“Что тебе снится, крейсер “Аврора”...

Пассажирский поезд Владивосток-Москва нес меня на запад. Я сидел на кончике деревянного лежака в купе, еле переводя дыхание после стремительного бега к последнему, общему вагону. На нашей станции поезд стоял одну минуту. 

“Что тебе снится, крейсер “Аврора”...

Я ехал в Биробиджан. Мне страстно хотелось увидеть моих друзей, еврейских мальчиков, с которыми я учился в школе до 9-го класса. В поселке Николаевка, где сейчас жила наша семья, еврейских мальчиков не было. Население поселка наполовину состояло из бывших уголовников, которые работали на единственном предприятии –Тунгусском лесозаводе номер 8, вторая половина – высланные из Львовской области, якобы за связь с бандеровцами, украинцы, работающие на том же заводе.

Станция Николаевка находилась в восьми километрах от поселка – эти километры я и прошел, чтобы сесть на поезд. В такую глушь нашу семью выслали из Биробиджана, предварительно исключив из партии и сняв с работы за неосторожно сказанное слово моего отца, бывшего политрука танкового батальона, к счастью, вернувшегося живым с войны.

Отдышавшись, я осмотрелся. Передо мной сидели за столиком у окна вагона четверо. Трое были в майках, лишь один – в полосатой пижамной паре. На столике у окна лежали свежие огурцы, зеленый лук, большая. почти квадратная булка хлеба, явно местной выпечки, бутылка «сучка» – водки, якобы изготовленной из древесного спирта.

Татуировка на груди и руках самого пожилого из четырех сразу меня насторожила. Я не поздоровался, боялся сразу выявить мою национальную принадлежность, произнеся букву «р», – поэтому лишь кивнул головой. Мне ответил человек в пижаме, остальные были заняты сервировкой «стола».

На всех был один граненый стакан. Первым выпил самый молодой, его называли Витенька. За ним Сашок, потом человек в пижаме, которого все называли Борисoм и последним – татуированный пожилой Коля. Водка «не пошла» лишь у Бориса, о чем он многократно и с сожалением повторял.

В это время поезд остановился на станции Дежневка, уже на территории Еврейской автономной области . Ниже названия станции на русском была надпись на еврейском языке. Витенька это заметил, повернулся ко мне и спросил: «Слушай, парень, что это за буквы»?

Преодолевая себя, я ответил,сильно картавя: «Это еврейские буквы, здесь Еврейская область».

«Да, далеко «Ус» загнал евреев», – вдруг отвлекся от еды Коля. В это время я услышал из соседнего купе хриплый ,пропитый голос, несомненно принадлежавший уголовнику: «Биробиджан – это старый еврейский город»; дальше шла грязная нецензурщина. Я замер, но в нашем купе никто не произнес ни слова, с аппетитом ели свежие огурцы и лук с хлебом, все купленное, как оказалось, на перроне станции Амур, после Хабаровска.

Как я понял из разговоров , весь вагон состоял из бывших заключенных лагеря под Охотском, освобожденных Берией после смерти Сталина.

Они работали на рыбзаводе, разделывали кету – амурского лосося, сельдь, по которой ходили, так ее было много. Заключенные не голодали. Витенька рассказывал, какую часть красной рыбы он оставлял себе на обед. Левая рука у него была без одного пальца – очевидно, отрезало при разделке рыбы.

Борис ехал дальше всех – в Ленинград. «Приехали бы вы ко мне до войны, я бы встретил вас в своей кают-компании на моем корабле, а сейчас не знаю, кто меня ждет», – печально произнес он, когда трапеза закончилась.

«Где ты такую пижаму отхватил, ты как интеллигент в ней», – внезапно спросил Сашок.

«Пошил из матраса ,помогли наши портные», – ответил Борис.

«А что ты будешь жрать потом, ехать-то долго?»

«Есть пара рублей, продам телогреечку, кошелек из рыбьей кожи – подарок, продам. Доеду. А ты как?» – спросил Борис.

«Мне близко. Я сойду в Большом Невере, это– рядом со Сковородино, восстановлю водительские права и сяду на машину. Там большая трасса на Якутск, нужны водители, не пропаду», – ответил Сашок.

« Коля, принеси гитару», – попросил Борис. Коля пошел в соседний вагон, через несколько минут вернулся с гитарой. Играл он блестяще, голос был неважный, но дикция хорошая, слова были понятны.

Особенно поразила меня одна песня в его исполнении, в которой многократно повторялся припев: «Так все равно проиграна война».

Вы знаете, дорогие читатели, недавно я слушал на «Эхе Москвы» выступление моего любимца Александра Минкина, который, требуя запрета вредных для детей видео- и телематериалов, подчеркнул, что для детского восприятия достаточно нескольких секунд, чтобы на всю жизнь усвоить увиденное – например, как убивать.

Эта песня, спетая бывшим заключенным, открыла мне факт ,что есть люди, враждебные советской власти, с иной моралью. Минкин прав. Я запомнил смысл этих песен на всю жизнь.

Сегодня я понимаю, что песня «Так все равно проиграна война» была написана в лагере, в то время, когда немцы захватили пол-России и дошли до Волги. Я ее больше никогда не слышал.

Еще одна песня запомнилась мне, очень трогательная. Странное свойство моей памяти – не могу держать в голове больше трех телефонных номеров, не помню дорогу, но стихи и песни моего детства и юности помню. Запомнил и куплет , услышанный тогда, много лет назад:

Нас невинно обиженных много,

Но никто не видал наших слез.

И ведет нас куда-то дорога

Под железную песню колес.

Пел Коля долго, даже охрип, иногда смотрел в мои широко раскрытые глаза и дружески подмигивал мне, стараясь проглатывать нецензурщину.

За разговорами четыре часа пролетели быстро, поезд подъезжал к Биробиджану, я попрощался за руку с каждым и вышел из вагона.

Проводник, который оттолкнул меня от предпоследнего вагона и почти силой впихнул в вагон с бывшими лагерниками, был сильно разочарован, видя, как Витенька подает мне с площадки вагона мой фанерный чемодан и что-то произносит. А произнес Витенька лишь одно слово: «Гнида», – и кивнул в его сторону.

Через много лет в журнале «Советский Союз» я узнал на фотографии Бориса. Он стоял на палубе крейсера «Аврора» среди иностранной делегации. Надпись под фотографией гласила: «Экскурсию по крейсеру ведет Бурковский Борис Вениаминович –капитан 2-го ранга в отставке».

Мне очень хотелось, чтобы это был он... 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру