрию “шринков” - психологов, без которых мало кто обходится. “To shrink” – сузить, поуменьшить мыслительный и переживательный размах подопечного до нормы. Это именно то, чего требует рынок и конкуренция.

И еще одно. Научно-техническое первенство США в большой мере определяется массовым привлечением ученых и специалистов из других стран. Согласно Национальному бюро экономических исследований, в таких областях как биология, химия и окружающая среда, 40% специалистов -иммигранты. В электронике, математике, медицине, фармацевтике их удельный вес еще выше.

В университетах США половина студентов по естественно-научным дисциплинам - иностранцы, большинство из них останутся в этой стране. Мечта китайского школьника-отличника - учиться в Гарварде и работать в американской корпорации или университете.

В вузах США трудятсят более 120 тысяч специалистов, прибывших из других стран. Каждый пятый глава американского университета или колледжа родился не в Америке. Постоянно растет объем исследований, которые проводятся для американской индустрии, финансовых и учебных институтов США специалистами в других странах. Для многих стран “утечка мозгов” - серьезная проблема, в России она обрела масштабы национальной катастрофы. Из Индии выехали 40% ученых, а из США только 5%.

Что бы ни говорил Задорнов и другие критики американского бытия и мышления, в здравомыслии и адекватном понимании жизненных реалей этой стране не откажешь. 

Новости региона

Все новости