Но музыка - роскошная, мелодичная, сияющая оркестровыми красками, выросшая из мелодий венских вальсов и шубертовских песен, полная по-вагнеровски мощных и захватывающих нарастаний и лирических откровений - заставляет забыть о протяженности монологов.
Признаюсь, когда я смотрела первый из шести спектаклей «Женщины без тени», идущих сейчас в "Мет-опера", то даже не смотрела на титры, чтобы не отвлекаться: детали текста казались не столь важны и, зная либретто (обязательно прочтите его перед началом спектакля!), хотелось просто отдаться течению музыки и эмоций... И еще - зрелищу, разворачивавшемуся на сцене.
Эту постановку в 2001 году создал для "Мет" Херберт Вернике. Он был и постановщиком, и художником по костюмам, свету и декорациям, и его спектакль по сей день остается одним из лучших в репертуаре "Мет". Увы, Вернике скончался через несколько месяцев после премьеры, внезапно, в возрасте 56 лет, так и не успев больше ничего в "Мет" поставить, что очень обидно.
Да и «Женщину без тени» мы давненько не видели - после премьерного показа 2001 года ее вернули на сцену в 2003, а потом отправили «в запас» на целых 10 лет. Но выглядит она так же свежо, поэтично и многозначно, как и на премьере.
Чтобы лучше понять символизм сюжета, стоит вспомнить, что опера создавалась в 1919 году. Послевоенная Европа лежала в руинах, старые империи (в том числе и Габсбургская) рухнули, а вместе с ними - возвышенные идеалы прошлого. Контраст между сказочными иллюзиями и повседневной жизнью, между императорским дворцом и скромным домом красильщика, трудный путь «с небес» к истинной человечности - основа оперы.
Спектакль начинается в заключенном в зеркала пространстве - то ли дворца, то ли волшебного грота, где синие, серебристые и алые тона вместе с многократно отраженными бликами света создают мир сказочной красоты и при этом загадочной двойственности. Посланник Кейкобада, бога духа, требует от Няньки отчета: почему бездетная Императрица - дочь Кейкобада и земной женщины - до сих пор не обрела тени?
Если этого не произойдет в течение трех дней, она вернется в мир духов и богов, где она была белой газелью. Что же касается ее супруга, Императора, то он превратится в камень. Нянька (венгерская меццо Илдико Комлоши) находит выход из положения: отправляется вместе с Императрицей в мир простых людей на поиски тени, которую можно было бы украсть или купить.
Из сияющего дворца женщины спускаются (это показано с помощью поднимающейся из-под сцены «фабричной» по виду конструкции) в жилище красильщика Барака (единственный в опере персонаж с именем), где трое его братьев дерутся из-за куска хлеба, а его усталая и раздраженная жена должна их разбирать.
Барак мечтает о детях, но жена и слышать об этом не хочет - это ее наказание мужу за ее неудавшуюся жизнь. Тем более что Нянька обещает ей богатство и романтическую любовь - в обмен на отказ от тени. Все последующие сцены разыгрываются в этих двух мирах, а насколько первый обобщен и загадочен, настолько второй конкретен и полон узнаваемых деталей.
Не буду углубляться в повороты сюжета, скажу лишь, что это путешествие заканчивается подлинным внутренним преображением каждой из двух центральных героинь. И если судьба Императрицы кажется решенной, то как разрешат свой нараставший на протяжении спектакля конфликт Барак и его жена, мы так и не узнаем.
Штраусовские оперы, как известно, неимоверно сложны для музыкального воплощения, но на сей раз исполнительский состав подобрался почти идеальный - во главе с дирижером Владимиром Юровским, умеющим как мало кто сегодня услышать и, главное, реализовать детали многокрасочной, многоголосой партитуры и поддержать певцов (лишь иногда хотелось большей страсти, размаха, подъема). Хороши исполнители мужских ролей.
Но украшение спектакля - совершенно завораживающая красотой, музыкальностью и богатством вокала Императрица - Анна Шваневилмс и мощная, драматичная, невероятно убедительная Жена Красильщика - Кристин Герке. Осталось всего несколько спектаклей. Детали на сайте metopera.org.