Счастливы по-разному, несчастливы одинаково

Затрагивая эту тему, неминуемо вступаешь на минное поле

Cогласно общенациональным опросам, уже более половины американцев считают однополые браки допустимыми и не противоречащими нравственным основам общественной жизни. 

Затрагивая эту тему, неминуемо вступаешь на минное поле

Геи изменили массовое сознание, нашли аргументы, поставившие под сомнение библейские представления и вековые нормы бытия. А ведь даже согласно перевернувшему сексуальные представления в пуританской Америкe Альфреду Кинси, на которого обычно ссылаются геи, их не более 10% населения.

Авторитетный Williams Institute называет более скромную цифру - около 4% геев, лесбиянок, бисексуалов и трансвеститов. Большинство экспертов сходятся на том, что приверженцев альтернативных сексуальных ориентаций в стране около 9 миллионов.

В течение десятилетий научные и обывательские дискуссии о природе гомосексуализма были сосредоточены на его биологической природе. Есть дети с нетипичными половыми характеристиками, но чем это вызвано, вопрос спорный. Но мы живем в эпоху, когда поведение диктуется средой и культурой больше, чем биологией, и поэтому вполне резонно признать свободный выбор и в том, что является самой интимной стороной жизни человека.

В западном мире утвердилось представление, что людей нельзя делить на праведников и грешников в связи с их сексуальной ориентацией. Сегодня американские власти, в особенности на федеральном уровне, как правило, поддерживают требования геев и защищают их права. В связи с изменением общественных настроений многие политики переметнулись в защитники интересов геев.

В июне Верховный суд рассмотрит вопрос о конституционном праве на брак и федеральные бенефиты для гомосексуалистов, скорее всего, решение будет положительным. Права геев активно защищают законодательство, правоохранительные органы. В медиа, школах и вузах не прекращается кампания за признание гомосексуальных отношений столь же нормальными, как и гетерогенных. Селебрити индустрии развлечений, спорта, искусства на стороне геев.

В 1973 году гомосексуализм был исключен из мануала психических заболеваний. Переосмыслению отношения к геям во многом помог Фрейд, пользующийся в США безраздельным авторитетом. Он писал: “Гомосексуальность, конечно, не преимущество, но это не то, чего стоит стыдиться, не порок, не деградация, не заболевание”. Некоторые психологи, священнослужители все еще предлагают услуги по “переделке” половых предпочтений, однако практика показывает их бесперспективность.

Сегодня основные споры ведутся не о генетике и способах удовлетворения сексуальных страстей, а о семейных ценностях, о влиянии новых форм брака на воспроизводство и воспитание детей. Привычные аргументы: гейские семьи демографически не продуктивны, и для ребенка лучше иметь мать и отца. Что касается первого аргумента, теория Мальтуса и публикация в 1968 г. “Бомбы народонаселения” Пола Эрлиха заставили задуматься, нужны ли в новых условиях прежние темпы рождаемости.

Сегодня продолжительность жизни в США около 80 лет, и детская смертность снижается из года в год. Уже в 1916 г. в Бруклине была открыта первая клиника контроля рождаемости. В 1936 году федеральный суд решил, что контрацептивы не оскорбляют общественную мораль. Вскоре была создана Американская федерация контроля рождаемости.

Уже 1972 г., согласно Гэллапу, две трети американцев согласились, что аборт - дело женщины и ее врача. С учетом общей тенденции, корить геев за малый вклад в воспроизводство населения не приходится. Тем более, что сегодня делом обычным стало деторождение от искусственого осеменения, донорской яйцеклетки, с суррогатной матерью, не говоря уж, что воспитание детей больше определяется нянями, детсадами, школами, улицей, телевидением и поп-культурой, чем родительским влиянием.

