Под присмотром Робина Уильямса

За все годы существования в Нью-Йорке Музея мадам Тюссо я ни разу туда не выбиралась. 

Под присмотром Робина Уильямса

И вряд ли бы выбралась, если бы не известие о том, что компания под названием «On Site Opera» не решила поставить в одном из залов музея оперу Жана-Филиппа Рамо «Пигмалион» (1745).

Сама музейная экспозиция - довольно примитивное зрелище. Рассматривать восковые фигуры политиков, спортсменов и кинозвезд в интерьерах, «подсказывающих», кто именно перед нами (сходство в большинстве случаев приблизительное), когда телевидение и Интернет бомбардируют нас видео и фото тех же персонажей, быстро надоедает.

Но поставить в таком интерьере оперу - интересная идея. Собственно компания и была создана для того, чтобы показывать оперные спектакли в нетрадиционной обстановке, но выбирая при этом для каждой оперы то, что ей подходит. Зоопарк Бронкса подошел для предыдущей постановки - «Сказка о глупом мышонке» на музыку Шостаковича. Разыграть среди восковых фигур заимствованную у Овидия историю про скульптора, который влюбился в свое творение (здесь это не Галатея, а просто Статуя) - идеально!

Войдя перед спектаклем в похожий на вход в лас-вегасское казино зал, я даже подумала, что Пигмалион выберет в качестве своей возлюбленной Ким Кардашьян, чья фигурка стояла у колонны, неподалеку от Джулии Робертс, Патрика Стюарта и Робина Уильямса. Но в опере Рамо у Статуи важная вокальная партия, так что вместо восковой Ким ее роль исполняла живая певица Камиль Замора.

Как и остальные участники, она молода, обаятельна, хорошо играет и обладает, как показалось, красивым и сочным голосом. Проблема была в том, что восковые фигуры требуют прохлады, и в зале нещадно гудел кондиционер. За этим шумом певцы не всегда слышали, как играет свою партию оркестр New Vintage Baroque, из-за чего исполнение шло порой в разных тональностях. К счастью, опера Рамо короткая - один акт, всего около часа, и полна чудесных оркестровых эпизодов, исполнявшихся с энтузиазмом.

К тому же Рамо освежил сюжет присутствием реальной возлюбленной Пигмалиона, Кефизы (сопрано Эмали Савой). Пигмалион (тенор Марк Моломот) так потрясен красотой и обаянием своего внезапно ожившего творения, что отвергает ласки Кефизы, давая основание для трогательных переживаний и даже размышлений.

В конце оперы к скульптору все же возвращается здравый смысл, статуя снова на пьедестале, а Кефиза - в объятиях Пигмалиона. Дополнительное развлечение - Купидон (сопрано Джастин Аронсон, маленькая, худенькая, одетая в мужской костюм, но с белыми крылышками) и танцовщики: какая же французская опера 18-го века без танцев? «Пигмалион» к тому же и задумывался Рамо как «балет-опера». Все исполняется в непритязательной современной одежде, а в танцах непринужденно смешаны «галантный стиль», классика и сегодняшние движения.

Постановка «Пигмалиона» - лишь один из многих образцов того, что я называю «оперой бедных». Закрытие или неустойчивое положение крупных профессиональных оперных компаний оставило без работы и даже без особых надежд найти ее многих отличных исполнителей, дизайнеров, режиссеров. Вот и начали плодиться маленькие мобильные группки, способные сравнительно дешево и быстро создать оперный спектакль - пусть часто и скромный в сценическом отношении. А чтобы обратить на себя внимание или просто поэкспериментировать в новых условиях, они ищут незапетый репертуар и необычную обстановку.

Так, в небольшом помещении «Кухни» (The Kitchen), знаменитой своими давними авангардистскими традициями, группа по имени Opera Cabal с участием маленького - всего восемь человек - инструментального ансамбля поставила оперу «Аттис» современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса. «Новая опера Нью-Йорка» показала в мае, в маленьком зале музея Del Barrio «Иоланту» Чайковского.

«Gotham Chamber Opera», которая специализируется на репертуаре барокко, тоже не имеет постоянной сцены, но представляет в разных залах города несколько наименований в сезон. Да и большие компании ищут новые формы и, например, все чаще прибегают к более дешевым полуконцертным исполнениям опер, с элементами театральной режиссуры и сценического дизайна...

Спасет ли все это оперный жанр в мире, стремительно забывающем о том, что кроме рэпа и попсы с треском, танцами и фейерверками еще есть классическая музыка, сказать трудно. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру