Спасет ли компьютер американское образование?

США затрачивают на образование значительно больше, чем любая другая страна в мире. 

Спасет ли компьютер американское образование?

Совокупный бюджет школ, колледжей, университетов приближается к 1.5 триллионам - более чем в два раза выше расходов на оборону. Национальный долг достиг астрономического уровня, и экономия затрагивает почти все сферы общественных потребностей, но сократить расходы на образование не предложит ни один политик, ни один экономист или социолог.

Затраты и результаты

За последние тридцать лет стоимость вузовского диплома выросла в 10 раз - больше, чем медицинские расходы (в 6 раз) и питание (2,5). Задолженность по студенческим займам превысила триллион долларов. Расходы на школьное образование в связи с широким внедрением новых технологий стремительно увеличиваются.

Каковы результаты этих затрат и усилий? По данным американского Совета иностранных дел (Counsel of Foreign relations), за последние три десятилетия США перешли с первого на десятое место по уровню подготовки выпускников школ и с третьего на тринадцатое - колледжей. Финляндия (на пятом месте) затрачивает на ученика в 7 раз меньше и обеспечивает почти стопроцентную успеваемость.

Среди развитых стран американские школьники на 25-м месте по математике, 17-м по естествознанию, 14-м по чтению. 30% не оканчивают школу, и только 40% продолжают обучение в колледже. Большинство вузов вынуждены восполнять пробелы школьного образования.

75% преподавателей вузов считают, что выпускники школ не обладают знаниями и навыками, необходимыми для обучения в колледже или университете. Но и вузы далеко не всегда оправдывают затраченное время и расходы. Программы перенасыщены политкорректными курсами, многие специальности непригодны для жизненных реалий.

Атмосфера в колледжах мало способствует воспитанию цивилизованного гражданина. Пресса полна публикаций о массовом алкоголизме, наркомании, изнасилованиях (каждая пятая студентка имеет печальный опыт), диких нравах во "фратернитиз" (студенческие братства), "буллинг" (физическое и моральное издевательство). Большинство преподавателей - бесправные почасовики с минимальной оплатой без бенефитов, у которых нет условий для повышения собственной квалификации.

Мало кто в таком статусе рискнет возразить администрации или пойти на конфликт со студентом - и то и другое может закончиться потерей работы. Финансовое положение колледжей, как и возможность заработка для почасовика, зависит от численности студентов, поэтому поставить низкую оценку и отчислить - себе наказание.

Самые активные, способные молодые американцы редко избирают профессорскую карьеру. Их мечта - Уолл-стрит, инвестиционные фонды, СЕО (главный исполнительный директор корпорации), где возможно в кратчайшие сроки войти в "1%", в крайнем случае, юрист, доктор.

Есть страны, к примеру, Франция, Германия, где профессор еще сохраняет престиж. В Союзе, будучи профессором, завкафедрой, с лекциями и публикациями, я зарабатывал больше премьер-министра. И титул вызывал уважение. На работу в университеты стремились не столько от желания послужить народному благу, сколько в силу вполне реальных преимуществ.

В нынешней России профессор живет хуже мелкого чиновника или продавца бакалейной лавки. В Нью-Йорке профессор университета не снимет квартиру в Манхэттене и не сможет учить детей в частной школе, а молодой трейдер покупает дуплекс на Парк-авеню и дом в Ист-Хэмптоне.

В США есть великолепные университеты и школы, где можно получить отличное образование. Но для большинства американцев элитарные учебные заведения недоступны. Частная школа стоит 30-40 тысяч в год, престижный вуз - 60-70. Многие молодые американцы и их родители задумываются - если нет возможности учиться в "Лиге плюща" (8 элитарных университетов), стоит ли стремиться к вузовскому диплому. Успешная карьера с гуманитарным образованием - утопия изначально.

Специальность актера, художника, искусствоведа, лингвиста, историка и все другие этого ряда - прямой путь в официанты и таксисты. Моя приятельница Франсина с дипломом Нью-Йоркского университета по классическому балету вот уже 15 лет на почасовой оплате в разных конторах, живет с руммейтами, волонтирит - учит танцам детей в мегацеркви в Бронксе.

Моя бывшая студентка, одна из немногих, знающая и любящая литературу, окончила филологический факультет Колумбийского университета и вот уже много лет единственное, что ей доступно, надомные уроки для малышей. Плохой выбор профессии? Но вот сын соседки выучился на дантиста, у него двое детей, долг за студенческие годы под 300 тысяч. Открыл офис, опять же в кредит. Не рассчитал, обанкротился, без работы, семью кормит мама-парикмахер.

Хотя шагу нельзя ступить, не заплатив за юридическую консультацию, даже в самой сутяжной в мире стране сегодня выпускнику юрфака трудно найти работу по амбициям. Врачи жалуются на ужесточившийся контроль, когда стало опасно использовать Медикэр и Медикейд по личным потребностям, на непомерные расходы на юридическую защиту, бухгалтерию, офисы, оборудование, а умерить масштабы бизнеса не позволяют долги и новые кредиты.

Хотя разбухший без всякой меры финансовый сектор дает пока хорошие шансы на трудоустройство, вопрос, заботящий всех - от Нобелевских лауреатов до обычных граждан - сколько еще экономика сможет выживать за счет спекуляций и не кончится ли дело неодолимым кризисом.

Впрочем, ни одна сфера не может дать гарантий. Единственное, что определенно - рост цен на обучение. Гленн Рейнольдс, профессор-юрист, автор книги "Пузырь высшего образования", пишет об обладателях дипломов, "которые могут оказаться в подвалах родительских домов пока они не достигнут пенсионного возраста". Журнал “Экономист" в статье “Оправдывает ли себя колледж?” приводит данные центра Pay Scale, исследующего эффективность затрат на обучениe.

Судя по статистике, добрая половина колледжей не обеспечивает реальной компенсации за усилия и затраты. Более 40% выпускников не могут найти работу по своей специальности. С другой стороны, только 39% менеджеров считают, что выпускники достаточно профессионально подготовлены.

Даже во время недавней рецессии и безработицы в стране было 4 миллиона вакантных рабочих мест, которые не удавалось заполнить из-за низкой квалификации претендентов. За два или даже четыре года колледж не может преодолеть упущенное в семейном воспитании и школе. Только лучшие университеты имеют возможность по-настоящему выбирать из потока абитуриентов.

В этом году в Колумбийский университет были приняты только 7% из подавших заявление. Но в большинстве случаев, если студент может получить грант, в особенности, если из числа “майнорити”, поступление обеспечено. Неудивительно, что конечный продукт не слишком отличается от изначального.

Дети - наше будущее

Нет школьного работника и политика, который не повторял бы, когда нужны деньги и поддержка избирателей, эту мантру. От школы ждут не только знаний, но и решения самых острых социальных проблем, одоления преступности и соблазна улицы, воспитания социальной ответственности и здорового образа жизни, позитивного мышления, высокой морали и самооценки.

Джордж Буш выступил с инициативой "Ни одного ребенка позади". Обама - "Стремись к вершине". Президенты подкрепили свои идеи миллиардными субсидиями. Поначалу Обама много говорил об ответственности семьи, вспоминал свою мать, которая по утрам до школы проверяла его домашнее задание. Но этот подход не понравился в общинах, где дети растут без отцов и матери рожают в школьные годы.

Правительство усиливает помощь школам из года в год. Недавно объявлен план обеспечить за 5 лет скоростным Интернетом 99% учеников. Огромные средства предоставляют школам благотворительные организации. Билл Гейтс объявил “решающее время в образовании” и сумел инициировать технологическое перевооружение школ. Благодаря этим усилиям учебное одночасовое видео, которое стоило 400 долларов в конце девяностых, сегодня стоит 2 цента.

Марк Цуккерман, создатель "Фейсбук", пожертвовал 100 миллионов долларов на помощь школам Ньюарка, Нью-Джерси, - одного из самых неблагополучных городов с рекордной преступностью несовершеннолетних. Большую поддержку школам оказал Майкл Блумберг не только как мэр, воюя с школьной бюрократией и профсоюзом, но и личными средствами. Городские школы заканчивают больше учеников, чем когда-либо ранее, и в этом его большая заслуга.

В подходе к образованию, как пожалуй и в любом другом случае, американцы верят, что ключ к решению всех проблем - больше денег, все остальное приложится. Но школа - особый организм, как никакой другой связанный с состоянием общества, его моралью, ценностями, способом бытия. Американцы с юных лет - прагматики, их воспитывают не мотивационные лекции, а жизненные реалии.

В послевоенные годы большинство американцев имело возможность пополнить ряды среднего класса - со стабильной работой, возможностью обеспечить семью, обзавестись собственным домом, не влезая в непомерные долги и не рискуя банкротством. Условием приобщения к среднему классу была личная ответственность и добросовестная профессиональная подготовка.

Те, кто пренебрегал этими требованиями, оказывались в явно проигрышном положении. Сегодня положение другое. Средний класс из года в год утрачивает позиции, число имеющих постоянную работу снижается, зарплата не растет или снижается, расходы растут. Отработав до пенсионного возраста, "середняк" часто оказывается в худшем положении, чем тот, кто провел жизнь на велфэре, подрабатывал за кэш и дождался субсидированной квартиры и бесплатной медицины.

Тинейджера из даунтауна, торгующего сигаретами россыпью и “травой”, денно и нощно в веселой дружеской компании, трудно убедить в преимуществах коммьюнити колледжа, после которого он будет зарабатывать меньше, чем сегодня, и не получит социальной помощи.

Что может сделать школа, какие стимулы и мотивы будут работать в таких условиях? Всегда ли виновата школа, если в том же классе, у того же учителя ребенок-азиат из иммигрантской семьи, начинавший с английского алфавита, круглый отличник, не имеет проблем с дисциплиной и поступает в элитный вуз?

Моя преподавательская карьера длится уже почти 50 лет, и вольно и по принуждению, я прослушал и прочитал множество предложений и идей как, кого и чему учить. Скажу о самом сильном впечатлении. На Всемирном женском конгрессе в Нью-Йорке, организованном Сесилией Аттиас (бывшей женой президента Франции Саркози), выступила учительница из Афганистана.

Она рассказала о школах для девочек в ее стране. В школу идут по несколько часов из дальних деревень, сидят на полу - если фанатики "Талибана" обстреляют окна, так безопасней. Один учебник на весь класс.

За год успешно проходят программу двух лет американской школы. Подобное отношение к учебе было и в нашем прошлом в голодные и холодные послереволюционные времена. Таких условий никто не хочет, но урок поучителен - если у ученика и родителей есть серьезные мотивы, тяга к знаниям одолеет самые тяжкие препятствия. Сможет ли потребительское общество создать внутреннюю потребность в знаниях?

Плюс компьютеризация всей страны

Американский ответ - технология. Сегодня около 8 миллионов студентов колледжей учит один или больше курсов онлайн. Для многих это удобнее, и преподавание лучшего качества. В большинстве школ компьютер, "активная доска", смартфон стали неотъемлемой частью обучения.

Дети привыкают к компьютеру с 5-6 лет. Прогресс в математике очевиден, в чтении пока менее заметен. Новая оосбенность - глобальное обучение. Вебсайт "Математика" используется учениками в Англии, Новой Зеландии, Пакистане, Саудовской Аравии, Гонгконге. Он стал популярен и в США. В десятках стран ученики и преподаватели используют отличный вебсайт "Learn Russian".

Но самая главная примета времени - ведущие корпорации, Силиконовая долина смотрят теперь на образование не только как на сферу благотворительности, но и рынок стабильных доходов. Производство электроники, ее обслуживание и бесконечное число программ обучения стали источником постоянно растущих прибыли и занятости.

Лозунг дня - больше комьпютеров и новых программ, кто не с нами - отстал от жизни, ретроград, противник прогресса. Мощнейшее лобби индустрии образования, пожалуй, единственное, у которого нет противников.

Изначально предполагалось, что электроника позволит обуздать стремительный рост стоимости обучения, загоняющий в банковскую кабалу, лишающий возможности продолжить образование. Но, напротив, цена растет, и предела здесь нет.

Если и существует более дешевая программа, предлагать ее, так же как более доступное по цене лекарство, невыгодно. Но продукты фармацевтики проходят строгую проверку, а технология обучения бесконтрольна. Администрация может списать все упущения на недостаток новой технологии, учителю легче и удобней занять класс увлекательным видео. Пока всех устраивает.

Вместе с тем, возникает все больше сомнений, всегда ли компьютер может полноценно заменить живое общение с преподавателем и соучениками. О традиционной лекции речь уже не идет - ученикам и студентам трудно удержать внимание на десять минут.

И до компьютерной революции американский ребенок проводил до 7 часов у экрана, теперь он весь день не отрывается от визуального образа и текста. Внимание постоянно рассеивается на "мультиактивность". Книга и рукопись давали значительно лучшее запоминание, больше стимулировали самостоятельное мышление.

Перегрузка новой технологией напрямую ответственна за эпидемии ADHD (дефицит внимания и гиперактивность), аутизм, неврозы, расстройства сна, депрессии, обеднения речи и эмоциональной жизни. Интернет поставляет обилие насилия, сексуальных извращений. Наиболее популярная тема поиска - порнография. И при больших стараниях трудно оградить ребенка от этого "просвещения".

Возможно, невероятный интерес к зомби, зомбированию, столь присущий нынешней Америке, есть отражение внутренних состояний многих из ее граждан. Вот печать сообщила о достижении, о котором мечтали еще в пятидесятые годы: создан говорящий компьютер, в общении с которым не поймешь, человек это или машина. Робот имеет имя Евгений Гузман, одессит-эмигрант 13 лет.

Думается, условием успешного решения этой задачи является не только таланты создателей робота, но и то, что речь ровесников Евгения приблизилась к словарю и синтаксису людей каменного века. "Хай", "Грейт!", "Со фанни", "О, май Год" - этого достаточно для общения с одуревшими от видео, текстовок и хип-хопа приятелями.

Остановиться, оглянуться, выслушать другие голоса нынешняя атмосфера не позволит. Техноиндустрия и компьютерный планктон в офисах убеждены, что будущее принадлежит им. Лет 30 назад великий мудрец, каббалист, переводчик и комментатор 62 томов Талмуда Адин Штейнзальц без какой-либо иронии сказал, что в нынешнем мире самая мощная и влиятельная религия - Голливуд.

Сегодня эту роль приняла на себя технология. Миссионеры повсюду, и у каждого в руках новый электронный молитвенник. Образ бытия и мышления современников определяется этой религией больше, чем любой другой идеологией и моралью. Еретиков, отступников, сомневающихся она не пощадит. Новый смелый мир уникально подтвердил старое наблюдение: нет ничего прибыльнее, чем создать новую религию.

И горе тем, кто на нее покушается. В начале нового семестра мой коллега, молодой преподаватель-гуманитарий, предложил вообще отказаться от книг. Идея витает в воздухе и овладевает массами, и даже старшие коллеги, защищенные пожизненным контрактом, не осмелились возразить.

Когда я участвую в семинарах, собраниях, обязательных курсах, посвященных инновациям, у меня возникает до боли памятные ассоциации - энтузиазм и единодушие партийных съездов и конференций, когда возразить, не присоединиться к хору, к строю, было невозможно. Когда речь идет о технологии, свобода слова, академическая свобода заканчиваются. Не только работы не сохранишь - все коллеги отвернутся.

Друзья, если останутся, предложат смотреть реально на жизнь, не дон-кихотствовать. Может быть, и не стоит бросаться на амбразуры. Уже сегодня ясно, что никаких ресурсов не хватит оплачивать нынешнюю революцию в образовании и ее последствия.

Если дело пойдет так и дальше, обучающая технология обанкротит страну еще быстрей, чем "сошиал секьюрити" и Медикэр. Когда взорвется очередной многотриллионный пузырь, очереди в библиотеки и эпистолярный стиль не возродятся, но люди не будут жить как приставки к компьютеру.

Прогноз: через 10-15 лет самые дорогие элитные учебные заведения будут заманивать студентов живыми преподавателями, способными к рассуждениям и грамотной речи, если, конечно, таких преподавателей можно будет отыскать. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру