Экспрессия в камне

Скульптура ныне - не самый популярный вид искусства, и выставки скульпторов редки.

Музей Метрополитен отдал несколько больших залов в отделе европейского искусства скульптуре. В центре внимания новой выставки - выдающийся французский скульптор второй половины 19-го века Жан-Батист Карпо, последователь Гудона и предшественник Родена.
Скульптура ныне - не самый популярный вид искусства, и выставки скульпторов редки.

Но музей Метрополитен отдал несколько больших залов в отделе европейского искусства как раз скульптуре, и не зря. В центре внимания новой выставки - выдающийся французский скульптор второй половины 19-го века Жан-Батист Карпо, последователь Гудона и предшественник Родена. Имя его не очень известно, по крайней мере за пределами Франции, но произведения его видели многие: созданная им в молодые годы композиция «Уголино и его сыновья» - один из центральных экспонатов «скульптурного двора» музея Метрополитен, фонтан «Четыре континента» и «Павильон Флоры» украшают парижские парки, и на фасаде Паласа Гарнье, справа, на уровне первого этажа, находится созданная Карпо скульптурная группа «Танец». Точнее - ее копия.

 Оригинал ныне хранится в Лувре, признанный одним из великих образцов французского искусства 19-го века, хотя в свое время композиция вызвала страшный гнев публики: народу не понравилась нагота фигур.

Карпо был плодовит, жаден к работе, амбициозен и к тому же обладал природной наблюдательностью и неуемной энергией. Немудрено, что он стал ведущим скульптором Второй Империи - кстати, той самой эпохи, которая воссоздана в демонстрируемых на том же втором этаже музея парижских фотографиях Шарля Марвиля. Карпо сумел сплавить в своих работах точнейший реализм с далекой от академизма экспрессией.

 Он был одинаково силен в многофигурных фантазиях и в портретах: своих друзей - таких как Александр Дюма или Шарль Гарнье, современников - в том числе членов императорской фамилии, или исторических фигур - например, Ватто, в одном городе с которым, Валансьене, он родился. Образцом для него стал Микеланджело, но в его стиле есть и французская театральность, и игривое изящество рококо.

Сын каменщика и кружевницы, Карпо 11-летним мальчиком попал в знаменитую парижскую Petite Ecole, где обучали основам архитектуры, работы с камнем, рисунку, геометрии. Талант и настойчивость привели его к следующей ступени - Школе изящных искусств, где в конце обучения, не без трудностей и с нескольких попыток, он добился престижной Римской премии, которая давала возможность жить и работать во Французской академии в Риме.

 Он провел там около шести лет, венцом которых стала скульптурная группа «Уголино и его сыновья», вдохновленная «Божественной комедией» Данте и могучим реализмом Микеланджело. Граф Уголино был активным участником и жертвой политических распрей 13-го века и погиб от голода в тюрьме, вместе со своими сыновьями и внуками. Данте поместил его в последний, ледяной круг Ада, вместе с теми, кто обрек его на голодную смерть.

Отлитая по возвращении в Париж в бронзе и выставленная в Салоне в 1863 году (мраморная версия, которая находится в Мет, появилась четырьмя годами позже), композиция «Уголино и его сыновья» произвела сенсацию, принесла Карпо множество заказов и покровительство императорской семьи. Он был даже назначен артистическим наставником наследника, юного принца Эжена-Луи Бонапарта, единственного сына Наполеона III и императрицы Евгении.

Так появилась одна из самых известных работ Карпо, размноженная в сотнях бронзовых, мраморных и фарфоровых копий всевозможной величины (Севрская фарфоровая фабрика выпускала их до середины 20-го века), - Портрет принца с собакой Неро.

 Восьмилетный мальчик с нежным, слегка меланхоличным лицом, очень похожий на мать (ее бюст тоже есть на выставке), без каких бы то ни было регалий, словно в предчувствии своей драматичной судьбы: поражение во Франко-Прусской войне (на которую пошел 14-летним подростком, находясь бок о бок с отцом) и Парижская коммуна приведут императорскую семью в лондонское изгнание. Франция больше никогда не будет империей, а Луи погибнет молодым в Англо-зулусской войне.

Интересно, что этот скульптурный портрет был выполнен как подарок императорской семье от русского посла. Неподалеку - еще одно напоминание о России: картина Карпо «Бал в Тюильри» (1867), где изображены император Александр II и императрица Мария Александровна, прибывшие в Париж по случаю открытия Всемирной выставки.

Живопись Карпо не отличалась такой же реалистической точностью, вниманием к деталям и тщательностью отделки, как его скульптуры. Но она по-своему интересна, как и его автопортреты, по которым можно проследить всю его жизнь. Увы, короткую - он скончался в 1875 году после страшных мучений, от рака, в возрасте 48 лет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру