По следам аукционов, или искусство как инвестиция

Недавние лондонские аукционы «Сотбис» и «Кристис» принесли новые рекорды

За одну неделю было продано произведений искусства на 413 с лишним миллионов фунтов стерлингов - сумма небывалая.
Недавние лондонские аукционы «Сотбис» и «Кристис» принесли новые рекорды
 

Лучше всего, разумеется, шли творения известных мастеров. Полотно Фрэнсиса Бэкона (на сегодняшний день - самого дорогого по аукционным показателям художника), созданное в 1966 году, - «Портрет беседующего Джорджа Дайера» - ушло американскому покупателю (он пожелал остаться неизвестным), заплатившему 70 млн долларов, в полтора раза выше оценки. Это - еще один рекорд: так дорого не продавалось на аукционе ни одно полотно Бэкона.

 За картину боролись четыре крупных коллекционера, и не случайно - она не просто значительна с живописной стороны (обнаженная, скрученная - эдакий серо-коричневый мускулистый вихрь, фигура на стуле, перед рассыпанными листами бумаги, под одинокой, тоскливой лампочкой), но и обладает уникальным прошлым. Дайер, с которым Бэкон, по его утверждению, познакомился, когда тот пытался обворовать его квартиру, был возлюбленным художника и объектом многих его работ. Он покончил жизнь самоубийством. Через два дня после этого в парижском Гран-Пале открылась ретроспектива Бэкона, где фигурировал этот портрет.

Были и другие рекордсмены. Но пристальный анализ обнаруживает, что ныне многие покупатели довольно скоро становятся продавцами, то есть покупают картины не для того, чтобы наслаждаться ими или с гордостью одалживать на музейные выставки. Покупателями не движет ни страстная любовь к тому или иному автору, ни неудержимое стремление к обладанию - характерная черта коллекционера. Нет, они покупают картины как акции на бирже, чтобы при выгодной возможности продать их и на этом заработать. Их притягивают не определенные стили или имена, а последняя мода и, часто, новые художники, цены на произведения которых обещают вскоре вырасти.

Аукционы сегодня наглядно демонстрируют разделение на коллекционеров и инвесторов-спекулянтов. У последних уже есть имя - “flippers” - «оборотчики» (подобно тем, кто покупает дома для скорой перепродажи). Даже солидные коллекционеры в последнее время не задерживают подолгу картины в своих собраниях.

 Именно так поступил мексиканский финансист Давид Мартинеc, прежний владелец вышеупомянутого портрета Дайера: он купил картину пять лет назад через частного дилера за 12 млн. А когда понял, с какой выгодой можно ее продать, не стал раздумывать, но теперь уже представил ее на аукцион: как известно, в горячке аукционных ставок цены рвутся вверх, к тому же аукционы сейчас дают гарантию продавцу, обещая в любом случае выплатить определенную сумму.

Другой пример: тайваньский бизнесмен Пьер Чен купил частным образом абстрактное полотно Герхарда Рихтера «Стена». Не прошло и трех лет, как он выставил его на аукцион «Сотбис», где, как и следовало ожидать (Рихтер сегодня самый популярный и дорогостоящий из живущих художников), оно привлекло сразу нескольких состоятельных покупателей. В результате «Стена» была продана за более 20 млн долларов, и Чен хорошо заработал.

Мартинес и Чен относятся к новой категории собирателей, которых называют «суперфлипперами». Большинство в этой категории - покупатели из Азии. Кстати, число стран, поставляющих на рынок искусства новых покупателей, все время растет. Так, в февральских торгах импрессионистского и современного искусства в Лондоне приняли участие покупатели из 44 стран - беспрецедентная цифра, и клиенты из Китая, Гонконга, Кореи, Сингапура и Малайзии потратили в этом году вдвое больше, чем год назад.

 Причина проста: в Китае, скажем, сейчас почти невозможно найти место для надежных инвестиций; в других странах миллиардеры волнуются о том, как поведет себя биржа (январь был не самым легким месяцем, а именно он обычно предсказывает погоду на весь год). Вот и торопятся купить что-то на рынке искусства, который оказывается лучшим вложением, чем биржевые акции.

Впрочем, умные люди понимают, что и он не застрахован от краха, а потому не вкладывают в искусство больше пяти процентов своих денег. Но и этого достаточно, чтобы цены на рынке искусства росли. Даже если речь идет о картинах, «нарисованных» огнетушителем. Именно таким образом 24-летний нью-йоркский художник Люсьен Смит разбрызгивает тысячи капель краски по полотну, создавая так называемые «дождевые полотна».

 Процесс создания недолог, так что за пару лет Смиту удалось сотворить более 300 картин. Но «флипперы» и «суперфлипперы» полюбили его творения и раскупают их, как горячие пирожки. Аукционные дома навострили глаза и уши, и все до одного теперь продают Смита, что сулит солидные комиссионные - борьба за каждую работу идет нешуточная, и картины продаются за десятки, а то и сотни тысяч долларов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру