И не брак - а так...

По свидетельству Бюро переписи населения США, более семнадцати миллионов американцев проживают вместе как партнеры, не регистрируя своих отношений. 

И не брак - а так...

Наш младший ребенок, ожидающий самолета, сидит в ночном аэропорту Вены и играет на гитаре русский рок и американский джаз улыбчивым австрийским уборщицам. Человек устроил себе приключение будь здоров, не подтвердив покупку заказанного по компьютеру билета - и теперь из Нью-Йорка в солнечную Малагу добирается полтора дня с тремя пересадками вместо одной.

Надо ли говорить, как я дергаюсь в ожидании очередной электронной весточки от двадцатичетырехлетнего малыша! Но - не корю его, боже избави, а исключительно подбадриваю, понимая, насколько путешествие значимое: человек летит на свадьбу друзей. Катя и Костя прожили вместе несколько лет и решили, что - да... Ну, а если уж «да», то пусть все будет очень красиво.

Близкий мой приятель по аналогичному поводу выразился раздраженно и совсем не красиво: «Четыре года жили - теперь свадьбу подавай: невеста девочкой стала!» Я перепугалась, стала увещевать: «Ну, зачем ты так о дочери...»

Но поняла уязвленность отца - человека вменяемого и нормального, однако, как все мы, от привычных стереотипов не свободного. У русскоязычных иммигрантов, выходцев из страны атеистической одури, парадоксальным образом сохранилось отношение к браку как к таинству, освященному небесами. Потому наша старорежимность и неистовствует.

ПОЛЮБИЛИ - РАЗЛЮБИЛИ, СОШЛИСЬ - РАЗОШЛИСЬ...

В Америке это - будто съесть мороженое: зажили вместе - на здоровье, разбежались - нет обид. Как же мы, советские молодые дураки, шли под венец без всяких проб и ошибок? Брак гражданский, то есть «мимо ЗАГСа», воспринимался в СССР заметно хуже законного и характеризовался словом «сожительство», в самом звучании которого чудился негативный оттенок и откровенный вызов приличиям.

Здесь, в раскованном Новом Свете, колючее словечко «сожители» заменено вполне пристойными кальками «герлфренд» и «бойфренд»: они звучат легко, весело и массово. Но ментальность наша меняется с трудом. Приятелю досадно: хорошая девочка не оправдала ожиданий на то, что все будет по заведенному обычаю.

Давайте честно, с обстоятельностью зануд, ответим на сакраментальный вопрос, как дела. Прямо поставленный вопрос о матримониальных делах выросших чад заставляет русскоязычных иммигрантов откровенно мяться. То есть, ну да, все хорошо, дочь живет с мальчиком, приличный такой.

Или сын съехался со своей подругой - очень милая. Еще лет десять-пятнадцать назад мы говорили о подобном понижая голос. Потом сдались, рукой махнули: ну, что сделаешь? У них здесь не как у людей... Господи, мы что, к нелюдям на постоянное место жительства напросились?

Совместное проживание партнеров стало в Америке массовым явлением лет сорок назад - а сегодня оно не считается отклонением от социальной нормы даже в России. Не какая-нибудь американская ученая тетя - социолог Новосибирского университета А.Р. Михеева написала в строгом учебном пособии «Брак, семья, родительство» (2001): «Сожительство - не просто игнорирование официального брака, но следствие перехода от патриархальных межгендерных отношений к современным, основанным на равенстве прав, партнерстве, конвергенции семейных гендерных ролей».

Вот так-то! Жутко наукообразно, но точно. Если серьезно, то бракосочетание в США по нынешним временам - вещь покуда не редкая, но уже заметно переходящая в категорию архаики. Статистика выразительна: тридцать процентов взрослых американцев никогда вообще (!) не были женаты, а из заключенных союзов распадается каждый второй.

Правда, официально оформленный брак - это не только груз ответственности, но и сугубо материальные выгоды: медицинская страховка, пособие вдове или вдовцу после смерти основного добытчика - наконец, право наследования имущества. Тут есть над чем задуматься. Только девять американских штатов признают гражданский брак легитимным - в большинстве остальных доказать свое право на владение имуществом партнера можно только после длительных, нудных, влетающих в копеечку хождений по судам.

Тем не менее, брак ветшает. Потому и распространено вполне пристойное социальное установление - сohabitation, то есть совместное проживание партнеров без правовых и религиозных санкций. Толкований понятию cohabitant в словаре дается несколько: «партнер», «бенефициант», «совместный съемщик жилья», «компаньон», даже откровенное «любовник» - и лишь в конце синонимического ряда сиротливо, как незаконное, притаилось слово «супруг», обозначающее как раз эту самую стремительно выцветающую узаконенность.

Причин совместного проживания партнеров без регистрации несколько. Главной обозначают сугубый практицизм нынешних молодых: карьера, сулящая серьезные деньги, требует самоотречения - и обязанности, налагаемые семьей, оказываются некстати.

Да и расходы на воспитание ребенка пугают: одни наши знакомые, к примеру, подсчитали, что за периодически приходящую няню, частный детсад, транспорт и преподавателя фортепиано они выкладывают двадцать две тысячи наличными (!) в год на двоих детей.

ЗАКОНОВЕД НА ШЕЕ

Женщин в Америке от брака зачастую удерживает самостоятельность: возможность зарабатывать, порой весьма прилично, пробуждает гордость и чувство собственного достоинства.

Сладкоголосому соловью, делающему в год тридцать тысяч со скрипом, образованная хорошо устроенная девушка практически наверняка откажет: злорадная месть за унижающую историческую роль содержанки (кому не лень - см. Ф. Энгельса).

Социолог Ханна Розен справедливо пишет о «низком обменном курсе секса»: женщин на матримониальном рынке больше, чем мужчин, найти партнершу можно и не обещая ей статуса замужней дамы. Но она, позвольте заметить, зачастую и не напрашивается!

...Взволнованный дед Яша, сильно желающий быть прадедом, с обидой на несправедливость американского мироустройства показывает мне фото внучки. Красивая! И молоденькая совсем - но мы-то знаем, что в Америке не выглядеть хотя бы десятью годами младше - плебейство.

Двадцать девять молодой женщине, успешно закончившей колледж по наимоднейшей специальности фармацевта. Служба - в Манхэттене, дорогущая, пока еще съемная, квартира - там же. Претенденты на руку и сердце были, с одним, будущим юристом, съехалась. Потом разбежались.

На вопрос, почему, пояснила ошалевшей родне: ему еще доучиваться, потом держать свой лицензионный экзамен, «бар» то есть, который, может быть, придется пересдавать - так сколько она должна держать его на своей молодой шее? Все, соискатель отдыхает...

Дед на красотку покрикивает, она его не боится. Родители просто молчат, потеряв надежду хоть что-то уразуметь. А государство, отнюдь не считающее данную тенденцию ерундой, принимает ее всерьез. Специальный правительственный центр по изучению семьи и брака (Dating and Cohabitation National Research) проводит многолетнее исследование: тысяча добровольных респондентов регулярно отвечают на вопросы, связанные с совместным проживанием без документального оформления отношений.

Интересно, что при таком раскладе сорок пять процентов из них не считают подобную «репетицию» лучшей возможностью узнать, правильный ли человек выбран. Вот он, один из главных факторов, сдерживающий законные браки: страх попасть «не на того». В подобном опасении солидарны и американцы, и русские: жизнь у каждого одна - и даже в молодые годы, когда времени впереди, как ошибочно кажется, навалом, жить плохо неохота никому.

...Мимо магазина West Elm на манхэттенском Бродвее Алена проходит с бьющимся сердцем. Еще каких-нибудь два месяца назад она с сыном и его девушкой выбирала там мебель: молодые, пробыв вместе около года, сняли квартиру. Обставиться на кровные ребятам было сложновато. Счастливая потенциальная свекровь раскошелилась с дорогой душой: девочке этой, с которой сын чувствовал себя мужчиной-рыцарем, она готова была подарить весь мир.

Потом молодые закрутились, приглашений в гости что-то не принимали - видимо, были заняты обустройством очага. Сын позвонил спустя месяца полтора: усиленно придавая голосу нейтральность, сообщил, что из квартиры той ушел и живет временно у приятеля. Мама, не поддаваясь панике, стала говорить какие-то общие вещи о необходимости притираться, уступать друг другу...

Но при более подробном изложении ситуация обрисовалась грустная: подруга, несчастное дитя дисфункциональной семьи, оказалась болезненно ревнивой, истеричной, постоянно плакала, упрекала в недостаточном к себе внимании, малейший контакт сына с друзьями воспринимала как личный выпад против себя. Устав быть постоянно виноватым, он принял решение.

Сколько раз Алена мысленно возблагодарила бога и американскую демократию за возможность партнеров жить вместе, не ступая на правовое минное поле... А мебель и высоченный рент? Вопрос разрешится, это всего лишь деньги, одолимый уровень сложности: согласитесь, никакие шкафы-диваны не стоят слезы ребенка - даже того, которому за тридцать.

ЮРКИН РАССВЕТ

...Можно обращаться к социологическим исследованиям, статистике, Священному Писанию - но всяк устраивает свое бытие как сам решает, и для каждого наступает момент своей истины. История последняя.

Он пил свободу большими глотками. Попробовав прелесть уз Гименея один раз, крепко усвоил, что «вольность святую» продают только идиоты. Зажил с кайфом! Против Юриных бархатных глаз дамы устоять не могли, а он сам очередному соблазну не противился.

Периодически предыдущая пассия, собрав вещички и умывшись слезами, отбывала восвояси - а его «однобедрумную» начинала истово вылизывать новая, глупо уверенная в том, что уж она-то подберет отмычку к сердцу тихого плейбоя и доведет его до мэрии. С Юриком мы по-свойски беседовали, он терпеливо объяснял: вдруг очередная страсть выгорит - а за углом (в спортзале, в джаз-клубе) объявится новая любовь?

Я просто руками разводила от этого синдрома Казановы и, честное слово, превращалась в ворчливую совковую тетку: печать в паспорте была не очень-то плохой вещью, Юраша! Она удерживала от выбрыков по поводу малозначительных облачков на семейном небосклоне. В Совдепии мы жили, может, и убого, но у нас были семьи, а не эксперименты - скажешь, нет? Человек со смехом говорил «ага» и продолжал плыть по своим волнам.

И вдруг появилась она. Не «Она» с возвышенно заглавной буквы - а просто она, постарше его, полноватая, с лицом довольно простым, ну, то есть даже близко не голливудская звезда с ногами от шеи. У нее была дочка - девочка-подросток с физическими нарушениями. И тут произошло плохо объяснимое: Юра сделал предложение и вскоре стал семейным . На мой робкий вопрос, как решился, ответил спокойно, домовито: «Сам захотел. Надо заниматься бабой и ее ребенком!» Все.

Нет, убейте меня, что-то такое продолжает вершиться в небесах, несмотря на все выкладки ученых. А то, что нежность вчерашних любящих истаивает, раздражение копится, язвительных слов для когда-то бесценных находится столько, сколько нет песчинок в Сахаре, и очередная семья (или проект ее) трещит, как яичная скорлупа - может, это не бог любви обманул? Может, это мы его достали вечными требованиями несбыточного?

Ответьте, кто знает больше моего. 

Новости региона

Все новости