«Хромая утка» переходит в наступление

На третий день после выборов лидер проигравшей их партии Барак Обама пригласил на ланч в Белый дом победителей – сенатора Митча Макконнелла и спикера Джона Бейнера. 

«Хромая утка» переходит в наступление

«Американский народ, - говорил он, - хочет видеть, что здесь, в Вашингтоне, люди делают дело. Думаю, они разочарованы тупиком, в котором мы оказались. Они хотели бы видеть больше сотрудничества».

Прессу пустили еще до того, как сервировали ланч. Макконнелл и Бейнер сидели за пустыми тарелками с каменными лицами. Они не вымолвили ни слова и после посещения Белого дома. Было ясно, что ни к какому общему знаменателю президент и вожди республиканцев не пришли.

Знаменатель требовался по вопросу об иммиграционной реформе. Законопроект, который нравится президенту, в июне был принят Сенатом большинством в 68 голосов против 32: помимо 52 демократов (фракция в полном составе) за него проголосовали двое независимых сенаторов и 14 республиканцев.

Однако в нижней палате, контролируемой республиканцами, закон, как выражаются в Америке, умер. В Конгрессе нового состава у проекта, конечно, еще меньше шансов. На пресс-конференции по итогам выборов президент Обама потребовал от Конгресса принять закон до конца года – в противном случае он будет действовать своей властью.

Иными словами, он хочет, чтобы закон был принят Конгрессом старого состава, «хромой уткой». В американской политике это моветон. «Хромой» Конгресс уже не имеет мандата избирателей, поэтому традиционно не принимает принципиальных решений. Учитывая праздники, на работу согласительной комиссии времени просто нет.

Лидеры республиканцев восприняли угрозу президента крайне негативно. Макконнелл заявил, что действовать в таком важном вопросе без поддержки Конгресса – это все равно что «размахивать красной тряпкой перед могучим быком». Бейнер сказал, что президент «играет с огнем» и что не стоит «отравлять колодец».

Известный комментатор и бывший советник четырех президентов Дэвид Герген выразился еще резче: он сказал, что президент «плюнул в лицо» своим оппонентам. А потом пригласил их за обеденный стол.

Президент твердо намерен исполнить свою угрозу. Он воспользуется своими полномочиями, чтобы предоставить легальный статус примерно пяти миллионам нелегальных иммигрантов. Это почти вдвое больше, чем иммиграционная амнистия 1986 года – тогда право на законное пребывание в США получили 2,7 миллиона нелегалов.

Решение президента даст иммигрантам возможность жить под своими настоящими именами, получить разрешение на работу и социальную страховку, передвигаться по территории страны. Билл Клинтон на днях сказал, что зря президент не сделал это до выборов – в этом случае избиратели-латиноамериканцы пришли бы голосовать, а не остались дома (их явка составила всего восемь процентов).

У республиканцев нет хорошего варианта ответа на односторонние действия президента. Некоторые из них, настроенные особенно непримиримо, предлагают снова отключить исполнительную власть от финансирования, как в прошлом году. Однако тогда «шатдаун» крайне отрицательно сказался на рейтинге Республиканской партии.

Офис Макконнелла напомнил об этом в записке, распространенной на прошлой неделе среди членов фракции. Кроме того, Макконнелл не хочет выходить из образа договороспособного оппонента, который он заработал, в частности, в истории с повышением потолка внешнего долга.

Но, с другой стороны, действия президента – временная мера. Она лишь избавляет нелегалов от страха депортации. Они не получают, как при амнистии 1986 года, права на гринкарту. Их положение замораживается вплоть до решения Конгресса. Президент сейчас тоже «хромая утка».

Преемник Обамы может просто отменить его указы. Поэтому республиканцам, возможно, и не стоит ничего предпринимать. В оставшееся до президентских выборов время им надо зарабатывать моральный капитал, в том числе и в глазах латиноамериканцев. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру