Обмен санкциями: второй раунд – больнее, чем первый

В Вашингтоне объявили о санкциях против «ближнего круга» Путина. Ответ Москвы «не заржавел».

Обама сказал – Обама сделал. Президент США обещал, что Путин «поплатится» за Крым, и в четверг был сделан второй шаг к выполнению этого обещания. Второй из запланированных трех. 

В Вашингтоне объявили о санкциях против «ближнего круга» Путина. Ответ Москвы «не заржавел».

Первый «черный список» Вашингтона включал в себя 11 персон, причастных, по мнению Белого дома, к аннексии Крыма, но не очень близких к президенту России. Второй, оглашенный Бараком Обамой 20 марта, вплотную приблизил «наказание за агрессию» к Владимиру Путину: в список из 20 имен входят такие лица, как глава банка «Россия» Юрий Ковальчук (банк тоже является объектом санкций, т.к. в нем, по американским данным, держит деньги «кремлевская верхушка»); Сергей Иванов, глава президентской администрации; Сергей Нарышкин, председатель Госдумы РФ; Аркадий и Борис Ротенберги, бизнесмены, получившие, как пишет The Washington Post, «контракты в связи с Олимпиадой на сумму $7 млрд.»; помощник президента РФ Андрей Фурсенко; управделами президента Владимир Кожин; глава РЖД и глобального проекта «Русский мир» Владимир Якунин; совладелец группы компаний Gunvor, одного из крупнейших в мире посредников по продаже нефти, Геннадий Тимченко, которого считают близким другом Путина, и другие – сенаторы, начальники силовых структур и т.д. Полный список выставлен на сайте минфина США, где ранее появился «список № 1» с Рогозиным, Сурковым, Матвиенко и др.

Оглашая второй раунд санкций, Барак Обама сообщил, что он также подписал исполнительный указ относительно следующего, третьего раунда, «который даст нам возможность ввести санкции в отношении не только индивидуумов, но и ключевых секторов российской экономики». Президент США пояснил при этом, сообщает агентство Reuters, что дополнительные санкции будут введены в случае, если российские вооруженные силы «пойдут дальше Крыма – в южные и восточные области Украины».

«Такой ход событий – не наше предпочтение, – подчеркнул Обама, говоря о грядущих санкциях против экономики России. – Эти санкции могут иметь существенное воздействие не только на российскую экономику – они могут дестабилизовать и мировую экономику. Однако Россия должна знать, что дальнейшая эскалация только усугубит изоляцию России от международного сообщества». А риск эскалации существует, и вполне реальный, заявил Обама, – «в том числе в форме угроз» (Украине со стороны России. – И.Б.).

Реакция Москвы последовала незамедлительно. В ее «черном списке № 2» оказались девять американцев: заместитель помощника президента США по национальной безопасности Кэролайн Аткинсон, помощники президента США Дэниэл Пфайффер и Бенджамин Роудc, лидер фракции большинства в Сенате США Гарри Рид, спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бейнер, сенаторы Джон Маккейн и Роберт Ме-нендес и другие.

Что касается реакции самих «персон нон грата», то она примерно одинакова с обеих сторон. Так же, как «гордятся» своим включением в американский «черный список» российские политики, «гордятся» и американские. Спикер Палаты представителей Джон Бейнер, по его словам, горд тем, что его имя включено в российский санкционный список, т.к. всегда был противником «агрессии». Председатель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес готов подвергнуться санкциям во имя «демократии и суверенитета Украины». Сенатор Джон Маккейн иронизирует: «Это, видимо, означает, что весенний отдых в Сибири мне придется отменить, что я потеряю свои акции Газпрома и что будет заморожен мой тайный банковский счет в Москве. Несмотря на это, я никогда не прекращу своих усилий в отношении свободы, независимости и территориальной целостности Украины, включая Крым».

Параллельно с введением новых санкций против Москвы администрация Обамы пытается максимально успокоить союзников по НАТО из числа ближних соседей России. Находясь в Вильнюсе, вице-президент США Джозеф Байден заявил, что Соединенные Штаты ответят на любой возможный акт агрессии против кого-либо из союзников. Выступая вместе с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом, Байден подчеркнул: «Президент Обама и я считаем статью 5 Североатлантического договора безусловно подлежащей исполнению, и мы выполним свои обязательства».

Статья 5 гласит, что в случае нападения на одного из членов НАТО отражать атаку будет весь блок. Что касается сегодняшней ситуации, в которой главным фигурантом является Украина – партнер, но не член НАТО, – то ради Украины США начинать военные действия не собираются, о чем недвусмысленно сказал президент Обама.

Ну, а европейские союзники Америки добавили к первоначальному «черному еросписку» еще дюжину российских имен. Насколько европейцы «бьют близко к Путину»? В гораздо меньшей степени, чем американцы. У них в «списке №2», правда, тоже есть такие персонажи, как Сурков, Рогозин, Матвиенко, Нарышкин и Глазьев. Но дальше идут уже люди, далекие от Путина, – в том числе глава нового пропагандистского агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев.

Европейцы проявляют осторожность, поскольку зависят, и достаточно сильно, от поставок российских энергоносителей. Они, конечно, будут ускоренными темпами пытаться сбросить с себя ярмо этой энергозависимости, но совсем быстро не получится, и ответные санкции России могут оказаться болезненными.

Последние события в Украине «раз за разом заставали Евросоюз врасплох», пишет The New York Times. Как говорит министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус, ЕС не сумел просчитать, что произойдет в Украине. Его шведский коллега Карл Бильдт указывает, что ЕС также не был готов к действиям России: «Мы увидели, особенно в последний год, возникновение совершенно другой России, чем многие ожидали». Евросоюз, как он считает, совершил две ошибки: не отреагировал на военную доктрину России, применяемую с 2009 года, – право защищать русскоязычное население за рубежом, особенно в бывших республиках СССР, и не ответил должным образом на давление Москвы на Киев в связи с намерением украинского правительства подписать соглашение с ЕС.

Но даже для США, которые от России серьезным образом не зависят, вопрос об антироссийских санкциях не является простым и однозначным. И Обаму ситуация вокруг Украины застала врасплох в не меньшей степени, чем его европейских коллег. По словам вице-президента Фонда Карнеги Эндрю Вайсса, «ему внезапно пришлось решать проблемы, которых никто не предвидел ни на его второй срок, ни на ближайшее десятилетие».

Как указывает газета The Washington Post, обмен санкциями на уровне компаний, отраслей промышленности может повлечь за собой далеко идущие последствия: «Например, «Роснефть» предоставила Exxon Mobil ведущую роль в разведке нефти и газа в рос-сийской Арктике в обмен на соглашение о том, что «Роснефть» приобретет 30-процентный интерес в 20 участках нефтеразведки... в Мексиканском заливе». Это не бирюльки и не единственный пример крупных последствий – вот почему Обама говорит о возможной дестабилизации мировой экономики в результате санкций.

Есть и много другого, что будет, мягко говоря, не полезно всем, в том числе и Штатам. Взять хотя бы вывод войск из Афганистана, намеченный на этот год: если отпадет российский «Северный маршрут», США свои войска, конечно, выведут, но стоимость этой операции значительно возрастет – об этом пишет интернет-ресурс The Diplomat.

Так что есть о чем подумать в Вашингтоне, Брюсселе и Москве. 

Новости региона

Все новости