Скучная сказка, или Новая старая «Золушка» в АБТ

Я очень люблю прокофьевскую «Золушку». По-моему, это одна из лучших балетных партитур в истории. 

Скучная сказка, или Новая старая «Золушка» в АБТ

Но, предупреждаю, в исполнении оркестра Американского балетного театра с его не самыми виртуозными духовыми, жидковатыми струнными и оставляющим желать лучшего звуковым балансом она не производит того ошеломляющего впечатления, которое может и должна. И это - одна из причин моего разочарования новой постановкой «Золушки» в АБТ - постановки, которая на самом деле довольно стара.

 В 1948 году ее создал для английской труппы Sandler’s Wells Ballet Фредерик Аштон. С тех пор она идет почти постоянно на сцене "Ковент Гарден" и копируется разными компаниями - вот сейчас АБТ, с точным воссозданием костюмов, декораций и хореографии, согласно закону об авторских правах. Увы, в отличие от балетов Баланчина или Робинса, которые и сегодня кажутся восхитительно свежими, многие - особенно полнометражные балеты Аштона точного воспроизведения спустя десятилетия после их создания не выносят.

 Мы убедились в этом, когда видели в воспроизведении того же АБТ балет Аштона «Месяц в деревне». В этом году нас убеждает в этом его «Золушка» - уже 12-й аштоновский балет в репертуаре труппы.

Это уже четвертая «Золушка» в АБТ: первую поставил Михаил Барышников в 1983 году (на основе версии Константина Сергеева, которая шла в Кировском балете еще с 40-х годов). Вторая, в 1996 году была создана Беном Стивенсоном. Третью, 2006 года, остроумную, красочную и динамичную - канадца Джеймса Куделки я видела, и зачем надо было менять ее на более длинную и скучную аштоновскую, ума не приложу.

В этой версии царят... злые, противные сестры Золушки. Согласно английской традиции рождественских пантомим (а «Золушка» создавалась Аштоном к рождественским праздникам) женские роли отданы мужчинам. В АБТ это Крэйг Солстин и Роман Журбин. Одна из сестер выглядит намного старше, так что можно принять ее за мачеху. Но ее у Аштона нет - скончалась до начала балета, как мать Золушки.

 Хореограф, сам в свое время исполнявший роль одной из сестер, комикует донельзя, но эти карикатуры сегодня кажутся банальными и даже вульгарными. 60 лет назад все эти «ужимки и прыжки» были, наверное, смешны, хотя их долгое и упорное повторение в каждой сцене должно было надоесть даже самым наивным зрителям.

Заняв чуть ли половину времени этим натужным пародированием, Аштон почти всю остальную часть балета поделил между массовыми сценами, сольными вставными номерами неглавных персонажей (танцы фей, танцы звезд, танцы Шута, гостей и т.п., которые дробят и останавливают действие), а также пантомимой. А для романа Золушки и Принца оставил до обидного мало места, отобрав к тому же у Золушки ее Вальс и отдав его на танец звезд. Тем самым романтический пафос второго акта и драматическое нарастание, ведущее к устрашающему бою часов в полночь, оказались почти полностью разрушены.

 Между прочим, звезды у Прокофьева отсутствуют, как и Шут, а другие номера, существующие в прокофьевском оригинале, к сожалению, не слишком интересно поставлены и, главное, исполняются без блеска и подлинного энтузиазма: то ли исполнители не успели их освоить, то ли им стало скучно еще до премьеры.

У Золушки есть несколько очаровательных соло в первом и последнем действии. Красиво поставлено ее появление на балу и первое Адажио с Принцем. Но все па-де-де кажутся не то что короткими, но недостаточными и эмоционально малоинтересными. Зато парадных «хождений» и «стояний» главных героев больше, чем достаточно.

 Исполнители главных ролей - Хи Сио и Джеймс Уайтсад танцуют чисто, точно и... формально. В Золушке Хи Сио есть прелесть и чистота, но когда она превращается в Принцессу, то... леденеет и теряет все свое очарование. А ее Принц вообще лишен эмоций и настолько ненатурален, что иногда кажется карикатурой на клише 19-го века. Вероника Пярт в роли главной Феи, как обычно, царственно хороша.

Возможно, по ходу исполнения и оркестр, и танцовщики лучше освоятся с текстом, и эта «Золушка» обретет нужный ритм и одушевление. А пока имейте в виду, что на следующей неделе в АБТ пойдет классическая «Жизель», причем в понедельник 16 июня главную партию исполняет Диана Вишнева, а 17 июня - Полина Семионова. 

Новости региона

Все новости