Профсоюз - это страшная сила

Конфликт профсоюза музыкантов и руководства практически погубил один из лучших в Америке симфонических оркестров - оркестр Миннесоты - и заставил его главного дирижера, финна Осмо Вянскя подать в отставку. 

Профсоюз - это страшная сила

В минувшие выходные оркестр (точнее, то, что от него осталось) и его уже бывший главный дирижер попрощались в трех концертах, состоявшихся в концертном зале на кампусе Университета штата Миннесота. Билеты в зал на 1.100 мест разошлись, как только было объявлено о двух прощальных концертах, так что решили добавить третий.

Играли то, что планировалось давным-давно для открытия сезона - Фортепианные концерты Бетховена (Третий) и Моцарта (№27), «Эгмонт» Бетховена и «Жар-птицу» Стравинского. А на «бис» - «Грустный вальс» Сибелиуса, объявляя который Осмо Вянскя сказал, что для него этот знаменитый вальс ассоциируется с «танцем смерти».

В данном случае он был совершенно прав. А началось все еще в 2012 г., когда администрация оркестра, увидев в ведомостях дефицит в 6 млн долларов, решила его одним ударом устранить и предложила музыкантам сокращение зарплат на 33 процента.

Поскольку оркестр в то время находился на пике мастерства и популярности, то оркестранты возмутились и отказались (в тот момент их средняя зарплата составляла 135 тыс. в год), что для Миннесоты немало, но, сравнивая с 360 с лишним тысячами генерального менеджера оркестра, - сущие пустяки.

В течение года профсоюз не уступал менеджменту, а тот - профсоюзам, отменяя один за другим запланированные концерты и в конце концов - весь сезон. В последние месяцы менеджмент начал идти на уступки (теперь зарплату предлагается уменьшить в среднем до 104 тысяч в год, что дефицит не уничтожит, но сократит 3.6 миллиона; менеджмент тоже готов сократить свои ряды и зарплаты). Однако профсоюз продолжал игнорировать все предложения.

В результате города Миннеаполис и Сент-Пол и их ближайшие окрестности на целый год были оставлены без симфонических абонементов (отдельные гастролеры - не в счет), что только ускорило отток публики от классической музыки. Не помог даже ультиматум Вянскя: "Если не приступим к репетициям до 30 сентября, придется отменять два запланированных на начало ноября концерта оркестра в Карнеги-холл (с музыкой Сибелиуса, в которой Вянскя - крупный специалист), а мне - уйти с поста".

Согласно контракту Вянскя продолжает получать зарплату, но какому творческому человеку нравится вынужденный простой, да еще постоянные отсрочки - то ли начнут работать, то ли не начнут, то ли ждать окончания забастовки в Миннесоте, то ли принимать предложения от других коллективов - 60-летний Вянскя широко признан как один из лучших дирижеров мира и проблем с занятостью у него не будет.

Пока профсоюзники упирались, лучшие музыканты оркестра потихонечку начали переходить в другие коллективы - им тоже не хочется сидеть без дела, да и семьи кормить надо. Спонсоры со своей стороны не очень спешат раскошеливаться ради фактически несуществующего коллектива, и может случиться, что если даже какое-то соглашение между профсоюзом и администрацией в конечном итоге будет подписано, играть будет некому и не перед кем, а платить - нечем...

Между тем возмущенные отсутствием поддержки профсоюзы призвали к бойкоту тех корпораций, которые представлены в Совете Директоров (то есть главных спонсоров!), в том числе банков Wells Fargo, US Bank, компаний General Mills, United Health Care, Land O’Lakes, и газетного издательства Minneapolis Star-Tribune. Приведет ли к чему-нибудь хорошему бойкот «руки кормящей»? Вряд ли. Существовавший 110 лет оркестр, которым руководили в разные годы Юджин Орманди и Дмитрий Митропулос, - на грани исчезновения. Университетский мегаполис, один из культурных центров Америки, останется с одним маленьким камерным оркестром города Сен-Пол.

В Нью-Йорке другой профсоюз - рабочих сцены (IATSEL/Local One, тот же, что обслуживает бродвейские театры, хотя в Карнеги-холл сложные декорации устанавливать не надо и самая тяжелая операция - это вынос подиума для дирижера и выкатывание рояля) тоже начал забастовку, причем точно в день открытия сезона Карнеги-холл, 2 октября.

Праздничный концерт, привлекающий внимание публики и прессы и собирающий миллионы долларов от спонсоров, отменили (впрочем, гала-обед в «Уолдорф-Астории» состоялся). Приглашенный для открытия Филадельфийский симфонический оркестр под управлением Янника Неже-Сегана остался в Филадельфии, дав объявленный в последнюю минуту бесплатный концерт.

Чего же требовал самый высокооплачиваемый профсоюз работников сцены, многие члены которого получают по 400.000 долларов в год (больше, чем финансовый директора Карнеги-холл)? Чтобы Образовательный центр Карнеги-холл, который должен открыться следующей осенью, оказался полностью в его, профсоюза, власти и таким образом Карнеги-холл не смог бы нанимать для центра более дешевых работников. Профсоюз даже требовал увольнения всех, кто готовит Образовательный центр к открытию, в пользу его, профсоюза, членов.

Карнеги-холл на это возражал, что работникам сцены нечего делать в классах, где будут проходить семинары, лекции и мастер-классы, и что если ему, Карнеги-холл, не удастся использовать более дешевую рабочую силу, то куда меньше денег останется на деятельность Образовательного центра, воспитывающего будущих любителей музыки и совершенствующего молодых музыкантов.

Но членов профсоюза это не волнует. Им нравится переносить стулья с места на место за сотни тысяч долларов и хочется расширить эту синекуру. Показав свои «мускулы», профсоюз поставил под угрозу отмены следующие концерты сезона. После переговоров забастовку прекратили. Обе стороны пошли на уступки.

Но кто следующий? 

Новости региона

Все новости