«Здоровые» фудстемпы

Мэры крупнейших городов Америки выступают против «мусорной еды»

В обойме особо затратных федеральных программ видное место занимает так называемый Farm Bill – пакет государственной поддержки производителей сельхозпродукции и малоимущих слоев населения страны. Эта программа родилась в годы Великой Депрессии, как временная мера, и была частью «Нового курса» президента Рузвельта. 

Мэры крупнейших городов Америки выступают против «мусорной еды»

С 1938 года пакет помощи стал постоянным, но с одним условием – обязательным пересмотром раз в пять лет. Под разными названиями программа сохранилась по сей день, и в этом году пересматривается Конгрессом США в 16-й раз.

Farm Bill традиционно убивает трех зайцев. Гарантирует фермерам сбыт продукции, целевые субсидии и помощь в страховании. Сдерживает рост цен на сельхозпродукты. Оказывает продовольственную помощь беднейшим слоям населения через Supplemental Nutritional Assistance Program (SNAP), более известную в народе, как программа фудстемпов.

Все выделенные Конгрессом деньги на Farm Bill идут через Министерство сельского хозяйства страны – а это 100 миллиардов долларов в год – и оно уже раздает всем сестрам по серьгам. (Кстати наш Минсельхоз является вторым по количеству служащих министерством страны после... Министерства обороны).

Львиная доля – 80 процентов – уходит на фудстемпы. Вот почему сейчас, на волне кампании «за экономную экономику» и затягивания поясов, взоры законодателей падают на прожорливую SNAP. За двенадцать лет этого века казна потратила на фудстемпы фантастическую сумму – триллион долларов.

Хотя законодательный водораздел идет, как обычно, по партийному признаку, обе стороны в принципе согласны в одном. Сокращать расходы надо, вопрос, как и насколько. Демократы за косметические, щадящие процедуры, республиканцы за кардинальную хирургию. Хватит кормить бездельников – урезать, так урезать!

Но легко махать пропагандистскими шашками наверху, в реальной жизни далеко не так просто. Америка слишком глубоко увязла в фудстемпах. Сегодня продовольственную помощь государства получают свыше 50 миллионов человек, или каждый шестой американец. Например, в моем миллионном Луисвилле, штат Кентукки, на фудстемпах «сидят» свыше 130 тысяч семей. Подчеркиваю, семей. И это далеко не самый бедный город страны.

Пока законодатели – на уровне Сената – достигли компромисса. Верхняя палата Конгресса проголосовала за Farm Bill-2013. Теперь слово за нижней палатой. Основная новация законопроекта – урезание программы фудстемпов на 400 миллионов долларов в год. Несмотря на большое количество нулей, сумма небольшая.

Всего на полпроцента. Например, если вы получаете продовольственную помощь на сто долларов, будет на пятерку меньше. Но, повторяю, пока это всего лишь законопроект, а не закон. Подождем осени.

Пока закон еще не принят, на его окончательную редакцию стремятся влиять политики всех рангов и уровней. Надо смотреть не только на количественную сторону программы фудстемпов, но и на качественную.

Примерно такой посыл содержится в недавнем коллективном обращении мэров 17 крупных городов страны к лидерам Конгресса Джону Бейнеру и Нэнси Пелоси. Среди подписантов «отцы» Нью-Йорка, Балтимора, Бостона, Чикаго, Филадельфии, Сиэтла, Сан-Франциско и Луисвилла.

Не секрет, что получатели продовольственной помощи большую часть фудстемпов тратят на «мусорную пищу» – нездоровые продукты с большим содержанием сахара, кукурузного сиропа и консервантов. Если раньше бедный человек ассоциировался с худобой, сейчас обратная картина. Богатый, как правило, худой, бедный – толстый. Одна из причин пищевого неравенства – богатый покупает свежие натуральные органические продукты, бедный – мороженые и консервированные субпродукты.

Излишний вес – источник массы хронических заболеваний, преждевременной инвалидности и ранних смертей. 30% населения моего города имеет избыточный вес. Получатели фудстемпов одновременно являются потребителями «мусорной пищи». По мнению мэров, вместо реальной поддержки малоимущих, фудстемпы порождают новые проблемы. Ежегодно на болезни толстяков страной тратится 147 миллиардов долларов.

Мэры городов не призывают к отмене фудстемпов. Их предложения направлены на покупательную переориентацию получателей продовольственной помощи. Как известно, на фудстемпы нельзя покупать алкоголь, сигареты, промышленные товары. Мэры предлагают в этот список запретов добавить все виды «соды», сладости, чипсы, хлопья и другие продукты с большим содержанием соли, сахара и консервантов. Кроме этого, власти моего города хотят разрешить использовать фудстемпы для покупок на любых фермерских рынках.

Пищевая индустрия мгновенно отреагировала на обращение мэров, как популистское и научно необоснованное. По данным Американской ассоциации безалкогольных напитков, «сода» не единственный виновник ожирения населения. Избыточный вес – результат целого комплекса медицинских и социальных причин. Меня трудно причислить к апологетам пищевой индустрии, но здесь тот случай, когда я вынужден с производителями напитков согласиться.

Помню, по образовательному телеканалу я как-то посмотрел двухсерийный документальный фильм о Кентукки первых послевоенных лет. Фильм без претензий, непропагандистский, обычная хроника различных аспектов жизни штата.

Детсад, школа, дом, улица, завод, ферма, молодежные вечеринки, спорт, отдых. Что меня поразило, как люди выглядели! Всего 60 лет назад, но словно с другой планеты. Красивые, подтянутые, стройные. На танцах парни в костюмах, девушки – в платьях и на «шпильках». Даже в уличной толпе редко виден толстяк. Что же с людьми случилось всего за пару поколений?

Один из ответов – поменялась основа основ нашей биологии. Мы то, что едим. Шестьдесят лет назад между продуктом питания и потребителем был минимум посредников. Мясо, молоко, фрукты, овощи покупали непосредственно у фермеров или в продуктовой лавке цельными. Продукты хранились ровно столько, сколько предписано природой, а не химическими лабораториями и гигантами пищевой индустрии.

Всего за полвека в нашем питании произошел гигантский скачок через все стадии эволюции. Америка от патриархального способа питания сразу прыгнула в индустриальное. Гормоны роста, пестициды, чудо-консерванты. Все это в красивых банках, пластике, пакетах. Храни, вплоть до Второго пришествия. Результат? Широка страна моя родная, особенно в талии.

Не думаю, что фудстемпы в ожирении нации играют какую-то особую роль. Полвека назад американцы получали фудстемпы, пили «кока-колу», курили намного больше, что не мешало им выглядеть нормальными людьми. И если даже Конгресс запретит покупать на фудстемпы «соду» и сладости, я не уверен, что Америка станет стройнее и здоровее. Для этого надо ликвидировать всю пищевую индустрию страны и все, что за ней стоит.

Но это утопия. Будем толстеть дальше. На халявные фудстемпы или трудовые баксы, какая разница? Результат, все равно, будет одинаков. 

Новости региона

Все новости