Другой спорный аргумент - интересы детей. Кризис традиционной модели семьи не порождён альтернативными формами брака. 90% родителей-тинейджеров не женятся. В 2010 году почти 41% детей в стране рождался не в браке. А у некоторых меньшинств больше половины детей рождается вне брака: 53% у испаноязычного населения и 72% у афроамериканцев (это данные, выведенные консервативным Heritage Foundation на основе статистики из государственных источников).

Большинство детей не живут с двумя биологическими родителями. Разводы, оказывающие болезненное влияние на психику детей, растут из года в год. Безбрачие, одиночество уже давно не стигма, не препятствие в социальном признании, карьере, финансовой стабильности и сексуальной удовлетворенности. Функцию отца-кормильца и матери-воспитательницы все более принимает на себя государство.

Более половины детей получают разные формы социальных пособий, и часто экономически выгодней растить ребенка вне брака, чем полагаться на отцовские заработки. Это подтверждает нередкая практика в афроамерикаской общине и в многодетных религиозных семьях, у которых брак зачастую умышленно не регистрируется или формально оформляется “сепарейшн”.

К тому же мужские и женские роли в семьях радикально меняются. Женщины все чаще зарабатывают не меньше мужчин, воспитание детей, домашние заботы становятся равной обязанностью, да и во внешних проявлениях очевидна феминизация мужчин и мускулинизация женщин, в амбициях и агрессивности часто опережающих мужчин. Победа феминизма принесла не только права, но и обязанности, ранее женской природе не свойственные. При таких темпах стирания сексуальных различий впору задаться вопросами: какая разница на ком жениться, за кого выходить замуж, нужно ли отягощать себя супружескими обязательствами. Мужественные женщины, женственные мужчины - уже не оксюморон.

Может ли сохраниться семья как социальный институт в ее родовых формах, есть ли в том общественная необходимость - вопрос не только у циников вызывает сомнение. Сторонники традиций горько сетуют на порушенные семейные ценности, моральные нормы, но к кому эти претензии, если тысячелетиями в их руках были экономика и идеология, институты воспитания и власти?!

Сегодня в США уже более трех миллионов родителей геев и транссексуалов, у которых более 6 миллионов детей. 55% детей из таких семей не имеют официальной регистрации, в основном, на юге и среднем Западе. В 46% этих семей один из родителей нелегальный иммигрант и может быть выслан из страны. 42% детей из гомосексуальных семей подвергались преследованиям в школах из-за ориентации их родителей.

Из-за разного рода ограничений, в основном, в налогообложении, “альтернативные” супружеские пары с детьми имеют реальный доход меньше гетеросексуальных, соответственно, 46 и 60 тысяч в год. Продолжительность жизни геев на 30% меньше, вероятность самоубийств в несколько раз выше, чем у гетеросексуалов. Психологи отмечают, что сексуальные меньшинства значительно менее удовлетворены жизнью, чем их сограждане традиционной ориентации.

Недавно я побывал на ежегодной встрече Family Equality Council - организации, борющейся за равноправие семьи независимо от сексуальной ориентации. Директор Дженифер Кристлер - менеджер высшего класса с активными связями в правительстве и медиа; вместе со своей супругой сенатором штата Массачусетс Черил Джекс она растит сыновей Тима, Тома и Матвея.

Другой активист Family Equality Дан Букатински, звезда развлекательного телевидения, и его супруг киносценарист Дон Рус воспитывают дочь и сына, которых им отдала прямо из роддома обкуренная мамаша-тинейджер, понятия не имеющая, откуда эти дети взялись.

Мне досталась книга с автографом Дана “Исправит ли меня мой ребенок”, бестселлер, который я прочитал с чувством вины: я не был столь хорошим отцом, когда мои дети были во младенчестве. Но и семья Дана не предел совершенства: докладчики убеждали, что самые лучшие условия для воспитания детей создают лесбийские пары.

Но есть в легализации гомосексуальных браков проблема, о которой мало говорят и сторонники, и противники. Семья не только социальная и моральная, но и экономическая категория. При официальном браке есть немало преимуществ, таких как общая медстраховка с места работы, оплата времени по уходу за больным партнером и детьми, пенсии в случае смерти одного из супругов, налоговые льготы и др.

Незарегистрированная гейская семья, согласно Family Equality Council, только на медстраховках и налогах теряет за 18 лет 90 тысяч долларов. Речь идет в целом о сотнях миллиардов долларов. У правительства денег нет, чтобы дать одним, приходится брать у других. А ведь обычные семьи тоже требуют помощи: оплаченных отпусков по беременности и после родов, субсидированных жилья, детских садов, спортивных занятий.

Очевидно, толстовское представление о семейном счастье и несчастье нуждается в модификации: счастливы по-разному, несчастны одинаково.

Хотя геи не остановятся в борьбе за расширение прав, можно надеяться, что со временем острота проблемы ослабеет. Но есть и другие варианты развития событий. В демократическом обществе самой активной частью является меньшинство.

Этой части сограждан приходится прилагать больше усилий, говорить громче, вести себя агрессивнее, чтобы быть услышанным и увиденным. Когда распределение сил изменится, мотивация и активность сторон не останутся на прежнем уровне. Даже при ограниченности прав геев их противники видели в выходе сексуальных меньшинств «из шкафа» Апокалипсис.

Знаменитый проповедник Пат Робертсон оповестил страну, что 11 сентября есть наказание за содомо-гоморрские грехи, и переубедить его единомышленников задача неразрешимая. Геев обвиняют в сексуальной распущенности, многократно превышающей среднюю статистику венерической заболеваемости, в частой склонности к домашнему насилию, педофилии, алкоголизму и наркомании.

Есть жалобы другого рода: в некоторых сферах, например в высокой моде, индустрии развлечений, доминируют гомосексуалисты, со стороны в эти круги не прорваться. (Несколько напоминает жалобы на «засилье» евреев в отдельных областях советской науки).

Жизнь сексуальных меньшинств в США еще не достигла уровня Европы. Самые либеральные законы и высшая толерантность в скандинавских странах и Голландии. В Англии, где Оскар Уайльд был осужден за однополые пристрастия, недавно, как сообщил журнал National Review, оксфордский студент был заключен в тюрьму и оштрафован за то, что поинтересовался, не является ли полицейская лошадь геем.

Но в большинстве стран мира геи бесправны. В 75 государствах за однополую любовь предусмотрены уголовные наказания, в восьми из них гомосексуализм карается смертной казнью.

Отношение к альтернативной сексуальной ориентации часто служит причиной внутрилагерных раздоров. Церковь в основном удерживает вековые позиции. Но тем временем англиканский епископ из Нью-Хэмпшира Джин Робинсон организует группы поддержки для отцов-геев, а сам он с партнером воспитывает приемную дочь, которой исполнилось 30 лет. («Давайте будем откровенны. Епископы-геи были всегда, я просто честен в этом вопросе», - сказал Робинсон на церемонии своего рукоположения).

В реформистской синагоге к геям в целом благосклонное отношение, но ортодоксы остаются непримиримыми противниками. Особо нетерпима мусульманская среда. Но всего сложнее, когда эта проблема раскалывает семейные связи, отношения с близкими людьми.

Жизнь не стоит на месте, и нынешние споры и обиды в недалеком будущем могут показаться деликатным обменом мнениями. Недавно триста ученых, профессоров и адвокатов выступили с заявлением “После однополых браков”. Речь идет о признании браков, включающих более двух партнеров. Все больше публикаций, в которых говорится о преимуществах “открытых” браков, снижении возраста допустимых сексуальных связей.

В Иституте открытого общества (Фонд Сороса) во время дискуссии о защите прав “сексуальных работников” и легализации их деятельности я был единственным, кто не поддержал общего энтузиазма.

То ли еще будет - мало никому не покажется. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру